МИХАИЛ ГЕРМАШЕВ В СОБРАНИЯХ РУССКИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

Станислав Кузнецов

Рубрика: 
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ И МЕЦЕНАТЫ
Номер журнала: 
#3 2016 (52)

Имена русских коллекционеров произведений искусства широко известны - это семьи Третьяковых, Морозовых, Рябушинских, Терещенко, Ханенко. Однако многие из меценатов и обычных собирателей остались в истории незаслуженно забытыми. А ведь благодаря коллекционерам и их собраниям мы можем сегодня вспомнить о творчестве малоизвестных и даже забытых художников, сохранить их наследие от забвения и физического уничтожения.

Картины известного русского художника начала XX века Михаила Маркиановича Гермашева (18671930), приобретенные когда-то богатыми людьми, затерялись сегодня в запасниках музеев и крайне редко находятся в постоянных экспозициях или принимают участие в выставках. Однако эти произведения представляют не только художественный, но и научный интерес, ведь с каждым полотном связаны определенные этапы творчества художника, а также судьба владельцев картины и еще - никогда не повторяющаяся история ее бытования в семьях, вплоть до поступления в музей.

Купец, владелец текстильных фабрик и нескольких доходных домов, Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) до конца своей жизни пополнял собрание галереи работами как художников старшего поколения, так и произведениями молодых талантливых живописцев. В последние годы это были большей частью воспитанники Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), среди них и Михаил Гермашев.

С творчеством Гермашева Павел Михайлович Третьяков был хорошо знаком: коллекционер принимал активное участие в деятельности Московского общества любителей художеств (МОЛХ), на конкурсе которого 14 декабря 1897 года картина Гермашева «Снег выпал» получила премию имени Н.С. Мазурина[1] «за жанр из русского быта», а сам художник - вознаграждение в размере 200 рублей. Вскоре, в апреле 1898-го, Третьяков приобрел ее у художника за 300 рублей[2].

До революции картина «Снег выпал» размещалась в основной экспозиции Третьяковской галереи, рядом с портретом А.П. Чехова, исполненным И.Э. Бразом. Картина была довольно популярной, воспроизводилась в книгах, журнальных статьях, открытках. В настоящее время она по-прежнему хранится в Третьяковской галерее.

Другой московский коллекционер, Иван Евменьевич Цветков (1845-1917), в 1874 году познакомился с коллекцией П.М. Третьякова, впервые открытой для широкой публики, и твердо решил посвятить себя коллекционированию искусства. С 1880-х годов Цветков стал собирать не столько живопись, сколько графику - рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников. К тому времени он нередко прибегал к компетентным советам П.М. Третьякова.

И.Е. Цветков был знаком и с М. Гермашевым по ряду московских выставок и на конкурсе МОЛХ в 1897 году был одним из членов жюри наряду с художниками В.Д. Поленовым, И.И. Левитаном, В.А. Серовым и А.Е. Архиповым. Картину М. Гермашева «Начало зимы» Цветков приобрел несколько позже Третьякова, в середине 1910-х. Она не упоминается в Перечне художественных произведений Цветковской галереи, поскольку в коллекцию И.Е. Цветкова поступила в самом конце 1915 года или начале 1916-го, когда Перечень уже был составлен и напечатан[3]. В 1926-м путем распределения из Государственного музейного фонда эта картина попала в Удмуртию и сейчас хранится в Сарапульском музее истории и культуры Среднего Прикамья, в художественно-выставочном комплексе «Дача Башенина».

В собрании Государственного Русского музея всего одна картина М.М. Гермашева - «Зимний пейзаж». Ее история ведет к коллекции Сергея Дмитриевича Шереметева (1844-1918) - государственного и общественного деятеля, историка, писателя, библиофила, коллекционера. В Зеленой гостиной принадлежащего ему Шереметевского дворца, больше известного как Фонтанный дом, находились произведения К.Е. Маковского, Н.П. Богданова-Бельского, В.Д. Орловского, С.Ю. Жуковского. Была здесь и работа М.М. Гермашева - пейзаж с церковью и выпавшим первым снегом. После революции Шереметевский дворец музеефицировали, и, как Музей дворянского быта, он просуществовал до 1931 года. В том же году часть коллекции, в том числе и картина Гермашева, была передана в Русский музей, где хранится и по сей день.

