Альманах «Уновис №1». Летопись витебского эксперимента Малевича

Татьяна Горячева

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#3 2013 (40)

В ИЮНЕ 1920 ГОДА ОСНОВАННАЯ В ВИТЕБСКЕ МАЛЕВИЧЕМ ГРУППА УНОВИС ВЫПУСТИЛА В ПЯТИ МАШИНОПИСНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРАХ ОДНОИМЕННЫЙ АЛЬМАНАХ, КОТОРЫЙ СОДЕРЖАЛ СТАТЬИ, МАНИФЕСТЫ, ДЕКЛАРАЦИИ И РИСУНКИ УНОВИСЦЕВ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ИЗВЕСТНЫ ТОЛЬКО ДВА СОХРАНИВШИХСЯ ЭКЗЕМПЛЯРА: ОДИН ИЗ НИХ БЫЛ ПОДАРЕН МАЛЕВИЧЕМ Д.ШТЕРЕНБЕРГУ И ЗАТЕМ ОТ ЕГО НАСЛЕДНИКОВ ПОПАЛ В ЗАРУБЕЖНОЕ ЧАСТНОЕ СОБРАНИЕ; ДРУГОЙ, ПРИНАД ЛЕЖАВШИЙ ЛИСИЦКОМУ, В 1959 ГОДУ ПОСТУПИЛ В ОТДЕЛ РУКОПИСЕЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ В ЧИСЛЕ ДОКУМЕНТОВ, ПЕРЕ ДАННЫХ С. ЛИСИЦКОЙ-КЮППЕРС. О СУДЬБЕ ОСТАЛЬНЫХ ЭКЗЕМПЛЯРОВ СВЕДЕНИЙ НЕТ.

Издательством «Сканрус» подготовлено к печати уникальное издание, состоящее из двух частей - факсимильного воспроизведения альманаха «Уновис» и отдельного приложения, содержащего вступительную статью и публикацию текстов альманаха (статья, публикации и комментарии Т. Горячевой).

В приложении статьи альманаха текстологически обработаны и снабжены комментариями, отдельно откомментированы иллюстрации. Большинство текстов и рисунков альманаха ранее не было опубликовано и введено в научный обиход; но и в имеющихся публикациях эти документы привлекались только в качестве вспомогательного материала для исследовании деятельности К. Малевича и его учеников в Витебске. Настоящее издание является первым опытом полной реконструкции и научного исследования альманаха.

Подготовленный Уновисом для демонстрации на 1-й Всероссийской конференции учащихся ГСХМ, журнал был первым изданием витебского коллектива и исполнял функцию не только «летописи» деятельности за пять месяцев его существования, но и своего рода проектной модели печатного органа группы. 8 июня Малевич заявил на конференции о необходимости «обратиться с просьбой в Наркомпрос о предоставлении нам права иметь свой печатный орган в виде издания какой-либо газеты» . Этого права Уновису добиться так и не удалось. Причиной тому были и чисто практические обстоятельства - отсутствие средств и полиграфических возможностей, и ситуация, сложившаяся вокруг самого Уновиса: нежелание местного руководства оказать поддержку Малевичу. Идею печатного органа уновисцам удалось реализовать лишь отчасти - с осени 1920 года Творком Уновиса приступил к выпуску малотиражных изданий литографским способом. Из них известны и сохранились: журнал «Аэро», листки Витебского Творкома, «Уновис - II-е издание Витебского Творкома» и газета «Путь Уновиса». Но все эти публикации уже не имели той многоаспектности и исчерпывающего характера, к которым стремились уновисцы, создавая альманах. Журналу суждено было остаться единственным большим сборником, на страницах которого Уновису удалось высказаться в необходимом для группы объеме. По всей вероятности, исполнение альманаха вначале задумывалось уновисцами если и не традиционными полиграфическими средствами, то, по крайней мере, литографским способом, обеспечивающим относительную респектабельность издания и позволявшим большой тираж. В начале апреля М. Шагал писал из Витебска П. Эттингеру: «Готовится сборник У<чили>ща. Однако небольшая заминка с бумагой». Видимо, эта заминка оказалась непреодолимой, и альманах отпечатали на машинке в пяти экземплярах под копирку. В создании альманаха главная роль принадлежала Лисицкому, который не только возглавлял в Витебском художественном училище мастерскую графики и печатного дела, но и занимался уже прежде книжным оформлением. Самый первый «издательский» опыт Лисицкого по жанру был сродни альманаху «Уновис». В 1941 он писал: «Помню, первую книгу сделал в 1905 г., революционный альманах на пишущей машинке в 2-х экземплярах, собственные рисунки и текст с товарищем». В конце 1910-х, уже будучи профессиональным художником, Лисицкий иллюстрировал ряд еврейских детских книжек, которые в полной мере демонстрировали его дар художника книги, но были еще подчинены задачам стилизации традиций и особенностей национальной еврейской культуры. В 1919-1920 знакомство с Малевичем, членство в Уновисе, супрематизм и изобретение проунов не только переориентировали его представления о книжном оформлении на эстетические нормы авангардного искусства, но и послужили импульсом для создания принципиально новой идеи «визуальной книги». Альманах стал в ряд экспериментов Лисицкого по реализации этой концепции, приобретя значение прообраза новаторской книги. Отвечая в 1941 году на вопросы анкеты, в «Списке работ, которым придается особое значение», из витебских изданий художник отметил именно альманах. В этом списке из 21 пункта первой названа «Хад Гадзе» («Козочка»); под № 2 идет альманах «Уновис», под № 3 - два номера журнала «Вещь», изданного им совместно с И. Эренбургом в 1922 году в Берлине. Место альманаха между «Козочкой» и «Вещью» отражает не только хронологию деятельности Лисицкого в этой области (в списке отсутствуют многие его работы конца 1910-х), но и фиксирует роль «Уновиса» в эволюции новой концепции книжного оформления. В 1927, анализируя историю книгоиздания, Лисицкий писал: «В конце гражданской войны (1920) мы получили возможность примитивными механическими средствами реализовать наши замыслы в области нового оформления книги. В Витебске мы выпустили в 5 экземплярах сборник «Уновис», напечатанный на пишущей машинке». Одним из главных признаков новой книги является ее «построенность»; в послесловии Лисицкого к альманаху заявлено: «Эта книга построена коллективом графической мастерской Уновиса на станках Витсвомаса» Формулировка «построена» выдает не только инженерно-архитектурное мышление Лисицкого, но и новаторский подход к дизайну книги. Альманах освещал все формы активности Уновиса, - педагогическую, общественную и художественную; каждая из них была представлена теорией и практикой. При этом структура издания отражала шкалу ценностей Уновиса: материалы располагались в последовательности, продиктованной логикой самосознания группы.

Идеологическим фундаментом художественной и жизне-строительной деятельности уновисцев служила социоэстетическая доктрина Малевича, его утопия «мира как беспредметности», и поэтому открывали альманах и играли роль идейной преамбулы к обзору практики Уновиса его декларации «К чистому действу», «Уном 1», «В глубоких недрах сознания...» и статья «О «я» и коллективе», излагающие философию супрематизма.

Помещенные на первых страницах знаковые формы супрематизма - черный и красный квадраты, круг и крест, задавали изданию супрематическую модальность и манифестировали генетическую связь исходных положений философии Малевича с его художественной доктриной. Вместе с тем, эти рисунки играли второстепенную роль по отношению к текстам в соответствии с возникшим у художника к 1920 году убеждением в том, что «кистью нельзя достать того, что можно пером. Она растрепана и не может достать в извилинах мозга, перо острее» .

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play