Sotheby's. Триумф русского искусства

Соня Беккерман

Рубрика: 
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЫНОК
Номер журнала: 
#4 2005 (09)

Коллекционирование сродни страсти заядлого игрока, и это занятие приносит мало с чем сравнимое удовлетворение.

Морис Реймс.
«Неизвестная жизнь вещей»

Искусство сексапильно! Искусство способно соблазнять, оно искушает, в нем - искус богатства. Искусство - это соединение соблазна, обладания деньгами и фантастически увлекательного восхождения по социальной лестнице.

Томас Ховинг
Бывший директор Метрополитен-музея (Нью-Йорк)

Современное состояние арт-рынка российского искусства на самом деле, кажется, имеет что-то общее с сексуальностью - рынок этот завлекает, заинтересовывает, стимулирует и зазывает. Российское искусство начиная с конца 1990-х годов устойчиво развивалось как одна из наиболее драматичных, динамичных и волнующих сфер коллекционирования. Из года в год на аукционах наблюдался оглушительный подъем цен, и это находило обязательное отражение на страницах каждого печатного издания, посвященного бизнесу, в особенности арт-бизнесу. Заголовки статей в средствах массовой информации изобилуют недоговоренностями: наиболее удачливые участники аукционов неизменно характеризовались в них самым упрощенным образом - например, как «таинственный русский» или «оставшийся неизвестным гражданин Украины». От активности именно этих двух новых для аукционной торговли категорий покупателей во многом зависит, удержатся ли высокие цены на те или иные предметы коллекционирования. Обладатели капиталов, добытых в самых разных областях производства, ведут отчаянную борьбу за то, чтобы выяснить, кто конкретно стоит за анонимными конкурентами, каковы их пристрастия и методы собирания коллекций. Так кто же на самом деле эти люди? Как охарактеризовать стратегию их поведения в области коллекционирования искусства?

-Редкий золоченый серебряный чайно-кофейный сервиз середины XIX века. 1848
Лот 18. Редкий золоченый серебряный чайно-кофейный сервиз середины XIX века, принадлежавший Великому князю Константину Николаевичу, Фабрика Сазикова, Москва, 1848
Вес 27,3 кг, длина подноса 90,0 см. Оценка: $200 000 – 300 000. Продан за: $1 808 000

Российские коллекционеры - это «свежие» знаменитости: за ними тщательно наблюдают, прощупывают их слабые места, анализируют и выверяют каждое их действие, даже самое незначительное, при этом в полной мере проявляется своеобразная смесь почтительности и любопытства. Эти новоявленные бароны-разбойники, казалось бы, оставшиеся безвозвратно в XIX веке, а теперь надо же! - вынырнувшие в веке XXI, будучи людьми решительными, не привыкли уступать в борьбе за пополнение своих несравненных коллекций. Они играют такую же роль, какую играли в былые времена разбогатевшие «акулы бизнеса»: степень их заинтересованности во многом определяет исход аукциона, если они в нем участвуют. Коллекционеры яростно сражаются между собой за не особенно часто встречающиеся на аукционах работы тех художников, чье творчество представлено главным образом в общедоступных институциях. Для многих аукцион - это повод дать волю страстям и возбуждению; кому-то настолько пришелся по душе мир художественных редкостей, что возникло желание завоевать авторитет в сообществе охотников за этими редкостями; немало и тех, кого привлекает возможность инвестирования в произведения искусства, а тем самым диверсификации средств и последующих спекуляций; а для некоторых (и об этом не следует забывать) произведения искусства - это еще и предметы, способные украшать жизнь их обладателей. Сама атмосфера аукционов российского искусства - эстетическая, психологическая, экономическая или даже просто-напросто первозданная, т.е. отвечающая естественным человеческим эмоциям, - насыщена неподдельным волнением, переполнена лихорадочным возбуждением и ожиданием триумфа.

-Самовар из серебряного чайно-кофейного сервиза
Самовар из серебряного чайно-кофейного сервиза

Нельзя описать последний весенний аукцион в «Сотбис» иначе, нежели словами «волнение и триумф». В течение двух месяцев - апреля и мая 2005 года - на аукционах «Сотбис» в Нью- Йорке и в Лондоне были проданы произведения российского искусства на сумму 60 миллионов долларов - достижение поистине беспрецедентное и достойное увековечивания. Сумма проданных в Нью-Йорке произведений превысила 35 миллионов долларов - это рекордный для российского искусства результат одной аукционной сессии, причем 7 произведений было продано за сумму, превышающую миллион долларов (за каждое!). Столь примечательный итог побудил газету «The Art Newspaper» провозгласить: «На первом месте - импрессионисты и авангардисты; на втором - современное искусство; на третьем - русские». Рынок продаж произведений российского искусства ничем не отягощен и, по-видимому, не имеет географических границ: его можно продавать в Нью-Йорке, Лондоне, Париже, далее везде, ибо коллекционирование российского искусства представляет собой международный феномен.

