Серовские женщины: портреты и судьбы

Ирина Миронова

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#3 2015 (48)

Женщины Врубеля, Кустодиева, Серова, Сомова, Сорина... За этими понятиями стоит устойчивое представление об определенном облике, характере, психологии представительниц прекрасного пола. Клеопатра Обнинская и Елена Балина принадлежали к «серовскому» типу женщин, красота которых соответствовала их глубокому внутреннему миру, достоинству и благородству.

«Современный "женский портрет" - у нас еще большая редкость, - "женский портрет", не имеющий, разумеется, ничего общего с бонбоньерочными "головками", ... отмеченный изысканным пониманием современной женщины и культурностью живописных приемов», - писал Сергей Маковский в 1910 году1. Малочисленность женских образов поразила критика еще в экспозиции Историко-художественной выставки русских портретов, устроенной С.П. Дягилевым в 1905 году в Таврическом дворце в Петербурге. Он полагал, что не в пример живописцам прошлых столетий художники начала ХХ века уделяли этому жанру недостаточно внимания. Упрек Маковского относился ко всем, кроме В.А. Серова. Его вклад в женскую иконографию своего времени не оспаривался.

Именно на Таврической выставке 1905 года, которая много значила для Серова, зрители могли впервые увидеть его «Портрет К.А. Обнинской с зайчиком» (1904). Этот натурный рисунок углем, деликатно подцвеченный пастелью и сангиной, не уступал в экспозиции лучшим живописным работам художника. От него и сейчас трудно оторвать взгляд. Портрет обладает особой притягательностью, которую невозможно передать словами так же, как невозможно описать обаяние человека. Он в полной мере демонстрирует совершенную технику, удивительную трепетность и лаконичность серовской манеры. В изображении молодой женщины с прекрасными, чуть печальными глазами, нежно прижимающей доверчиво прильнувшего к ней зайчика, нет никакой позы, искусственности. Но кажущаяся простота, легкость исполнения не скрывает строгой обдуманности и крайней тщательности, с которой построен портрет. Это результат длительного наблюдения, скрупулезного анализа формы и движения. Глядя на него, даже маститые художники и искусствоведы разводят руками - непонятно, как это сделано.

В свое время серовский рисунок высоко оценил Игорь Грабарь, считавший его самым трогательным из русских портретов. Он поставил «Обнинскую» в ряд с портретами дочерей врача С.С. Боткина, девочек Касьяновых, А.П. Трояновской, исполненных с такой же любовью. Это происходило в том случае, если модель была художнику «особенно симпатична» и он испытывал «к ней нежные чувства»2.

Знакомство Серова с Клеопатрой Александровной Обнинской (1880-1928) и ее супругом Виктором Петровичем (1867-1916), известным в России общественным деятелем, состоялось в начале 1900-х годов. В 1904 году художник был приглашен в их имение. Вот как об этом вспоминает Грабарь: «Весной он поехал в Италию... В начале осени съездил в имение Обнинских "Белкино" Малоярославецкого уезда и сделал очаровательно нарисованный портрет К.А. Обнинской с прирученным зайчиком. Из нескольких написанных им в Белкине этюдов удался только зал старого дома, вещь, принадлежащая И.А. Морозову, все же остальное как-то не спорилось и, помню, Серов был одно время этим не мало удручен. Однако вскоре работа вновь наладилась»3. С легкой руки Грабаря рисунок так и стали называть: «Портрет К.А. Обнинской с зайчиком».

В 1906 году Виктор Обнинский, уездный предводитель дворянства, председатель Калужской земской управы, был избран депутатом I Государственной думы от кадетской партии. Его считали человеком редких достоинств, прогрессивным политиком - «убежденным федералистом и сторонником самого широкого национального самоопределения»4. Ему принадлежали популярные в свое время книги о первой русской революции и о последнем русском самодержце. Тогда же, в 1906 году, возможно, под влиянием бурных политических и экономических дискуссий, в которых Обнинский принимал самое непосредственное участие, у Серова возникла идея создания его портрета.

