Пьер Карден - Александр Бурганов: Диалоги об искусстве
Порой кажется, что в современном художественном пространстве, векторы которого столь разнонаправлены, диалоги об искусстве почти неосуществимы. Умение слушать и возможность быть услышанным стали редкостью.
Два выдающихся художника — Пьер Карден и Александр Бурганов, — творчество которых так несхоже, смогли найти общие формы для диалога в искусстве. Результатом их творческого содружества, возникшего несколько лет назад, стал ряд уникальных проектов, получивших большой резонанс во Франции и России. Поводом к диалогу послужила небольшая скульптура «Приветствие» Александра Бурганова, представленная на выставке в Париже. Произведение сразу привлекло внимание Пьера Кардена и явилось той точкой отсчета, с которой начались совместные проекты художников. Первый стартовал в 2007 году в карьерах Лакоста и замке маркиза де Сада. Это живописное место, расположенное близ Авиньона, получило мировую известность не только благодаря исторической архитектуре, но и в связи с ежегодным фестивалем театрального искусства, девиз которого — «Открывать новые таланы и принимать тех, кто уже достиг вершин своего искусства». Событием фестиваля стала экспозиция монументальных произведений Александра Бурганова, подготовленная Пьером Карденом. Его обостренное чувство пространства и формы позволило представить скульптуру в наиболее эмоциональных ракурсах.
Миф места — трагический и лирический одновременно — обусловил тему выставки, названной «Эрос и Танатос». Мотивы любви и смерти здесь в каждом произведении. Представленные Александром Бургановым в монументальных размерах, они обрели звучание эпоса. Раскрытые в предшествии объятий руки на мгновение превращаются в раскинутые руки распятого Христа: Он хотел обнять всех нас, а мы распяли Его, чтобы эти объятья длились вечно. В изящной женской туфле, заканчивающейся страшным оскалом черепа, соединены летящая походка Любви и тяжелая поступь Смерти. Клетка с тонкими очертаниями женского силуэта заключает в себе мятущуюся душу. Среди символических композиций представлены портреты Рудольфа Нуриева и Марка Шагала — знаковых фигур в культурном диалоге России и Франции. Выставка объединила более 30 произведений, каждое из которых воспринималось как пронзительное поэтическое и драматическое явление, облеченное в пластическую форму.
Успех выставки, растянувшейся во времени на целый год вместо заявленного изначально месяца, предопределил продолжение проекта Кардена-Бурганова. Экспозиция, включившая ряд новых произведений, по предложению Пьера Кардена была перевезена в Париж и открыта 11 марта 2008 года сразу на нескольких площадках: на Елисейских полях близ площади Конкорд, в театре Кардена и в резиденции «Максимс». Она получила название «Колонны и облака» и поразила искушенных парижан не только самими произведениями, но и уникальной формой их показа. Многие скульптуры, исполненные из белого композитного материала, разместили высоко над землей и, казалось, они парили на фоне мощных черных стволов и распускающейся зелени Елисейских полей. Контрастом к монументальным формам стали созданные Бургановым небольшие бронзовые композиции. Общее стилистическое направление всех произведений можно охарактеризовать как «магический реализм», имеющий истоки в сюрреализме, но занявший собственное знаковое положение в искусстве ХХ-XXI веков. Все образы, выраженные уникальным пластическим языком, характерным для творчества Бурганова, сразу получили признание.
Одновременно в Московском государственном музее «Дом Бурганова» на Арбате открылась выставка «Москва-Париж», представившая творчество Кардена и Бурганова. Здесь свой вариант экспозиции предложил Александр Бурганов. Склонный к монументальным формам выражения, он представил фотографии произведений Кардена в грандиозных масштабах, создав уникальные коллажи и инсталляции.
Проект экспозиции монументальных произведений в Лакоста, столь успешно стартовавший в 2007 году, получил достойное продолжение летом 2008 года. Новым результатом творческого сотрудничества Александра Бурганова и Пьера Кардена явился памятник маркизу де Саду. Инициатором его установки и архитектором стал Карден, скульптурную часть выполнил Бурганов. Памятник отличают необычная композиция и виртуозная пластика. Скульптурный портрет философа и литератора маркиза де Сада заключен в клетку. Это — метафора, отражающая общественное мнение и вымысел, сделавшие собственное имя маркиза нарицательным. В этом - и отражение исторических эпизодов биографии: опальный маркиз провел 30 лет в заточении, где и создавал в одиночестве свои произведения. Бурганов сумел отразить в пронзительном образе - одном из лучших, по мнению выступавших на открытии, памятников во Франции за последние годы — гениальность и сумасшествие писателя, браваду аристократа и бессилие оболганного человека.
К открытию памятника маркизу де Саду в Лакоста была приурочена новая выставка произведений Александра Бурганова. Ее основным ядром стали графические работы мастера, увеличенные до гигантских размеров и установленные по периметру небольшого озера, в центре которого расположили скульптурные произведения. Возникло уникальное по замыслу пространство, придающее экспозиции образ мироздания. Пожалуй, в таком решении, когда гладь воды заменяет собой паркет выставочного зала, а графические листы — стены, особенно ярко проявился сюрреалистический образ архитектурного пространства выставки в Лакоста.
Диалог двух художников продолжился в ноябре 2008 года в Москве, когда Пьер Карден прибыл в «Дом Бурганова» на большую выставку, представляющую его творческие проекты: архитектурные сооружения, дизайн средового пространства, самолетов, костюмов и мебели. Огромное впечатление на Кардена произвел сам музей и, конечно, скульптуры, которых он не видел прежде.
«Я горд быть другом Бурганова. Я потрясен и впечатлен его творчеством», — написал Пьер Карден. Эти слова великого художника являются лучшей оценкой творчества знаменитого российского скульптора Александра Бурганова.
Иллюстрации
Бронза, камень. Высота 4,5 м. Лакоста
Экспозиция скульптур Александра Бурганова
Композитные материалы. Высота 3,1 м. Фрагмент