Личные истории в работах Дмитрия Жилинского

К статье «Дмитрий Жилинский. Ближний круг»
http://www.tg-m.ru/articles/2-2017-55/dmitrii-zhilinskii-blizhnii-krug

Экспозиция выставки Дмитрия Жилинского в Третьяковской галерее

Одним из значимых экспонатов выставки Валентина Серова, прошедшей с феноменальным зрительским успехом в 2015-2016 годах в Третьяковской галерее, стал портрет императора Александра III (1899), изображенного около дворца Фреденсборг в мундире датской Королевской лейб-гвардии. Эта работа, упомянутая в монографии И.Грабаря и ныне хранящаяся в исторической коллекции офицерского фонда Королевской лейб-гвардии в Копенгагене, была мало известна даже специалистам и стала одним из открытий юбилейной выставки художника. Посмертный портрет императора, писавшийся Серовым в России, после завершения был передан по воле императрицы в Данию, и более века не покидал пределы дворца.

Включению этого примечательного произведения Серова в состав выставки способствовала – как это ни удивительно – ретроспектива Д.Д. Жилинского, показанная в Третьяковской галерее в 2007 году, где в числе прочих работ экспонировались портреты членов датской королевской семьи, написанные им в 1993-1995 годах.

Работая в Дании над этой серией, Жилинский увидел в одном из дворцовых интерьеров тот самый портрет Александра III кисти Серова. Его изображение, данное в ракурсе, он включил в композицию «Портрета Королевы Дании Маргрете II» (1993). «Открытие» Жилинским нынешнего местонахождения серовского портрета дало основание специалистам Третьяковской галереи начать переговоры о его включении в состав готовящейся экспозиции произведений Серова.

Валентин Серов. Портрет Александра IIIДмитрий Жилинский. Портрет королевы Дании Маргрете II, 1993

Полотно привезли в Россию, и в 2015 году оно впервые было показано широкой публике на родине художника - в рамках масштабной юбилейной выставки в Третьяковской галерее, побившей все рекорды посещаемости.

Сам Дмитрий Жилинский приходился Валентину Серову дальним родственником (он был внуком его младшей единоутробной сестры), но благодаря этой истории оказался связан с ним не только узами родства.

С научным сотрудником отдела живописи второй половины ХХ века Третьяковской галереи Анной Дьяконицыной, пересказавшей нам этот любопытный эпизод, мы встретились в одном из залов Третьяковской галереи на Крымском Валу, где с 12 апреля по 5 июля 2017 года проходила выставка «Дмитрий Жилинский. Ближний круг».

Дьяконицына - специалист по творчеству Жилинского, связанная с этим материалом уже больше десяти лет.

К настоящей выставке ею была подготовлена книга для серии «Художник в Третьяковской галерее». https://www.tretyakovgallery.ru/issues/dmitriy-zhilinskiy/

- Дмитрий Жилинский, - говорит Анна с гордостью, - стал одним из первых художников второй половины XX века, кто удостоился внимания в этой давно существующей серии, где прежде были представлены в основном мастера XVIII и XIX столетий.

Экспозиция выставки Дмитрия Жилинского в Третьяковской галерее
Работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее:
Воскресный день, 1973; Семья Чернышевых, 1970; Под старой яблоней, 1969

- Третьяковская галерея второй раз показывает Жилинского. Кто стал инициатором выставки, открывшейся в апреле 2017 года?

- С инициативой ее проведения, когда приближалась юбилейная дата (90-летие со дня рождения Жилинского), в Третьяковскую галерею обратилась вдова художника. Руководство музея поддержало эту инициативу, чему все мы, с большим уважением относящиеся к искусству Дмитрия Дмитриевича, были очень рады.

- В экспозиции мы видим работы не только из Третьяковской галереи, что делает эту выставку исключительной по содержанию.

- Да, при небольшом количестве экспонатов здесь точечно отобраны шедевры мастера. Из Русского музея привезли два исключительно важных произведения: картины «Гимнасты СССР» и «Под старой яблоней». Особая благодарность Саратовскому музею за участие. Из их коллекции – «Групповой портрет студентов-скульпторов», благодаря чему на выставке образовалось очень интересное соседство. В работах «Семья у моря», «Гимнасты СССР» и «Групповой портрет студентов-скульпторов» происходит перелом, когда рождается тот самый Жилинский с его узнаваемым индивидуальным стилем.

Экспозиция выставки Дмитрия Жилинского в Третьяковской галерее
Работы Дмитрия Жилинского на выставке в Третьяковской галерее:
Гимнасты СССР, 1964–1965; У моря. Семья, 1964; Групповой портрет студентов-скульпторов, 1964

- Перелом этот происходил, по-видимому, медленно?