Художник также выбрал графическую технику - пастель, но парными эти семейные изображения назвать трудно. Если Клеопатра Александровна - воплощение женственности, нежности и доброты, то Виктор Петрович с горящим взором и непреклонным выражением лица - образ человека публичного, хорошего оратора, поражавшего современников своей энергией. В 1908 году, как один из составителей Выборгского воззвания против роспуска Думы, Обнинский был приговорен судом к трехмесячному тюремному заключению. Серов, редко открыто выражавший свои политические взгляды, по этому поводу писал в письме к своему другу, врачу и коллекционеру И.И. Трояновскому, женатому на родной сестре Обнинского: «Кланяюсь очень Виктору Петровичу [Обнинскому. - И.М.]. Думаю, ему теперь легко - вот тем, кто гуляет на полной свободе, потруднее - совестно»5.

И хотя после заключения прежняя государственная деятельность была для него закрыта, он не оставлял активной работы, во время Первой мировой войны многое сделал для организации помощи русским военнопленным в Германии и Австрии. Его разносторонние интересы простирались и на сферу культуры. Он стал одним из учредителей общества «Свободная эстетика», имевшего своей целью объединить творческую интеллигенцию России. Серов - также участник «Свободной эстетики» - часто встречался с Обнинским на заседаниях общества в 1908-1911 годах.

Виктор Петрович, публицист во втором поколении, происходил из рода, имевшего польские корни. По семейной традиции, ударение в их фамилии делалось на втором слоге - Обнинские. В отличие от города Обнинска, первого наукограда России, название которого сохранило имя прежних владельцев белкинского имения, - редкий факт в советской топонимике.

Если история рода Обнинских, наиболее ярким представителем которого считается Виктор Петрович, достаточно хорошо исследована и опубликована6, то о семье его жены этого не скажешь. Клеопатра Александровна происходила из состоятельного дворянского рода Саловых. Ее отец, в молодости служивший в армии, во время Крымской кампании отбил у солдат четырнадцатилетнюю татарскую княжну. Юная воспитанница через несколько лет стала женой Александра Салова, родила ему троих детей. Но ни имени ее, ни дальнейшей биографии семейные предания не сохранили. В 1897 году Клеопатра, унаследовавшая материнскую красоту, вышла замуж за друга своего брата Виктора Обнинского. Они поселились в большом имении Льзи Новгородской губернии, составлявшем часть ее приданого.

В 1901 году Обнинский с женой переезжает в усадьбу своего отца Белкино - родовое гнездо, которым семья владела с 1840 года. Вскоре на земле, полученной при разделе имения между наследниками, Виктор возводит на средства жены небольшую, но очень интересную в архитектурном и инженерном плане усадьбу Турлики, хозяйкой которой становится Клеопатра. Уже в мае 1902 года в Турликах с ответным визитом гостил В.Д. Поленов. Там же Серов писал Обнинскую. Любопытно, что Грабарь, упоминавший в свое время про Белкино, составляя позже список серовского наследия, уточнил, что портрет исполнен в Турликах. И хотя усадьбы находятся буквально в двух километрах друг от друга, этот факт все-таки имеет значение.

Ко времени приезда Серова Клеопатра ожидала второго ребенка. Она позировала художнику, находясь на последних сроках беременности, одетая в легкую, свободную блузу. Отсюда особая теплота в отношении к модели, мягкость и деликатность серовской манеры. Можно предположить, что по этой причине Серов и выбрал композицию с ручным зайчиком, отчасти скрывавшим фигуру. К тому же он - увлеченный анималист, - как и прежде, воспользовался возможностью включить в картину домашнего питомца, проводя свои излюбленные параллели. Словно будущего ребенка, бережно прижимает к себе зайчика прекрасная молодая женщина.

По аналогии вспоминается другая работа Серова - портрет жены в ожидании третьего ребенка, написанный летом 1895-го в Домотканове. То же впечатление какой-то особенной женской красоты. Действительно, на портрете Обнинская удивительно хороша собой, хотя Серова трудно упрекнуть в идеализации моделей. Ни одна из документальных фотографий, любезно предоставленных для публикации сотрудниками Музея истории города Обнинска, не передает ее истинного облика так, как серовский портрет.

Той же осенью в Белкине Серов создал один из лучших своих интерьеров, запечатлевший центральный зал старинного дворянского особняка, возведенного еще в конце XVIII века тогдашним владельцем усадьбы И.И. Воронцовым. К началу ХХ столетия прежде великолепный трехэтажный каменный дом - памятник раннего классицизма - значительно обветшал. Стены покрылись трещинами, наборные паркетные полы, когда-то гордость усадьбы, требовали реставрации. На стене большого двусветного зала, занимавшего половину второго этажа, видна глубокая трещина, которую и запечатлел художник. С тех пор эта трещина так и стала называться «серовской». Впрочем, дом продолжал оставаться тем же уютным «дворянским гнездом» с залитой солнечным светом анфиладой комнат, каким изображен у Серова. Ветхое состояние особняка не мешало многочисленному клану Обнинских собираться летом в старом имении, устраивать совместные прогулки, отдыхать, расположившись у огромного «годуновского» вяза. Или встречаться у Трояновских в соседнем имении Бугры, доставшемся в приданое старшей сестре Виктора - Анне Петровне, очень уважаемой и неоднократно запечатленной Серовым.

