Открытие выставки, посвящённой памяти поэта Полины Волович | НИГДЕ КРОМЕ
13 февраля 2024 г. в Культпроекте НИГДЕ КРОМЕ состоялся творческий вечер, посвященный памяти поэта Полины Волович, и открытие выставки станковой графики и живописи Александра Драгового.
Выставка «Здравствуй...»
станковой графики и живописи Александра Драгового
13 - 30 февраля 2024 г.
Культпроект НИГДЕ КРОМЕ,
Москва, Калашный пер. 2/10, метро Арбатская
Пишу тебе письма зелёным маркером, крашу в оранжевый синие стены клетки...
Это первые строки стихотворения «Здравствуй». Стихотворения ещё совсем маленькой девочки-подростка Полины Волович. Она умерла 11 января 2015 года. Из мира ушёл совсем юный человек. Но остались стихи. Стихи, в которых ощущаешь совсем не детские ритмы не д тское восприятие жизни, вертикаль пространства, боль людей близких и дальних. В стихах Полины Волович поразительный, очень чуткий нерв восприятия неустроенности любого, кто нуждается в ее участии, кому можно и необходимо протянуть руку помощи просто от сердца неравнодушного и очень чуткого сердца поэта.
Крашу в оранжевый синие стены клетки...
Такое мог написать только художник. Столкнуть синий и оранжевый?! Эти два контрапункта, эти две полярные величины. Синий — холодный, отстранённый, цвет неба и космоса, цвет далёких, неземных хрустальных сфер. И оранжевый, цвет земной, экспрессивной плоти и крови, цвет пульса и буйной жизни всего земного. Это напряжённое столкновение двух полярных величин самого высокого накала, это символично и, наконец, это просто очень красиво. В столкновении именно этих цветов ощущаешь вертикаль. Апельсин на фоне синего неба, оранжевые поля Ван-Гога, освещённые восходящим солнцем под пронзительно синим небом Арля. «Оранжевое солнце, оранжевое небо...»
Вспоминаются строки этой детской песенки. И Полина была в сущности ещё ребёнком, но в её стихах поражает не детский накал чувств, в них ощущаешь пульс совсем не детской, очень сложной жизни души. Стихи Полины неоднозначные, быть может, неровные, но очень сложные по ритму, по восприятию жизни, пространства вокруг себя, напряжённые, как туго натянутая струна, которая вибрирует и вот-вот может порваться.
Отняли сигареты, отняли старый блокнот, зажигалку, ножик, все говорят, скоро выпустят, я уеду, все говорят, что начну всё с начала, новых знакомых узнаю...
Да что за бред! Тут нету даже фонарика, в письмах косые строчки, я, надеюсь, ты тут когда-то будешь, прежде чем стены закрасят, тебя я...
Впрочем, это тебя не особо интересует. Лучше о прочем, вчера мне опять сказали, что, возможно, вернусь я, если мне постараться, что вернут сигареты и ножик, блокнот с цветами, если только «стабильна» появится в деле...
Это впечатления Полины о детях-подростках из книги «Дом, в котором...» — романа Мариам Петросян. Это роман о детях, инвалидах, запертых в душном пространстве этого дома, обречённых на сломанные судьбы, несостоявшиеся жизни, на неразделённую любовь, на полное отторжение от какой-то другой «нормальной жизни».
Здравствуй.
Пишу тебе снова, прочтёшь, быть может. Врали, что выпустят, врут, что ещё не время, врут, что иду на поправку, и врут, похоже, обо всём, говорят, тебя нет, ты ушёл...
Не верю! Мне вчера говорили, что маркер давно не пишет, что все письма мои нечитаемы, незаметны, что ты их не прочтёшь, говорили... Не верю, слышишь?..
Не вернули ни нож, ни блокнотик, ни сигареты. Ничего не вернули, да я и не жду, по правде. Был бы нож, распорола бы стены злосчастной клетки, добралась бы до камня, до кафеля, вот вам, нате! Ну а дальше?
Четвёртые сутки тут нету света, в темноте, если честно, не очень-то понапишешь, иногда даже кажется, я навсегда ослепла, иногда начинает казаться намного выше потолок моей клетки...
Они говорят, всё это сохраняет энергию, деньги, их время, прочее, что им нужно, чтобы поддерживать безопасность... Я всё пишу тебе письма корявым почерком.
Вдруг повезёт. Вдруг прочтёшь и запомнишь.
Здравствуй...
Здравствуй, Полина! Я надеюсь, что мы будем читать твои стихи.
Мы встретимся и попытаемся понять тебя, мы попробуем заглянуть в твой мир пятнадцатилетней девочки и ответить тебе на твой призыв к любви, пониманию и соучастию, твоим несбывшимся мечтам, планам и просто твоей такой маленькой и такой наполненной взрослой мудростью жизни.
Впусти лишь слово — храм твой заиграет
Цветами радуги. Открой его врата,
Впусти людей... Ведь нега, да не та,
Когда в ночи тебя никто не вспоминает.Пусть рухнет храм, пусть снова суета,
Но правда в том, что ничего не вечно.
Коль счастье миру не раздашь беспечно,
Жизнь не была тобою испита.
Александр Драговой
Фото: Татьяна Успенская
См. также:
- Выставка «Полина Волович. Остановившая время…» в Доме-музее Марины Цветаевой, 16 - 30 января 2016 г.
- Открытие выставки «Полина Волович. Остановившая время…» в Доме-музее Марины Цветаевой
- Встреча художника Александра Драгового со зрителями на выставке "Полина Волович. Остановившая время…" в Доме-музее Марины Цветаевой
- Телеканал АРТИСТТВ о выставке "Полина Волович. Остановившая время…" в Доме-музее Марины Цветаевой