- Он случился в течение года, точнее – за несколько месяцев 1964 года. Но здесь интересно, как Жилинский, отрабатывая схожую манеру, давал ей разное звучание в зависимости от выбора техники: «Групповой потрет студентов-скульпторов» написан маслом на холсте, а «Семья у моря» – уже темперой на оргалите. Эти вещи создавались параллельно.

Жилинский как никто внимательно относился к вопросам техники, ремесла. Для своих темперных вещей наряду с оргалитом он постепенно стал использовать ДСП, приняв во внимание, что левкас, с которым ему хотелось работать, требует плотной, жесткой основы. А в начале 1970-х несколько произведений камерного формата (например, «Альтиста») он сделает на досках, совсем приблизившись к древней технологии.

В дополнение к сказанному надо напомнить, что Жилинский сам изготовлял для своих картин рамы, а для скульптур своей жены - постаменты. Руки у него были золотые. Нина Жилинская, его первая супруга, шутила, что фамилия Жилинский, вероятно, от слова «жилье» - он частенько что-то мастерил, совершенствовал в доме, а порой и новые постройки возводил.

- На выставке мы узнаем о реальных прототипах лиц, изображенных на картинах Жилинского. Как родилась идея посмотреть на творчество мастера под таким углом?

- В чем-то предтечей этому стала работа моей коллеги Елизаветы Смирновой, подготовившей для конференции, приуроченной к выставке «Картина и рама», доклад о триптихе Жилинского «На новых землях». Ей пришла идея побеседовать об этой вещи, спустя много лет после её создания, с самим автором, и то, что было разумеющимся для работ старых мастеров, когда прототипами персонажей картины служили конкретные люди, открылось и в искусстве современного нам художника. В ходе работы над нынешней выставкой в Третьяковской галерее нам удалось раскрыть прототипы почти всех героев картин и рисунков Жилинского, собранных в экспозиции. Всё это, несомненно, даёт нам тот новый взгляд на художника, когда его известные композиции (да и сама эпоха) раскрываются по-иному – в очень личном ключе. Интересно, что портретными чертами в композициях Жилинского наделены не только персонажи аванплана, но и фигуры второго и третьего планов. В публикации о выставке в журнале «Третьяковская галерея» нам удалось «приблизить» читателей к его картинам, благодаря удачному дизайнерскому решению с обилием крупно воспроизведенных фрагментов.

Большую помощь в распознавании героев произведений мне оказала вдова художника Венера Жилинская. А некоторые приемы и технологические особенности темперной живописи Жилинского мне раскрыла его дочь, тоже художник, Ольга.

- В одном из интервью Жилинский сказал, что читает критику, но не всегда ее понимает. Что он имел виду?

- Не знаю. Может, смелость каких-то трактовок. Мне посчастливилось лично общаться с Жилинским. Это был доброжелательный и терпимый человек, образованный, высокий по своим этическим и моральным качествам.

В последнее десятилетие жизни его угнетал уровень современного художественного образования и художественной школы в целом, о чем он не стеснялся высказываться. Сам Жилинский был абсолютно честен в искусстве, никогда не писал того, что ему не близко. Сейчас моими коллегами подготовлена книга, где личность художника представлена через воспоминания его современников, и крупнейшие фигуры эпохи говорят о Жилинском и его искусстве с большим пиететом. Вообще редко общаешься с человеком, которому не нравится творчество этого художника.

- Какой была первая реакция публики при знакомстве с работами Жилинского?

- Он буквально ворвался в искусство в середине 1960-х годов. Его работы «У моря. Семья» и «Гимнасты СССР» стали настоящим открытием. Но мало кто знает, что созданию этих произведений предшествовал целый период, когда он искал себя, свой язык и стиль. «Жилинский до Жилинского» - так это можно было бы назвать. Вообще-то его профессиональный путь не был усеян розами. Трудно поверить в то, что Жилинского в Союз художников приняли только со второго раза. Когда художник подал первое заявление в 1952 году, спустя год после окончания Суриковского института, его кандидатуру отклонили, порекомендовав создать большее число законченных произведений. И принят в Московский союз художников он был только в 1955 году. В связи с этим хочу упомянуть ещё один факт, способный удивить: в 2010 году Жилинского официально исключили из членов МСХ. Эти обстоятельства его личной биографии как нельзя лучше характеризуют эпоху, и, в частности, роль Союза художников в советские годы и сейчас.

- Интересно было бы узнать, как складывался индивидуальный стиль Жилинского и какие факторы обусловили его появление?

- Идя по экспериментальному пути, Жилинский прислушивался к советам и замечаниям. Так, например, работая над композицией «Гимнасты СССР», он показывал варианты своему учителю Фаворскому. Тот одобрил финальную версию.

Уроки старших наставников Фаворского и Ефимова, рядом с которыми он жил в знаменитом «Красном доме» в Новогиреево, и его преподавателей в Суриковском институте – Корина, Чернышева, Грицая - очень помогли Жилинскому.