Казалось, жизнь Клеопатры, хозяйки открытого, гостеприимного дома, в котором бывали многие выдающиеся личности, именитые живописцы, литераторы, сложилась вполне счастливо. Из художников Обнинские поддерживали дружеские отношения не только с Серовым, но также с В.Д. Поленовым, П.П. Кончаловским, Н.П. Ульяновым, А.В. Срединым, К.А. Сомовым. Именно Сомову Виктор Петрович решил заказать свой книжный знак для личной библиотеки, значительно выросшей после получения наследства. Художник сделал изящный экслибрис совершенно в духе времени и собственных эстетических пристрастий. Его законченный проект экспонировался на выставке «Мира искусства» в 1911 году, потом попал в частную коллекцию А.А. Сидорова7. По фатальному стечению обстоятельств или просто случайному совпадению избранный Сомовым мотив - прикрытая цветочными гирляндами ваза на фоне ночного звездного неба - походил на погребальную урну.

21 марта 1916 года Обнинский застрелился. Ему было 49 лет. В тексте, оставленном им для официальных публикаций в газетах, в качестве единственной причины самоубийства он указал разочарование в политике. На самом деле современникам стали известны и другие факты: все произошло якобы «из-за романтической любовной драмы»8. Его позднее чувство к молодой княжне Вере Урусовой осталось безответным. Так это или иначе, но иного выхода для себя человек, измученный внутренними противоречиями и «сердечной тоской», не видел. Современники глубоко переживали утрату.

В предсмертном письме к жене он просил простить его. Их отношения давно дали трещину, как в старом белкинском доме. Остается только догадываться, что пришлось пережить женщине в такой ситуации, оставшейся с двумя детьми в стесненном к тому времени материальном положении. Турлики были давно проданы М.К. Морозовой (еще одной модели Серова), Белкино в 1918 году национализировали. Многое исчезло безвозвратно. Не имея возможности снимать квартиру, семья переехала на свою дачу в Петровском парке. Клеопатра меняла вещи на еду, сдавала комнаты летчикам соседнего аэродрома.

С большим трудом ее сыну Петру удалось уехать в США к родной сестре матери. В 1923 году она сама смогла получить разрешение на выезд к сыну вместе с младшей дочерью Лией. В последний момент, находясь уже в Риге, дочь отказалась уезжать из страны. Так семья разделилась на две линии - русскую и американскую9.

По воле судьбы Клеопатра Александровна Обнинская умерла примерно в одном возрасте со своим бывшим супругом, в 48 лет, от неизлечимой болезни. Все усилия сына и сделанная во Франции операция оказались напрасными. Похоронена она в Париже. Ее серовский портрет остался на родине, долгое время хранился в частном собрании художника и коллекционера Д.Я. Черкеса, у которого в 1972 году был приобретен Нижегородским (тогда Горьковским) государственным художественным музеем. После Таврической экспонировался на посмертной и нескольких персональных выставках Серова. На одной из них в 1952 году была сделана удивительная фотография: Лия с сыном Дмитрием Тереховым, будущим известным художником-графиком, учеником Р.Р. Фалька, смотрят на портрет Клеопатры.

Молодая женщина, оберегающая прирученного пугливого зайчика, сама кажется какой-то беззащитной. В глубине ее темно-карих глаз прячется затаенная тревога то ли за будущего ребенка, то ли в предвидении грядущих событий. Возможно, это почувствовал и Серов, обладавший «живой душой наблюдателя».

Не менее примечателен портрет другой «серовской» женщины - Елены Балиной (1877-1945). В противоположность «Обнинской» это заказная работа, выполненная в 1911-м, последнем году жизни художника. В отличие от предыдущего портрет Грабарю не нравился, в списке работ 1950-х годов он прокомментирован как «малоинтересный»10. Это и понятно - поздний Серов. Среди произведений, близких к стилю модерн, он делал исключение для очень немногих. И все-таки самое первое воспроизведение портрета находится в кнебелевской монографии Грабаря, иллюстрации для которой отбирались крайне тщательно. Так же, как работы для посмертной выставки, на которой впервые экспонировался «Портрет Е.А. Балиной» и где были собраны «только первоклассные вещи»11.

