Встреча с куратором выставки «Ильязд. ХХ век Ильи Зданевича» Борисом Фридманом и представление каталога выставки и журнала «Третьяковская галерея»

Илья Зданевич и Пабло Пикассо. Фото

Программа вечера,
посвященного творческой деятельности
Ильи Михайловича Зданевича

  1. Встреча с куратором выставки «Ильязд. ХХ век Ильи Зданевича» Борисом Фридманом, представление каталога выставки и журнала «Третьяковская галерея»

    ПЕРЕРЫВ: В перерыве осмотр экспозиции изданий Ильи Зданевича

  2. Музыкально-поэтическая композиция на стихи Ильи Зданевича в исполнении артиста театра на Таганке Дмитрия Высоцкого (бас – Андрей Башев)
Борис Фридман
Борис Фридман

26 мая 2016 года в 18.00 Дом русского зарубежья им. А.Солженицына приглашает на встречу с куратором выставки «Ильязд. ХХ век Ильи Зданевича» (в ГМИИ им. А.С.Пушкина) Борисом Фридманом и представление каталога выставки и журнала «Третьяковская галерея», в котором опубликована беседа со-редактора журнала Натэллы Войскунской с Борисом Фридманом.

Илья Михайлович Зданевич, ретроспективная выставка творческого пути которого прошла в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, — одна из интереснейших фигур русского зарубежья. Выходец из Грузии, окончивший Санкт-Петербургский университет, один из зачинателей движения футуризма в России, проживший бóльшую часть своей жизни во Франции, поэт, прозаик, драматург, теоретик русского авангарда, дизайнер тканей, ученый-этнограф, исследователь архитектуры, самый креативный издатель ХХ века, близкий друг Пабло Пикассо, Макса Эрнста, Жоана Миро, Коко Шанель и многих других — все это Илья Михайлович Зданевич — Ильязд.

Первый период жизни Зданевича пришелся на бурные годы, полные исторических и культурных событий в Грузии и России. Это и Первая мировая война, и революция в России, и обретение на несколько лет Грузией независимости. Активная, неуемная натура юного гимназиста, а впоследствии студента Санкт-Петербургского университета постоянно пытается найти себя в чем-то новом, несовпадающем со всем общепринятым. Знакомство с Михаилом Ларионовым, Наталией Гончаровой, Михаилом Ле-Дантю, Виктором Бартом позволяет юному Зданевичу оказаться в гуще авангардных культурных событий. Эти девять лет его жизни вместили в себя большое количество знаковых дел: искусствоведческие изыскания по теории футуризма и всёчества; активную организаторскую деятельность; множество статей и четыре футуристические пьесы; пребывание в качестве военного корреспондента на фронте; участие в этнографической экспедиции на территории Турции и изучение архитектуры старых грузинских церквей; и наконец — вместе с братом Кириллом и Михаилом Ле-Дантю открытие для мира доселе неизвестного художника Нико Пиросмани и формирование собрания его замечательных работ.

В 1921 году Илья Зданевич добирается до вожделенного Парижа. Поселившись поначалу у Гончаровой и Ларионова, он быстро входит в среду русской литературной и художественной эмиграции. Зданевич возобновляет активную лекционную деятельность, становится сначала секретарем, а впоследствии и председателем Союза русских художников.

Он близко знакомится с авангардными деятелями французской культуры, художниками, поэтами, сближается с дадаистами и будущими сюрреалистами. В значительной степени этому способствуют проводимые Союзом русских художников знаменитые балы, в организации которых активное участие принимает Ильязд.

Важным периодом для Зданевича была его работа с Домом моды великой Коко Шанель.  Став в 1928 году главой бюро рисовальщиков на предприятии у Коко Шанель, Ильязд осваивает еще одну профессию — дизайнера по текстилю. В 1931 году Ильязд был назначен директором головного завода предприятия «Ткани Шанель». Период работы на предприятиях компании Шанель был наиболее благополучным в материальном плане для Ильязда. Именно в это время ему удается на свои средства издать недавно написанный роман «Восхищение». В 1933 году в результате возникшего конфликта он покидает компанию, сумев сохранить при этом добрые отношения с Коко Шанель.

Несколько последующих лет Зданевич отдает занятию писательским творчеством.  Начиная с 1940 года и до конца своих дней, Зданевич полностью посвящает себя издательской деятельности.  За это время им созданы двадцать одно издание livre d`artiste, участниками которых были такие мастера, как Пикассо, Миро, Эрнст, Джакометти и многие другие.

Тридцать пять лет, отданных Ильяздом работе в этом жанре искусства, позволили ему стать единственным издателем, работам которого посвятили персональные выставки крупнейшие художественные музеи мира.

В программе вечера — поэтическая композиция «Венок сонетов И. Зданевича» в исполнении артистов театра «На Таганке».

На вечере можно будет приобрести каталог выставки и журнал «Третьяковская галерея» (№ 1(50) за 2016 год).

Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play