Одним из удивительных людей своего времени был Федор Акимович Коваленко (1866-1919). Пройдя путь от рассыльного до кассира в бакалейном магазине в Екатеринодаре (ныне Краснодар), Федор Акимович все свои сбережения и заработки пускал на покупку картин. Особой заботой Коваленко стало приобретение произведений русских художников-современников. Этот интерес пробудила выставка передвижников в 1893 году - единственная, случайно заезжая на два дня в Екатеринодар. Ф.А. Коваленко приобрел для открытой им художественной галереи две картины Гермашева: «Усадьба», участвовавшую в XXX Передвижной художественной выставке, и «В окрестностях Петрограда». Обе эти картины хранятся в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А. Коваленко, куда они поступили в 1924 году.

В Сумском областном художественном музее имени Н.Х. Онацкого есть несколько картин Михаила Гермашева, среди них - «Извозчик». Эта картина, изображающая одну из тихих московских улиц конца XIX века, поступила в музей из частной коллекции киевского ценителя искусства Оскара Германовича Гансена (1881 - после 1920). Поляк по происхождению, Гансен вырос в богатой семье, что позволяло ему заниматься коллекционированием предметов искусства и древностей. Многие произведения для своей коллекции Оскар Гансен покупал непосредственно у художников. На основе его коллекции в 1921 году открылся Сумский художественно-исторический музей.

В основе собрания Вязниковского историко-художественного музея (Владимирская область), хранящего около ста полотен художников-передвижников и других живописцев конца XIX - начала XX века, лежит коллекция картин Сергея Ивановича Сенькова (1848-1934) - выходца из старинного вязниковского купеческого рода, занимавшегося изготовлением и продажей льняного полотна. Посещая художественные выставки, С.И. Сеньков сумел собрать неплохую коллекцию картин: от И.К. Айвазовского до К.А. Коровина. К моменту революции 1917 года она размещалась в Вязниках, в его родовом доме[4], и впоследствии стала основой открытого в Вязниках в 1919 году музея. В собрании С.И. Сенькова оказалась картина Гермашева «Вечер на Волге» (первоначальное название - «К вечеру»), приобретенная меценатом в конце 1912-го на «Выставке картин русских художников и скульптуры Б.О. Фредман-Клюзель» в галерее Лемерсье в Москве. Это одна из редких сохранившихся картин волжского периода в творчестве художника.

Имел отношение к картинам М.М. Гермашева и Сергей Ефремович Пермяков (1857/8-1930) - самарский купец, городской голова (1914-1916), общественный деятель, библиофил, коллекционер.

Его жена Ольга Александровна Пермякова (1872-1949) хорошо разбиралась в живописи, посещала выставки, на одной из которых - «17-й выставке картин самарских художников», проходившей в помещении Самарского публичного музея в 1909 году, - приобрела в свою коллекцию картину Гермашева «Пейзаж с речкой» («После дождя»). В 1920-е годы эта работа поступила в Самарский художественный музей, где и находится по сей день.

Картина Гермашева «Домик на берегу реки» из собрания Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств была передана музею в 1984 году Министерством культуры РСФСР, однако ее первоначальным владельцем был знакомый Михаила Гермашева - Петр Иванович Постников (1865-1936), известный московский хирург и спортсмен. В квартире Постникова на Большой Дмитровке находилась коллекция картин русских художников. Частым гостем в семье Постниковых был художник В.Н. Мешков, сосед и хороший знакомый М.М. Гермашева. Постников и Гермашев могли познакомиться на «Средах» у В.Е. Шмаровина, ведь оба были членами этого московского художественного кружка, а картиной Гермашев отблагодарил врача за оказанные медицинские услуги, как это сделал в те годы В.Н. Мешков.

