Открытие выставки "ПАВЕЛ НИКИФОРОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER" в Нижегородском государственном художественном музее
Министерство культуры Нижегородской области,
Фонд ГРАНИ (Москва), Галерея АСТИ (Москва),
Нижегородский государственный художественный музей
28 февраля состоялось открытие выставки
ПАВЕЛ НИКИФОРОВ
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER
01 - 31 марта 2019 г.
Нижегородский государственный художественный музей
Кремль, корпус 3
Новостной сюжет от Медиапроекта «Столица Нижний»:
Фонд ГРАНИ и московская галерея «АСТИ» отмечают 25-летие со дня смерти художника-философа Павла Ивановича Никифорова на родине мастера. Именно в Горьком юный Павел постигал азы профессии.
Галерея «АСТИ» открылась в Москве в эпоху перестройки выставкой П.И. Никифорова в 1991 году и три года была его прижизненным музеем, где одна экспозиция его работ следовала за другой. И по сей день выставочная деятельность галереи «АСТИ» и Фонда ГРАНИ связана с этим художником, чье творчество внесло элемент неповторимого разнообразия в художественную жизнь советского андеграунда, а в постсоветский период стало примером адекватной реализации напряженных духовных поисков творческой личности.
«Возвращение в Alma mater» продолжает серию выставочных проектов, посвященных художнику, и открывается презентацией альбомов «Павел Никифоров. Максимализм минимализма» и «Владимир Фролов. Три жизни Павла Никифорова».
Павла Ивановича Никифорова - выпускника Строгановки (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова ) - называли одним из «великих бомжей русского искусства». Он снискал известность, однако никто не назвал бы его популярным и уж тем более успешным художником. Казалось, Павел и не искал адекватной оценки своих работ - его целью было выразить себя по максимуму: с предельной искренностью и на пределе своих креативных возможностей.
Павел отказался от холста и от многих приемов традиционной живописи, вернувшись в определенной степени к ее иконописным истокам; на протяжении всей своей жизни он обращался к традиционным христианским сюжетам, преобразуя их по-своему, т.е. максимально абстрактно («Троица», «Крест животворящий», «Над миром», «Свеча»).
Самовыражение Никифорова приняло две основные художественные формы. Одна серия его работ может быть названа философско-семантической: художник создает минималистские картины-знаки, картины-символы, картины-пиктограммы («Знак Святого духа», «Ветка Вселенной», «Человек-галактика», «Над миром», «Окно Земли»). При этом автор усиливает философский смысл «отказом» от цвета, а рожденные в его голове образы напоминают скорее не живопись, а графику или наскальные рисунки - предельно скупые и лаконичные. Завершенность сформированного художественного образа он подчеркивал, или скорее оттенял лессировкой.
Вторую серию составляют не столь статичные, скорее экспрессивные и красочные произведения. Значительная часть этих работ связана с музыкальной темой: от «Реквиема» и «Музыканта», «Струн Паганини» и «Трио» до «Весны священной. Стравинский». При этом одна из наиболее заметных картин этой серии - «Нота» - монохромна: белый цвет символизирует предельную и труднодостижимую чистоту звука.
Среди современников Павла Никифорова не могло не найтись тех, кто сделал попытку прочитать устремленный в будущее месседж художника. Это такие известные коллекционеры и меценаты, как Ника Щербакова, бывший посол Франции в России Пьер Морель, коллекционеры и галеристы Сурен Меликян (Франция) и Марина Зандман (ФРГ), Артур и Елена Джордж (Канада), Михаил Алшибая, Юрий Монастырский, Н. и А. Войскунские (Россия). Огромная роль в сохранении наследия П.И. Никифорова принадлежит его вдове - Марине Соколовой, бизнесмену Григорию Нерсесяну и искусствоведу Натэлле Войскунской - куратору нынешней выставки в Нижегородском художественном музее.
Трудно переоценить роль Марии Валяевой, чья настойчивость позволила сделать многое для того, чтобы работы Никифорова стали частью коллекции искусства ХХ века ГТГ. Живая заинтересованность коллекционеров и любителей «сложного» концептуального искусства Павла Никифорова поддерживала мастера как в материальном, так и в духовном плане: и в том, и в другом он нуждался в одинаковой степени. Впрочем, он мог бы, кажется, творить и в полном вакууме, по крайней мере - социальном вакууме: Павел Никифоров являет собой пример абсолютной самодостаточности.
В самом общем виде можно утверждать, что максимально насыщенные смыслами и коннотациями и при этом максимально «обедненные» в цветовом плане картины-шифры Павла Никифорова представляют собой полисемантические послания, отправленные им в Будущее, то есть в наше настоящее.
В художественном наследии Павла Никифорова каждое произведение - поистине бесценный раритет. Его наиболее масштабные и наиболее знаковые произведения представлены на выставке «Возврашение в Alma Mater». П.И. Никифоров - художник, которого мировое художественное сообщество еще не оценило в должной степени. Его творчество - мост, перекинутый из века XX в век XXI.
Натэлла Войскунская
Куратор выставки, Директор Фонда ГРАНИ, Почетный член РАХ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ:
Издания Фонда ГРАНИ, посвященные Павлу Никифорову:
См. также:
СМИ о выставке:
- ПАВЕЛ НИКИФОРОВ (1941 - 1993). ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER (Москва), Нижегородский государственный художественный музей
- Выставка «Возвращение в alma mater» открылась в НГХМ
- Выставка Павел Никифоров. Возвращение в Alma Mater
- Выставка «Возвращение в alma mater» открылась в НГХМ
- Павел Никифоров «ВОЗВРАЩЕНИЕ в ALMA MATER”
- Выставка работ Павла Никифорова открылась в Нижнем Новгороде
- Сейчас в НГХМ , Кремль.,3 проходят две выставки "ТВОРЦЫ АТОМНОГО ВЕКА" и "ПАВЕЛ НИКИФОРОВ. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ALMA MATER"
- Выставка Павла Никифорова "Возвращение в ALMA MATER" (0+), афиша Художественного музея Нижнего Новгорода
- «Возвращение в ALMA MATER», The Village
- Выставка работ Павла Никифорова «Возвращение в ALMA MATER» откроется 1 марта в Художественном музее, Нижегородские новации