Руководство «Сотбис» в 2004 году утвердилось в необходимости и своевременности усилий, направленных на организацию и развитие в Нью-Йорке рынка российского искусства. Такое решение опиралось на простое, но неоднократно оказывавшееся верным наблюдение: «Если это построить, люди придут». Вообще-то произведения искусства из России, включая иконы и ювелирные изделия Фаберже, уже в течение 25 лет выставлялись на продажу в Нью-Йорке по линии отдела художественного серебра. А вот целевая распродажа произведений живописи российского происхождения произошла буквально вслед за историческим событием - продажей коллекции изделий работы Фаберже Виктору Вексельбергу. Итоги аукционной распродажи превзошли самые радужные ожидания: оцененная предварительно в 5-7 миллионов долларов, коллекция живописи российских художников ушла аж за 8 миллионов. После этого стало очевидно, что своего рода голод на российское искусство не ограничивается даже той колоссальной территорией, которую занимает Россия; он распространяется с невероятной быстротой далеко за границы этой территории, так что в целом ареал коллекционирования российского искусства изменился весьма сильно. Среди основных факторов, способствовавших созданию среди публики в Америке и в Европе атмосферы общей осведомленности и даже конкретных знаний о российском искусстве, стоит назвать резкое увеличение числа выставок, организованных наиболее авторитетными мировыми музеями; качественный искусствоведческий анализ и экспертиза произведений искусства; широкое отражение средствами массовой информации разнообразных аспектов социоэкономического и культурного развития России; наконец, шумные мероприятия аукционных домов.

На состоявшемся в 2005 году в Нью-Йорке аукционе российские произведения изящного искусства были объединены с изделиями прикладного искусства - специально чтобы удовлетворить самые неожиданные запросы коллекционеров. Организация каждого аукциона представляет собой хорошо скоординированную систему мероприятий с только ей свойственными энергетическими и духовными импульсами. Пусть будут незаметны колдовские ритуалы, однако без чего-то магического тут не обойтись. В апрельском каталоге впервые удалось тщательнейшим образом сплести воедино прикладные работы, живопись и ювелирные изделия Фаберже, многие из которых представляли собой большую редкость и лишь незадолго до того были вновь найдены. Результаты оказались оглушительными, и это относится как к изящному, так и к прикладному искусству. За датированные XIX веком изделия из фарфора и из серебра, за восхитительные фигурки из драгоценных и полудрагоценных камней работы Фаберже были заплачены рекордные суммы. За рекордные цены ушли произведения таких, например, художников, как Константин Маковский, или прославившихся в прошлом веке столпов российского искусства Бориса Григорьева, Николая Рериха или Зинаиды Серебряковой.

Наиболее ярким примером высочайшего качества российского искусства XIX века являются великолепные парные фарфоровые вазы, продажная цена которых лишь чуть-чуть не достигла 4 миллионов долларов при предварительной оценке 500-800 тысяч долларов. Датированные 1825 годом, эти огромные вазы были изготовлены в царствование Николая I, и для того периода они могут смело считаться одними из наиболее совершенных. При одном взгляде на эту изумительную работу захватывает дух: на каждой вазе - тщательнейшим образом выполненные «итальянские» пейзажи, а ручкам из золоченой бронзы придана форма виноградных лоз. Такие же богато украшенные вазы можно встретить в Большом Кремлевском дворце в Москве. Поразительный успех этих ваз, произведенных в начале XIX века, удачно перекликается с успехом живописной работы, выполненной в конце того же века, - картины Константина Маковского «Суд Париса», написанной в 1889 году.

Это полотно вызвало необыкновенный энтузиазм, поскольку отвечает чуть ли не всем требованиям, выдвигаемым большинством коллекционеров: его можно назвать великолепным по своей живописной основе сокровищем, которое было недавно обнаружено и при этом хорошо документировано материалами, относящимися ко времени создания картины; более того, на срок, превышающий целое столетие, она оказалась лишена общественного признания. Написанный в 1889 году - тогда же, когда Александр Гюстав Эйфель возвел знаменитую башню, - и в том же году выставленный на Всемирной выставке в Париже, этот шедевр Маковского представляет собой самую крупную и самую значительную работу этого художника, когда-либо появлявшуюся на аукционном рынке. Она была продана за два с лишним миллиона долларов (точнее, за $2 088 000), и эта цена самым ярким образом свидетельствует о ее притягательности для коллекционеров. Первым владельцем картины был нью-йоркский ювелир Чарлз Уильям Шуман. Он известен как заядлый собиратель произведений Маковского - им были приобретены «Боярская свадьба» (1883), принадлежащая ныне HillwoodMuseumandGardensв Вашингтоне (США), а также «Выбор невесты» (1 887) - полотно находится в MuseodeArtedePonce в Пуэрто-Рико. Еще в 1891 году Шуман издал небольшой альбом с описанием своей коллекции, в котором он особенно выделил «Суд Париса». Картина попала на аукцион Сотбис из собрания, принадлежащего пивоваренной компании Pabst.