Фаворский, как и Чернышев, и Корин, стали для Жилинского проводниками в мир классического искусства, вытесненного идеологией на периферию художественной культуры. Каждый из них помогал увидеть дорогу, идя по которой ты можешь сам открывать для себя что-то в искусстве прошлого – и не просто открывать, а развивать это сегодня. Вспомним картину Жилинского «Молодая семья» из собрания Третьяковской галереи. Она является современным парафразом композиции Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». При этом в ней нет ни одной прямой цитаты. Все переложено, переосмыслено, пересказано. Удивительная находка Жилинского состояла в том, что он показал живую классику современности.

- Если говорить о влиянии Фаворского, существуют ли примеры работ Жилинского в области книжной графики?

- Таких работ нет, но влияние идей Фаворского можно найти во многих живописных работах Жилинского, в построении пространства согласно принципам «дорического стиля». Движение взгляда в глубину, и затем возвращение его обратно.

Если же говорить о графике Жилинского, то это отдельная и очень интересная тема. Это высочайший образец рисования. Пример того, что подобный этап создания большого живописного произведения отнюдь не рудимент, что он остается в живой практике художника и в наше время.

Дмитрий Жилинский. Под старой яблоней, 1969
Дмитрий Жилинский. Под старой яблоней, 1969

- О драме, случившейся с отцом, Жилинский смог рассказать только в картине «1937 год», созданной во время перестройки, но скрыто говорил об этом и раньше…

- Действительно, отголоски этой трагедии присутствуют во многих работах Жилинского. Например, в композиции «Под старой яблоней», где на полях есть изображения расстрелянного отца и погибшего на фронте старшего брата. Картина «1937 год» - веха в творчестве Жилинского. Подробнее о ней я рассказываю в статье, опубликованной в журнале «Третьяковская галерея».

- Жилинский стал первопроходцем. А были ли у него последователи?

Его пластические и образные открытия были подхвачены молодым поколением – художниками-семидесятниками. Многие из них были его непосредственными учениками: Татьяна Назаренко, Наталья Нестерова, Ксения Нечитайло, Ирина Старженецкая и многие другие. Жилинский начал преподавать в 1951 году сразу по окончании института как педагог рисунка у скульпторов («Групповой портрет студентов-скульпторов - это его студенты), пройдя последовательно путь от преподавателя до профессора Суриковского института, а закончил в 1980 году как заведующий кафедрой рисунка, живописи и композиции  уже в Московском полиграфическом институте. Причем общение учителя и учеников не заканчивалось в стенах института. Многие вспоминают, как посещали дом Жилинских в Новобутакове, какое это было удивительное место, какая творческая атмосфера там царила! Ведь это был дом целой семьи художников!

Влияние Жилинского в творчестве знаменитой плеяды живописцев-семидесятников, безусловно, заметно. С другой стороны, они не абсолютно копируют мастера, а идут дальше, развивают - особенно Татьяна Назаренко - некие усвоенные принципы.

- Анна, какой отклик вызвала выставка Жилинского – уже вторая по счету в Третьяковской галерее?

- Самый живой! Нам приятно, что в книге отзывов много теплых и искренних слов об искусстве Жилинского. Невольно хочется сравнить нынешнюю экспозицию с той, что состоялась в Третьяковской галерее 10 лет назад. Первая выставка был задумана как большая ретроспектива, знакомящая со всеми этапами его творческой биографии. В противоположность ей нынешний проект, организованный уже посмертно, собрал небольшой круг работ – лучшее из лучшего. Хотя не раз приходилось слышать от зрителей, что им бы хотелось увидеть в пространстве выставки больше произведений Жилинского – настолько притягателен мир его искусства.

Кроме зрительского успеха важнейшим итогом настоящей выставки стало приобретение одним из меценатов в коллекцию Третьяковской галереи картины Жилинского «Человек с убитой собакой».

Дмитрий Жилинский. Человек с убитой собакой. 1976
Дмитрий Жилинский. Человек с убитой собакой. 1976

- Расскажите подробнее об этой работе.

- Это одна из принципиальных вещей художника, созданная в расцвете мастерства. В ее основе, как часто бывает у Жилинского, лежит реальный эпизод: случайная смерть любимца семьи, пса Чана, под колесами автомобиля. Однако созданная им картина превосходит эту конкретную трактовку сюжета. Здесь есть те качества, которые позволяют видеть связь с классическими темами искусства – образами героя и жертвы, проблемой рока, фатума. Невольно вспоминается история Золотого руна или иконография Доброго пастыря. «Человек с убитой собакой» оказывается богат смыслами. Не случайно Жилинский не назвал эту картину автопортретом, хотя изобразил здесь себя.

- Анна, нам остается поблагодарить Вас за ответы и пожелать новых, ярких выставок!

- Спасибо! Очень приятно, что творчество Жилинского неизменно встречает живой отклик у зрителей и пользуется авторитетом у художников совершенно разных творческих устремлений.

Интервью провел журналист Александр Спивак

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play