Портрет выполнен маслом на холсте, как и большинство других заказных произведений Серова. Во главу угла ставились сохранность, долговечность картины, ответственность перед заказчиком. Однако внешне живопись полотна не похожа на «масло». Скорее она производит впечатление темперной. Такой матовой, бархатистой кажется при ближайшем рассмотрении поверхность, полностью лишенная раздражавшего художника глянцевого блеска.

Обращает на себя внимание эффектное колористическое решение полотна, построенного на сочетании крупных пятен почти локального цвета. Не случайно столь значительное внимание уделено туалету модели, его благородной гармонии холодных синих, белых и черных тонов, выделяющихся на теплом охристо-коричневом фоне интерьера. Очень тщательно прописано лицо модели, словно заглаженное кистью. Ее поза спокойна и величава. Чуть склоненная голова опирается на обнаженную до локтя руку с тонким запястьем. Вторая рука спрятана в складках одежды, так же как в овальном портрете Е.П. Олив (1909).

В изображении сидящей в кресле красивой задумчивой женщины, одетой в необычный костюм, почти без украшений, трудно угадать, кто она. Актриса, певица, светская дама? Заказчица оказалась незаурядной, одаренной личностью. Она родилась в Москве, в богатой патриархальной семье. Фамилию ее деда А.М. Постникова сегодня хорошо знают специалисты ювелирного антикварного рынка. Почетный гражданин Москвы, поставщик Императорского двора, он был основателем одной из крупнейших в столице фабрик золотых, серебряных и бронзовых изделий, выполнявшей важные заказы по оформлению церковных интерьеров, в том числе и для Храма Христа Спасителя. Ее мать в свое время слыла первой московской красавицей, и три дочери пошли в нее.

В 1898 году среднюю, Елену, выдали замуж за молодого, интересного, энергичного миллионера Валентина Асигкритовича Балина (1869/70-1934), происходившего из семьи известных текстильных промышленников, которым принадлежали в разное время до десяти фабрик во Владимирской губернии. Его отец Асигкрит Яковлевич, основатель «Товарищества мануфактуры А.Я. Балина», оставил в 1885 году наследникам огромный капитал и четко организованное, грамотно поставленное производство, которое функционирует и сегодня. Сыновья приумножили состояние. Возглавлял семейное дело старший брат Николай, Валентин был третьим директором Товарищества, заведовал Южской мануфактурой (ныне - Южская прядильно-ткацкая фабрика в Ивановской области). Ему принадлежали богатая подмосковная усадьба Ачкасово и выстроенный в 1902 году двухэтажный особняк на Большой Никитской улице.

Это одно из немногих частных зданий дореволюционной России, в которых полностью сохранились интерьеры и обстановка. Сейчас в нем находится резиденция посла Турции, и судить о его роскоши и разнообразии отделки можно только по фотографиям и описаниям. Но даже они впечатляют. Каждое помещение оформлено в духе определенной эпохи - от готики до модерна. Стены особняка во времена первых владельцев украшали живописные полотна признанных мастеров Серебряного века. Причем собрание Балиных позволяло периодически менять экспозицию.

В отличие от подлинного облика дома бытующие легенды о хозяине-купце, якобы застрелившемся, подобно герою Ф.М. Достоевского Рогожину, не имеют к реальной истории никакого отношения12. Следовало бы навести справки, прежде чем публиковать подобные небылицы, порочащие память людей. Тем более что невымышленная судьба бывает драматичнее любого романа.

На самом деле в особняке на Никитской жила вполне нормальная семья - любящие родители, вырастившие троих детей. Муж был крайне занятым человеком, часто уезжал по делам фабрики. Елена воспитывала дочерей и сына, выполняла светские обязанности, но в то же время стремилась реализовать себя как личность. Обладая артистическими и вокальными способностями, она упорно осваивает сценическое искусство. Учится театральному мастерству у знаменитой актрисы Малого театра Гликерии Федотовой, с которой в течение многих лет потом поддерживает близкое знакомство, а также у Е.Б. Вахтангова и А.И. Сумбатова-Южина. Занимается сценическим танцем с бывшей балериной Большого театра, педагогом-хореографом А.А. Джури. Берет уроки вокала у известной оперной певицы В.Н. Петровой-Званцевой. Ее успехи настолько очевидны, что примадонна предлагает Балиной совместную поездку на гастроли в Прибалтику. И Елена на рижской сцене (в Москве при ее положении в обществе она позволить себе этого не могла) с успехом исполняет партию Любаши в опере Н.А. Римского-Корсакова «Царская невеста».