Одним из людей, владевших картинами Гермашева, был художник и педагог Николай Павлович Шлеин (1873-1952). Он родился в Костроме в мещанской семье. Шлеин успешно учился в МУЖВЗ, получив в 1892 году за рисунок «Кисть руки» премию П.М. Третьякова. В коллекции художника оказались две ранние работы Гермашева, которые неизвестны широкой публике, - рисунок «Одевающийся украинец» (1893) и «Старик в очках» (1894). Очевидно, эти картины были подарены Н.П. Шлеину самим Гермашевым, с которым они вместе учились в МУЖВЗ в начале 1890-х. Сейчас два этих произведения хранятся в Костромском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, который в 1952 году принял большую часть коллекции Н.П. Шлеина.

В собрании Иркутского областного художественного музея имени В.П. Сукачева хранятся две работы М.М. Гермашева. Одна из них - «Осенний пейзаж с домиком» - в 1917 году участвовала в «9-й выставке картин, рисунков, скульптуры сибирских и столичных художников» в Иркутске под названием «Вечер». После этого она несколько лет принадлежала Моисею Яковлевичу Лейбовичу (?-1940). В коллекции этого библиофила и коллекционера, сына иркутского купца, помимо картины Гермашева имелись произведения А.А. Киселева, В.Д. Орловского, И.Е. Репина.

Другая картина Гермашева из иркутского собрания - «Дворик» - поступила в музей в 1968 году от Николая Кирилловича Величко (1902 - середина 1990-х) - простого иркутского инженера, получившего коллекцию произведений русских и европейских мастеров по завещанию от своего дяди - Валериана Вадимовича Величко (1874-1956), известного кремлевского врача. В дореволюционные годы Величко бывал на знаменитой Сухаревке, где продавались картины, а в годы советской власти собирал их через комиссионные магазины и у частных владельцев. Зная страсть врача, его пациенты - художники, актеры, писатели - дарили свои произведения. Среди них были полотна братьев В.М. и А.М. Васнецовых, М.В. Нестерова, П.Д. Корина, П.И. Петровичева и др.

До революции богатые промышленники иногда специально заказывали Гермашеву пейзажи и московские виды. Так, считается, что известная работа «Старая Москва. Улица Арбат» из Музея Москвы заказана одним из богатых москвичей того времени. Знали и интересовались творчеством художника и представители царской фамилии - так, одна из картин Гермашева была в коллекции великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918).

От частных коллекционеров в советское время в музеи поступило около десятка произведений Гермашева. Картина «Новоспасский мост. В марте» из Музея Москвы, показанная на XXXI Передвижной художественной выставке, до 1951 года принадлежала Нине Александровне Арнинг (1894 – начало 1980-х), певице, вдове московского юриста и близкого друга И.С. Остроухова - Казимира Федоровича Арнинга (1885-1952), собравшего интересную коллекцию живописи[5].

Картины Гермашева находились в доме американского композитора российского происхождения, четырехкратного обладателя премии «Оскар» Дмитрия Зиновьевича Темкина (1894-1979), собиравшего живопись и рисунки русских художников.

Произведения М.М. Гермашева хранились и в домах крупных советских дипломатов. В музее Московского педагогического государственного университета (МПГУ) можно увидеть две картины Гермашева, одна из которых - «Пейзаж с церковью» - происходит из коллекции Владимира Петровича Потемкина (1877-1946), советского дипломата, первого заместителя народного комиссара по иностранным делам СССР, народного комиссара просвещения РСФСР. В его коллекции картина хранилась до 1946 года, а затем стала собственностью университета.

К творчеству М.М. Гермашева проявляли интерес богатые меценаты, люди известных фамилий и провинциальные коллекционеры. Все они любили Россию и старались собрать для себя предметы, дорогие сердцу. В этом отношении живопись Михаила Гермашева удовлетворяла их взыскательным вкусам: зимние пейзажи, виды на Волгу, тихие городские улочки и дворики, сельские уголки, жанровые сцены... Художник сохранил в своих картинах мирный уклад дореволюционной жизни России, за что был любим почитателями русской живописи.

