Фонд ГРАНИ открывает выставку "Жизнь после жизни", посвященную творчеству художника Павла НИКИФОРОВА

 

Павел Никифоров
(1941 – 1993)

Жизнь после жизни

9 августа - 13 сентября 2020 г.

Выставочный зал Дома Гоголя
(Москва, Никитский бульвар, д. 7, метро Арбатская)

 

Ничего на земле нет длиннее, чем жизнь после нас
Иосиф Бродский

Фонд ГРАНИ представляет выставку работ выдающегося живописца-мыслителя Павла Ивановича Никифорова, одного из наиболее самобытных российских авангардистов.

В 2021 году будет отмечаться 80-летие со дня рождения этого художника-минималиста, чье творчество внесло элемент неповторимого разнообразия в художественную палитру неофициального и неофициозного советского андерграунда, а в пост-советский период стало примером адекватной реализации напряженных духовных поисков творческой личности. Знакомство с каждой работой мастера – это прочтение картины-послания, это обогащение новыми доселе не испытанными ощущениями, смыслами, семантическими знаками, философемами… Осмысление каждой экспозиции Мастера – это повод поговорить не только о мировоззренческом принципе, лежащем в основе творческого подхода художника, но и попытка проследить метод, или эвристический принцип принятия им содержательно-композиционных решений. Это осмысление его дао – достичь максимума содержания, используя минимум изобразительных средств.  

Выпускника Строгановки Павла Никифорова называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным или успешным художником. Он, казалось, и не искал адекватной оценки своих работ – его целью было выразить себя с предельной искренностью и на пределе своих креативных возможностей.

Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы. При этом автор отказывается от  цвета, а рожденные в его голове образы напоминают скорее не живопись, а наскальные рисунки – предельно скупые, выразительные и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал, или скорее оттенял лессировкой.

Вторую серию составляют более экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой. При этом одна из наиболее значимых картин этой серии – «Нота» – монохромна: белый цвет символизирует предельную чистоту не-цвета и звука.

Экспонируются работы Никифорова из коллекции галереи АСТИ (Фонд ГРАНИ, Москва) и из частных коллекций. На выставке в "столкновении" противоположностей представлены главные концептуальные работы Мастера: мощь "Короля" и безысходность "Фатальности", сакральность "Чаши" и непоколебимая жестокость "Крестоносца". Космизм в картинах "Над миром" и в "Букетах" сталкивается с закручивающимся пространством в "Спирали" (камерный женский портрет) и "Экстремуме" (обе – у московских коллекционеров). Павел Никифоров считал себя создателем новой абстрактной иконы: "Крест животворящий" и "Вход - выход". А в его "Свече" (одна из "визитных карточек" художника) Богоматерь, крест и свеча сливаются в одном образе.

В самом общем виде можно утверждать, что максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в Будущее.

Ограниченный объем художественного наследия Павла Никифорова делает каждое его произведение поистине бесценным раритетом. Его творчество – мост, перекинутый из XX в XXI век. Лучше Анны Ахматовой не сформулируешь:
Как в прошедшем грядущее зреет,// Так в грядущем прошедшее тлеет…

Натэлла Войскунская
Куратор выставки
Директор Фонда ГРАНИ
Соредактор журнала «Третьяковская галерея»
Почетный член РАХ

 

Павел Никифоров. Король. 1991
Павел Никифоров. Король. 1991
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 123 × 89
Государственная Третьяковская галерея

Павел Никифоров. Крестоносец. 1989
Павел Никифоров. Крестоносец. 1989
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 72 × 85
Частная коллекция, Москва

Павел Никифоров. Свеча. 1989
Павел Никифоров. Свеча. 1989
Оргалит, темпера, левкас, смешанная техника. 42,5 × 31
Частная коллекция

 

См. также:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play