Параллельно Елена осваивает дыхательную гимнастику йогов под руководством первого в России преподавателя системы трехфазного дыхания Ольги Лобановой. Но не из-за постановки голоса, а из-за более серьезной семейной проблемы Балиных - туберкулеза. Эти навыки очень помогли ей в жизни, а Лобанова, кстати, после революции продолжила обучение дыхательной практике уже в Кремле.

Другое серьезное увлечение Елены Балиной - философия. Профессора университета приезжали летом в Ачкасово для занятий с хозяйкой имения. Одним из ее преподавателей был Иван Александрович Ильин. Позже жизнь вновь сведет их вместе. Этот круг общения не мог не оказывать влияния на ее личность.

Встреча с Валентином Серовым состоялась благодаря Надежде Петровне Ламановой, которую знала вся Москва как лучшую портниху и талантливого модельера. С семьей Серовых у Ламановой были давние связи, она являлась приятельницей его матери и как раз в 1911 году попросила художника написать ее портрет к своему 50-летию. Елена Балина была одной из ее постоянных клиенток, так же как Е.П. Носова и ГЛ. Гиршман. Она хотела заказать Серову свой портрет для подарка мужу. Ламанова не только договорилась с художником, но и предложила для сеансов свое ателье на Тверской. Отсюда понятно, почему интерьер написан так обобщенно. Известно, что заказные работы при отсутствии собственной мастерской он писал в домах моделей. Но в таком случае подарок уже не стал бы неожиданностью.

Вместе с Серовым Надежда Петровна придумала и необычный наряд Балиной. Учитывая, что до наших дней сохранилось очень небольшое количество ее работ, портрет представляет в этом плане интерес для художников-дизайнеров, равно как и для историков моды. Ничего похожего среди опубликованных костюмов Ламановой не встречается. Собственно, это было даже не платье, а именно костюм, сконструированный из полотнищ синей, белой и черной ткани, собранных у пояса и украшенных серо-белым орнаментом. Благо в мастерской всегда находилось достаточно разнообразных материалов, чтобы подобрать нужную автору цветовую гамму.

В туалете Балиной есть что-то ориентальное, хотя и не в стиле Бакста. Скорее он ассоциируется с традиционной японской сине-белой гаммой и отчасти напоминает по фасону кимоно. В то же время в сочиненном костюме налицо элементы европейского модерна, усиливающие в самом портрете черты этого стиля.

Уже не раз отмечалось, как внимательно и принципиально подходил художник к выбору одежды своими заказчиками, как интересовался современной модой. Возможно, работая именно над портретом Балиной, в 20-х числах октября Серов слушает в ателье Ламановой лекцию французского модельера Поля Пуаре и присутствует на показах новейшей парижской моды.

Более подробные сведения о том, как проходили сеансы, не сохранились. Кроме одного, но важного момента. Когда работа подходила к концу, заказчица была удивлена, что выглядит намного старше своих тридцати трех лет. Возможно, предвидя реакцию мужа, в ответ на ее недоумение Серов сказал: «Вы дальше будете похожи». Так не раз происходило с его моделями. Особенно часто оставались недовольны этим обстоятельством женщины. И проницательный мастер неизменно им отвечал примерно то же самое. Дальнейшая история это обычно подтверждала.

Как и многих других людей на рубеже веков и смене эпох, судьба поделила жизнь Елены Балиной на «до» и «после» революции. Но и «после» она, как могла, поддерживала семью и близких людей. У себя в московском доме, который у них отбирали поэтапно, она устраивает «философские пятницы», где собирается небольшой круг интеллектуальной элиты и читает лекции И.А. Ильин. Тогда для него все другие двери были закрыты.

Однако в 1925 году особняк передали под посольство Турции. Семью Балиных переселили на 2-ю Мещанскую в крохотные проходные комнаты. Удивительно, но им оставили все картины, которые были отданы на время Н.И. Рождественской, жене живописца и дочери бывшего управляющего имением Балиных в Ачкасове. Серовский портрет, как особую ценность, Елена сама поместила на хранение в Румянцевский музей, не зная, что ее ожидает. Это, по свидетельству родных, произошло в конце 1920-х13. Потом он ненадолго перешел в собрание Третьяковской галереи, откуда в 1929 году поступил в Нижегородский государственный художественный музей.

