Фонд ГРАНИ и редакция журнала "Третьяковская галерея" поздравляют Студию военных художников имени М.Б. Грекова Министерства обороны РФ с замечательным юбилеем - 85-летием со дня основания

Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Красной Звезды Студия военных художников имени М.Б. Грекова - творческая организация Министерства обороны Российской Федерации, созданная на основании приказа Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова 29 ноября 1934 г.

Митрофан Борисович Греков – талантливый русский и советский художник-баталист, ученик И.Е. Репина и Ф.А. Рубо, ветеран 1-й мировой и гражданской войн, воспевший в своём творчестве героический путь Первой Конной армии, мечтой которого было создание студии батальной живописи. Первоначально Студия называлась изомастерской самодеятельного красноармейского искусства имени М.Б. Грекова в особой отдельной кавалерийской бригаде. Со времени основания и по сей день главным требованием к художникам Студии, помимо профессиональных качеств, было знание и понимание психологических аспектов военной службы. Этот принцип очень чётко и ёмко выражен в словах самого М.Б. Грекова: «Военным художникам может быть не всякий, хотя и самый одарённый живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действие войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулемётный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух».

М.Б. ГРЕКОВ. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933
М.Б. ГРЕКОВ. Красноармейская тачанка. Выезд на позиции. 1933
Холст, масло. 150 × 300 ГТГ

В Первые годы становления в изомастерскую зачисляли одарённых красноармейцев, которые продолжали проходить боевую и политическую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Учителями и наставниками первых студийцев были выдающиеся мастера советского искусства, вошедшие в состав первого художественного совета: Г.К. Савицкий, А.М. Герасимов, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, Н.Г. Котов, М.И. Авилов и др.

Наиболее одарённые ученики получали возможность поступать в художественные вузы. В 1938 году приказом командующего Московским военным округом С.М. Будённым изомастерская была переименована в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. В 1940 году в Студию приходят первые профессиональные художники: Анатолий Горпенко, Сергей Годына, Пётр Кривоногов, автор известной картины «Победа». Поездки на фронт советско-финской войны (зима 1940 г.) стали первой серьёзной проверкой на умение работать в трудных походных условиях.

М.И. САМСОНОВ. Сестрица. 1954
М.И. САМСОНОВ. Сестрица. 1954
Холст, масло. 138 × 111. ЦМВС

В первые дни Великой Отечественной войны часть художников Студии ушла на фронт с маршевыми ротами. Студии было поручено организовать выпуск агитлистков «Листок красноармейца», специально для рассылки в воинские части. Плакаты грековцев – «Отстоим Москву!» Н.Н. Жукова и В.С. Климашина; «Дойдём до Берлина!», «Дошли! Красной Армии Слава!» Л.Ф. Голованова - стали символом военного времени.

Всю войну художники студии имени М.Б.  Грекова, находясь в действующей армии продолжали фиксировать всё увиденное и пережитое, что позволило достоверно и убедительно передать в дальнейшем живое дыхание грозного лихолетья.

В 1943 году художественное руководство творческим коллективом принял Н.Н. Жуков. Это знаковая фигура для Студии. Он был выдающейся личностью и прекрасным художником. Не один художник стал студийцем благодаря его острому взгляду. С группами грековцев он постоянно выезжал в действующую армию. Вел обширную переписку с художниками, находящимися на разных фронтах.  На протяжении 30 лет Н.Н. Жуков оставался бессменным художественным руководителем Студии.

Финальным аккордом войны для Студии было участие художника Н.Н. Жукова в работе Нюрнбергского трибунала. Результатом этой командировки стала серия из более двухсот рисунков   этого исторического события.

В.М. СИБИРСКИЙ. Главкомы союзнических армий стран антигитлеровской коалиции. Берлин. 1945 г. 1995
В.М. СИБИРСКИЙ. Главкомы союзнических армий стран антигитлеровской коалиции. Берлин. 1945 г. 1995
Холст, масло. 142 × 184

Послевоенный период в истории Студии стал периодом расцвета. Сложился коллектив профессионалов в различных областях изобразительного искусства, способных решать самые сложные творческие задачи, что и позволило осуществить проекты, которые и сегодня являются эталоном. Наиболее значимыми и масштабными проектами в истории Студии были: панорама «Сталинградская битва», являющаяся центром мемориального ансамбля-музея «Сталинградская битва» в Волгограде, диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» в Севастополе, две самые крупные в СССР диорамы «Ясско–Кишинёвская операция» г. Кишинёв и «Огненная дуга» в г. Белгороде, комплекс диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, восстановление после пожара панорамы «Бородинская битва» Ф.А. Рубо, историческая многофигурная композиция «Кто  с мечом к нам придёт – от меча и погибнет!» С.Н. Присекина, украшающая Большой Кремлёвский дворец Московского Кремля, росписи Храма Христа Спасителя в Москве и многие другие всемирно известные произведения. Многолетний опыт создания масштабных архитектурно-скульптурных, панорамно–диорамных комплексов, многофигурных исторических композиций позволяет считать Студию уникальным творческим коллективом, сохраняющим и развивающим лучшие традиции русской реалистической школы. Творчество художников Студии востребовано не только у нас в стране, но и за рубежом: памятник–ансамбль «Воинам Советской Армии, погибшим в боях с фашизмом» Е.В. Вучетича (Трептов-парк, Берлин), одна из крупнейших панорам в Европе «Плевенская эпопея» творческого коллектива под руководством Н.В. Овечкина (г.Плевна, Болгария), художественно-исторический комплекс-музей памяти Кемаля Ататюрка, включающий три диорамы, пятнадцать многофигурных исторических композиций и более пятидесяти портретов, созданный группой живописцев во главе с народным художником России С.Н. Присекиным (Анкара, Турция). Эти всемирно известные скульптурные и панорамно-диорамные комплексы, созданные художниками за рубежом принесли Студии мировую известность.