Если перенестись из века девятнадцатого в век двадцатый, то продолжением списка известных ранее работ, которые оказались открыты заново, может служить полотно Бориса Григорьева «Матросы в кафе» (1922). Никакой другой аукционный лот не вызвал стольких страстных восклицаний и настойчивых проявлений желания купить его. В данном произведении счастливым образом соединились самые разнообразные коллекционерские пристрастия, и в результате оно привлекло внимание множества знатоков изобразительного искусства, каждый из которых склонен формировать коллекцию исходя из своих принципов. «Матросы в кафе» - григорьевский шедевр, входящий в так называемую «марсельскую» серию. Она была опубликована в 1924 году в его книге «Boui Bouis» и впоследствии утеряна. Картина поступила на аукцион из частного собрания, находящегося в Калифорнии.

На этом игровом поле, в его верхнем ценовом сегменте нет-нет да появляются новые коллекционеры, бесстрашные и пылкие, - они заставляют вспомнить слова прославленного Поля Гетти, который полагал, что начать коллекционировать искусство может любой человек в любой период своей жизни. Российское современное искусство еще не исследовано в должной степени; представители аукционных домов, как и все те, кто своими действиями способствует утверждению художественных тенденций и развитию рынка произведений искусства, в полной мере осознают необходимость охватить еще и этот незнакомый, однако творчески привлекательный сегмент рынка. В 2004 году на ауцкционе Сотбис в Нью-Йорке картина Пабло Пикассо «Юноша с трубкой» была продана за сумму, превышающую 100 миллионов долларов - это наиболее дорогая живописная работа за всю историю проведения аукционов. Напрашивается вопрос - какая живописная работа российского происхождения продвинется дальше других в направлении этого примечательного порога, и когда это произойдет? Будет ли это работа кисти Ивана Айвазовского? Бориса Григорьева? Константина Коровина? Петра Кончаловского? Константина Маковского? Каким окажется российский «Юноша с трубкой»? Возможно, вопросы эти преждевременны, однако русские не любят отставать, и триумфальные фейерверки не заставят себя ждать.

Авторизованный перевод Натэллы Войскунской

Иллюстрации

Лот 61. Великолепная пара придворных фарфоровых ваз
Лот 61. Великолепная пара придворных фарфоровых ваз
Лот 61
Великолепная пара придворных фарфоровых ваз

Императорский Фарфоровый Завод, Санкт-Петербург, Царствование Николая I (1825–1855). Датированы 1825 г.
Высота 137,0 см.
Оценка: $500 000 – 800 000.
Продан за: $3 936 000
Фрагмент итальянского пейзажа, лот 61
Фрагмент итальянского пейзажа, лот 61
Лот 44. Резная каменная фигурка боярина мастерской Фаберже. Санкт-Петербург, около 1910
Лот 44
Резная каменная фигурка боярина мастерской Фаберже
. Санкт-Петербург, около 1910
Высота 5,2 см
Оценка: $600 000 – 800 000
Продан за: $1 808 000
Лот 45. Резная каменная фигурка украинского крестьянина мастерской Фаберже. Санкт-Петребург. Ок. 1909
Лот 45
Резная каменная фигурка украинского крестьянина мастерской Фаберже.
Санкт-Петребург. Ок. 1909
Высота 13,2 см
Оценка: $400 000 – 600 000
Продан за: $1 068 800
Лот 47. Резная каменная фигурка лейтенанта Кавалергардского полка мастерской Фаберже. Мастер Хенрик Вигстром. Санкт-Петербург, 1908–1917
Лот 47
Резная каменная фигурка лейтенанта Кавалергардского полка мастерской Фаберже.
Мастер Хенрик Вигстром. Санкт-Петербург, 1908–1917
Высота 19,0 см
Оценка: $400 000 – 600 000
Продан за: $856 000
Лот 46. Резная каменная фигурка городового мастерской Фаберже. Санкт-Петербург, около 1910
Лот 46
Резная каменная фигурка городового мастерской Фаберже.
Санкт-Петербург, около 1910
Высота 5,2 см
Оценка: $500 000 – 700 000
Продан за: $1 584 000
Лот 70. СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгеньевна (1884–1967). Портрет Веры Фокиной Подписана (справа внизу)
Лот 70
СЕРЕБРЯКОВА Зинаида Евгеньевна (1884–1967). Портрет Веры Фокиной Подписана (справа внизу)
Холст, масло. 89,0 × 127,0 см
Оценка: $200 000 – 300 000
Продан за: $688 000
Лот 75. ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886–1939). Матросы в Кафе, из Серии Boui Bouis
Лот 75
ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич (1886–1939). Матросы в Кафе, из Серии Boui Bouis
Подписана и датирована Борис Григорьев /22 (справа внизу). Холст, масло. 65,4 × 80,7
Оценка: $200 000 – 300 000
Продан за: $1 584 000
Лот 121. РЕРИХ Николай Константинович (1874–1947). Та, Которая Ведёт
Лот 121
РЕРИХ Николай Константинович (1874–1947). Та, Которая Ведёт
Подписана монограммой художника, датирована 1930 (справа внизу). Темпера на холсте. 89,2 × 119,7 см
Оценка: $200 000– 300 000
Продан за: $688 000

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play