14 апреля 1931-го Елена Балина была арестована. Ее обвиняли по групповому делу организации «Истинно-Православная церковь». Кроме руководителей М.А. Новоселова и А.Ф. Лосева, в Москве были арестованы священники и представители интеллигенции, в том числе и Елена, певшая в церковном хоре храма Николая Чудотворца на Ильинке, настоятелем которого был отец Валентин Свенцицкий. Во время следствия ее два месяца содержали под стражей в Бутырской тюрьме. Обвинения носили политический характер. Она была осуждена Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ как «член контрреволюционной монархической организации ИПЦ», за «антисоветскую пропаганду, помощь ссыльным» и приговорена к ссылке в Казахстан14.

В 1933 году в порядке частичной амнистии ей было разрешено проживание в Костроме, куда из Бутырской тюрьмы отпустили умирать ее мужа. Он был арестован уже после нее, от него требовали выдачи ценностей, пытали. Там же, в Костроме, собралась почти вся большая семья, кроме сына, работавшего на московском заводе. Из Томска приехала с детьми старшая дочь Вера после ареста ее мужа, выдающегося ученого Р.С. Ильина, расстрелянного в 1937-м. Сначала семья снимала комнату, потом на деньги от проданных картин, которые тогда стоили очень недорого, удалось купить небольшой дом с огородом, который спас их во время войны.

По рассказу Ольги Ильиной, внучки Елены Балиной, она была прекрасна и в зрелом возрасте, всегда сосредоточенная, погруженная в себя, очень молчаливая, глубоко верующая: «Мы, дети, не знали ее ласки, но она подарила нам правильную русскую речь, дыхательную гимнастику со спокойной уверенностью в том, что наше здоровье в наших руках, и с возможностью помочь людям, а также замечательный образ мудрой старости. ... Она находила так необходимые слова ободрения, утешения для людей, близких ей, была для них опорой, воплощением женственности и достоинства, стойкости и мужества. Всегда подтянутая, изящная, в белоснежной полотняной кофте, с крупными янтарными бусами на шее».

Именно такой Елена Балина запечатлена на последней сохранившейся фотографии, сделанной в ссылке. Как она похожа на свой собственный портрет! Художник и на этот раз оказался прав. Прав был и С. Маковский, когда писал, что портреты Серова, как «документы» о современной женщине, «заслуживают самого тщательного изучения»15.

Автор благодарит заведующую научным отделом Музея истории города Обнинска З.Н. Васильеву и внучку Е.А. Балиной О.Р. Ильину за предоставленные для публикации фотографии.

 

  1. Маковский С. Женские портреты современных русских художников // Аполлон. 191. № 5. С. 14.
  2. Грабарь И. Серов рисовальщик. М., 1961. С. 26-27.
  3. Грабарь И. В.А. Серов. Жизнь и творчество. М.: Изд. Кнебель, 1914. С. 158.
  4. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. Т 2. Л., 1989. С. 139.
  5. Там же. С. 145.
  6. Васильева З.В., Кащеева А.А. Три усадьбы. Белкино. Турлики. Бугры. Калуга, 2009; Чистякова Е.С. Белкино. О прошлом и настоящем этой старинной русской усадьбы // Московский журнал. 2011. № 2; Ларина Татьяна. Обнинская земля в конце XIX - начале XX века [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.proza.ru/2001/10/17-45
  7. Сидоров АА. Записки собирателя. Л., 1969. С. 162-163.
  8. Там же. С. 162.
  9. Ларина Татьяна. В годы гражданской войны [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.proza.ru/2001/10/17-44
  10. Гоабарь И.Э. В.А.Серов. Жизнь и творчество. М., 1965. С. 343.
  11. Лапшин В.П. Валентин Серов. Последний год жизни. М., 1995. С. 361.
  12. Особняк с «историей». Резиденция посла Турции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://salon.ru/article.plx?id=2125
  13. По данным сайта «Румянцевский музей: виртуальная реконструкция», портрет поступил в музей в числе национализированных собраний в 1919 году [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rmuseum.rU/data/authors/b/balinayea.php
  14. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. [Электронный ресурс].
  15. 15. Маковский С. Указ. соч. С. 15.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play