Сегодня Студия военных художников имени М.Б. Грекова находится на подъёме. В прославленном коллективе трудится более 30-ти профессиональных художников. Студия гордится своими творческими династиями Ананьевых, Самсоновых, Сибирских, Переяславцев и Присекиных.

С.Н. Присекин. Схиархимандрит Илия. 2014
С.Н. Присекин. Схиархимандрит Илия. 2014
Холст, масло. 80 × 60

Проекты, осуществляемые студийцами, не перестают восхищать и радовать зрителей высоким профессионализмом, эмоциональной наполненностью образов и эстетическим совершенством. Среди проектов последних лет: скульптурные композиции «Первая мировая война 1914-1918 годов» и «Победа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов», установленные на Фрунзенской набережной перед фасадом здания Министерства обороны Российской Федерации, автор М.В. Переяславец , мемориальная композиция «Героям Ладоги - дороги жизни», установленная на территории филиала Центрального военно-морского музея Санкт-Петрбурга, автор Л.А. Семикопенко, также полюбившиеся москвичами и гостями столицы скульптурные композиции «Офицеры» и «Они сражались за Родину» на Фрунзенской набережной, созданные автором А.И. Игнатовым по одноименным фильмам; мемориальный комплекс «Погибшим на службе Отечеству 25 декабря 2016 г.» автор М.М. Малашенко; диорама «Стояние на Угре», (Владимирский скит  Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области автор П.В. Рыженко; памятники маршалу Г.К. Жукову, автор Д.В. Клавсуц; генералу армии В.Ф. Маргелову, автор А.Д. Чебаненко; генерал-лейтенанту В.Г. Асапову, автор А.Д. Чебаненко; памятник «Борцу с терроризмом» (парк «Патриот»), автор Л.А. Семикопенко.

Диапазон творческих интересов студийцев не ограничивается исключительно батальной тематикой. Художники участвуют в конкурсах и проектах, посвященных сохранению культурно-исторического наследия России и мира. Созданы памятники великому российскому актёру, народному артисту СССР Владимиру Зельдину, автор М.М. Малашенко; народному артисту СССР Иосифу Кобзону, автор Д.В.  Клавсуц; «Уралочке посвящается» - многофигурная скульптурная композиция,  посвященная женской волейбольной команде «Уралочка», автор А.Д. Чебаненко.

Образы государственных деятелей, учёных, спортсменов и артистов в творческом плане представляют для студийцев не меньший интерес.

В настоящее время Студия участвует в нескольких крупномасштабных проектах: скульптурном и живописном оформление главного военного храма Воскресения Христова (парк «Патриот»), авторы Д.В. Клавсуц  и А.И.Игнатов; создаётся диорама «Высота 776», посвященная героическому подвигу 6-й роты псковских десантников, погибших в Аргунском ущелье (для музея Рязанского училища ВДВ), авторы А. Ананьев и И.М. Лебедев; памятник посвященный погибшим при защите Отечества (трасса М-11 Москва-Санкт-Петербург), автор М.М. Малашенко  и другие проекты.

Верные принципам основателя Студии Митрофана Борисовича Грекова, сегодня художники работают в самом опасном регионе мира – на Ближнем Востоке, в Сирии. По материалам этих командировок создан ряд работ, посвящённых героическому подвигу российских военнослужащих, выполняющих свой воинских долг вдали от родины. Недавно в стенах Военного университета Вооруженных Сил РФ прошла выставка художников, побывавших в зоне боевых действий, под названием «Военные художники. Сирийский дневник».

Художники Студии свято хранят традиции, заложенные старшим поколением грековцев. Так же как и раньше, богатейший материал для новых произведений мастеров даёт их личное присутствие в войсках, на армейских учениях и в «горячих» точках. Создание художественных произведений, выставочная и просветительская деятельность всегда являлись основной задачей Студии в сфере военно-патриотического и эстетического воспитания.

 

Читайте на сайте журнала «Третьяковская галерея»:

ВЫСТАВКИ

Александр Сытов
80 лет Студии военных художников имени М.Б. Грекова

#2 2015 (47)

ПОЯВЛЕНИЕ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА ПАНОРАМНОЙ ЖИВОПИСИ СВЯЗАНО С ИМЕНЕМ ФРАНЦА РУБО (1856-1928). ШИРОКУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ ЕМУ ПРИНЕСПИ ПАНОРАМЫ «ОБОРОНА СЕВАСТОПОЛЯ» И «БОРОДИНСКАЯ БИТВА». ФРАНЦ РУБО СЧИТАЛ, ЧТО «БАТАЛИСТ ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬ В СЕБЕ СПОСОБНОСТЬ БЫСТРО СХВАТЫВАТЬ ОБЩЕЕ, ХАРАКТЕРНОЕ, ПЕРЕДАВАТЬ МОДЕЛЬ В ДВИЖЕНИИ, УМЕТЬ РИСОВАТЬ И ПИСАТЬ ПО ВПЕЧАТЛЕНИЮ, ПО ПАМЯТИ...». ДОЛГОЕ ВРЕМЯ Ф. РУБО ПРЕПОДАВАЛ В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ВОСПИТАЛ ЦЕЛУЮ ПЛЕЯДУ ТАЛАНТЛИВЫХ РУССКИХ БАТАЛИСТОВ, САМЫМ ИЗВЕСТНЫМ ИЗ КОТОРЫХ СТАЛ МИТРОФАН БОРИСОВИЧ ГРЕКОВ (1882-1934).

 

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play