Великая княгиня Елизавета Федоровна
Великая княгиня
Елизавета Федоровна
Великая княгиня Елизавета Федоровна и Великий князь Сергей Александрович
Великая княгиня Елизавета
Федоровна и Великий князь
Сергей Александрович
И.Е. Цветков
И.Е. Цветков
С.И. Сеньков
С.И. Сеньков
Ф.А. Коваленко
Ф.А. Коваленко
О.Г. Гансен
О.Г. Гансен
В.П. Потемкин
В.П. Потемкин
Д.З. Темкин
Д.З. Темкин
С.Д. Шереметев
С.Д. Шереметев
П.И. Постников
П.И. Постников
Н.П. Шлеин
Н.П. Шлеин
С.Е. Пермяков
С.Е. Пермяков

 

  1. Николай Сергеевич Мазурин (1841-1888) - представитель многочисленного купеческого рода Мазуриных, занимавшихся производством и торговлей текстильными товарами. В память Н.С. Мазурина была учреждена не только художественная премия Московского общества любителей художеств, а также открыт Детский сиротский приют на Большой Царицынской (ныне Большой Пироговской) улице в Москве.
  2. Копия письма попечителя Городской художественной галереи имени П.М. и С.М. Третьяковых на имя городского головы князя В.М. Голицына от 18 апреля 1898 // РГАЛИ. Ф. 646. Оп. 1. Ед. хр. 8. Л. 1.
  3. Архивные документы Центрального хранилища Государственного Музейного фонда (ЦХ ГМФ) при Отделе музеев Наркомпроса РСФСР // РГАЛИ. Ф. 686. Оп. 1. Инв. книга №3 (I отделение). Ед. хр. 78. Л. 144-145
  4. ТельчаровАД. Меценат из Вязников // Отечественные архивы. 1995. №6. C. 84-85.
  5. Кострыкина И. Коллекция раскрывает тайны // Мир музея. 2003. №5. С. 40-45.

Illustrations

Осенний пейзаж с домиком. Фрагмент
Осенний пейзаж с домиком
Холст, масло. 53 × 71. Из коллекции М.Я. Лейбовича. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева. Фрагмент
Снег выпал. 1897
Снег выпал. 1897
Холст, масло. 91 × 127. Из коллекции П.М. Третьякова. Государственная Третьяковская галерея
Старик в очках. 1894
Старик в очках. 1894
Холст на фанере, масло. 43 × 33,5. Из коллекции Н.П. Шлеина. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Публикуется впервые
Усадьба
Усадьба
Холст, масло. 53 × 71,5. Из коллекции Ф.А. Коваленко. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Извозчик (Замоскворечье)
Извозчик (Замоскворечье)
Холст, масло, 40 × 49. Из коллекции О.Г. Гансена. Сумский областной художественный музей имени Н.Х. Онацкого, Украина
В окрестностях Петрограда
В окрестностях Петрограда
Холст, масло. 49 × 67. Из коллекции Ф.А. Коваленко. Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко
Домик на берегу реки
Домик на берегу реки
Холст, масло. 71 × 714. Из коллекции П.И. Постникова. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск. Публикуется впервые
Новоспасский мост. В марте
Новоспасский мост. В марте
Холст на картоне, масло, 56,5 × 70,5. Из коллекции Н.А. Арнинг. Из фондов ГБУК города Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»
Осенний пейзаж с домиком
Осенний пейзаж с домиком
Холст, масло. 53 × 71. Из коллекции М.Я. Лейбовича. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева
Вечер на Волге. 1912
Вечер на Волге. 1912
Холст, масло. 88 × 96. Из коллекции С.И. Сенькова. Вязниковский историко-художественный музей
Начало зимы
Начало зимы
Холст, масло. 95 × 103. Из коллекции И.Е. Цветкова. Сарапульский музей истории и культуры Среднего Прикамья, художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина». Публикуется впервые
Зимний пейзаж
>Зимний пейзаж
Холст, масло. 41,5 × 49. Из коллекции С.Д. Шереметева. © Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 2015
Пейзаж с церковью
Пейзаж с церковью
Холст, масло. 115 × 126. Из коллекции В.П. Потемкина. Музей МПГУ
Дворик
Дворик
Холст, масло. 65 × 53. Из коллекции В.В. Величко. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева
Вид на храм Христа Спасителя. 1910-е
Вид на храм Христа Спасителя. 1910-е
Холст, масло. 58 × 71.8. Из коллекции Д.З. Темкина. Частное собрание

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play