Мастер монументальных форм. К 100-летию со дня рождения А.П. Кибальникова

Валерия Минина

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#3 2012 (36)

В блистательной плеяде мастеров отечественного изобразительного искусства советской эпохи имя Александра Павловича Кибальникова занимает одно из самых видных и значительных мест. Созданные им скульптурные произведения — памятники, мемориальные ансамбли, портреты, монументальные композиции — демонстрируют удивительную цельность творческих устремлений. Ему присущи верность принципам гражданственности и гуманизма, органичная связь с судьбами родной страны и ее народа, в котором мастер находил своих героев — людей сильной воли и отваги, воплощающих общественные идеалы своего времени.

Путь А.П. Кибальникова в большое искусство не был легок. Он родился в 1912 году в Донской слободе Орехово (ныне в Волгоградской области) в бедной крестьянской семье, где издавна занимались ремеслами, в том числе резьбой по дереву. Уже в раннем детстве проявились художественные способности мальчика. Он пробовал лепить из глины и резать из дерева фигурки людей и животных. Однако увлечение сына не находило поддержки в семье, которая желала, чтобы он получил техническое образование. Саше это было не по душе. Дважды он убегал из дома без денег и документов в Саратов, где пытался поступить в художественный техникум.

Два года юноша работал грузчиком в порту, чтобы иметь средства на жизнь и оформить документы для поступления в техникум. Он много рисовал — в основном портреты своих товарищей-волжан. Эти рисунки, выполненные карандашом, получили высокую оценку на приемных экзаменах, и одаренный юноша был зачислен в Саратовское художественно-промышленное училище на живописное отделение. Получив образование, Кибальников работает как театральный декоратор и бутафор, но он все отчетливее понимал, что искусство сцены — это не его стезя. Молодого художника тянет к скульптуре, к созданию вещей в твердом материале, к решению пространственных задач. Объявленный в 1940 году конкурс на памятник Н.Г. Чернышевскому в Саратове стал для Кибальникова шансом попробовать свои силы. Он еще до этого детально ознакомился с коллекцией Саратовской картинной галереи, изучил произведения крупнейших ваятелей прошлого и настоящего, пытаясь осмыслить приемы, методы, цели, которые ставили перед собой создатели классических шедевров. Эти знания в сочетании с природным талантом помогли Кибальникову овладеть богатством выразительных средств пластического языка скульптуры.

Образ Н.Г. Чернышевского — революционера, мыслителя и писателя, посвятившего жизнь служению Отечеству, — привлек внимание Кибальникова еще в студенческие годы. С большим воодушевлением выполняет он ряд эскизов будущего монумента, в том числе портрет писателя. Успешную работу над образом Чернышевского прервала начавшаяся Великая Отечественная война. В военные годы, находясь в Саратове, Кибальников лепит скульптурные агитплакаты, монументальные композиции, посвященные ратному и трудовому подвигу советского народа. Их названия («Ни шагу назад» или «От станка к оружию») говорят сами за себя.

Подлинного расцвета искусство Кибальникова как талантливого скульптора-монументалиста достигает в послевоенные годы. Один за другим в Саратове открываются памятники Н.Г. Чернышевскому и А.Н. Радищеву — выдающемуся просветителю, философу. Каждый из них выполнен с глубоким проникновением в образ героя, привлекает своей композиционной и пластический выразительностью. В 1949 году А.П. Кибальникову была присуждена Государственная премия за бронзовую статую «Н.Г. Чернышевский» (1948), которая ныне украшает собрание Третьяковской галереи.

Кибальников ярко проявил себя в жанре скульптурного портрета. Наделенный способностью постигать духовный мир человека и улавливать психологическую структуру его характера, мастерски используя для раскрытия своего замысла пластические особенности материала, он создал галерею выразительных портретов современников. Одно из самых проникновенных произведений скульптора — «Пробуждение» (портрет дочери). Нежностью и лиризмом привлекает высеченная из красивого куска мрамора голова просыпающейся девушки. Сочетание гладкой поверхности тонко моделированного лица и подчеркнуто шероховатой, неровной структуры камня, из которого оно выступает, вызывает ощущение живой плоти, передает тепло нежной юной кожи, мягкость шелковистых волос.

В творческой биографии каждого большого художника при всем многообразии созданных им произведений всегда есть работы знаковые, общепризнанные, которые определяют вклад мастера в художественную культуру.

Этапной для Кибальникова в 1950-е годы явилась работа над памятником Владимиру Маяковскому, установленным в Москве.

Личность Маяковского всегда, и особенно после смерти поэта, привлекала представителей изобразительного искусства. Человек бескомпромиссный и страстный, полный неуемной энергии, дерзкий новатор, Маяковской утверждал поэзию больших перспектив и высокой гражданственности, при этом оставаясь личностью исключительно индивидуальной. «Громадный детина... рука тонет в его ручище...до сих пор неизгладимо в памяти: громкий голос. Челюсть. Чеканка читки. Чеканка мысли. Озаренность Октябрем во всем», — вспоминал Сергей Эйзенштейн*.

Маяковский был необычайно популярен. К образу поэта обращают свои взоры художники разных поколений, в том числе мастера скульптуры. И действительно, природа словно специально вылепила его для того, чтобы быть увековеченным в граните, мраморе и бронзе.

История создания памятника Владимиру Маяковскому в Москве восходит к 1940-му году, когда в день десятой годовщины со дня смерти поэта (14 апреля 1930 г.) на площади, носящей его имя, был заложен памятник, а вскоре был объявлен Всесоюзный конкурс на проект монумента. Прерванная войной, эта работа возобновилась в 1944 году и продолжалась в течение почти десяти лет. Кибальников с самого начала участвовал в ней. Воссоздать образ великого поэта в скульптуре пытались многие известные мастера: И.М. Чайков, М.Г. Манизер, С.Т. Коненков, Н.В. Томский, Е.В. Вучетич, Н.Б. Никогосян, М.К. Аникушин, В.Е. Цигаль, Л.Е. Кербель и ряд других.

В 1953 году проекты памятника Маяковскому выставлялись в залах Исторического музея для широкого общественного обсуждения. Сюда шли все, кого интересовала судьба монумента. Всеобщее одобрение получил проект Кибальникова, который привлек внимание яркой художественной выразительностью. Он был утвержден к сооружению.

Торжественное открытие памятника Владимиру Маяковскому состоялось в 1958 году. Перед взорами москвичей предстала впечатляющая бронзовая фигура поэта-трибуна, выражающая представление многих поколений россиян о его личности и о сущности его стихов. Сильный, уверенный в себе Маяковский стоит на гранитном пьедестале, широко расставив ноги и развернув могучие плечи. Он словно обращается к нам, к «товарищам-потомкам», как «живой с живыми говоря». Скульптура вылеплена крупными, энергичными формами, в ней нет второстепенных элементов — все главное. Каждая деталь продумана и оправдана. Особенно удачно решена голова поэта, его лицо. Ваятелю удалось достигнуть необходимой для монументального портрета выразительности обобщенной пластики, передающей значительность и внутреннюю силу поэта. Памятник Маяковскому расположен на пересечении узловых городских магистралей — Садового кольца и Тверской улицы. Вокруг него открывается большое пространство неба, силуэт монумента ясно читается со всех сторон. В 1959 году за эту работу скульптору была присуждена Ленинская премия.

Образ поэта нашел воплощение и в ряде великолепных портретов. Один из них, отлитый в бронзе, установлен на могиле Маяковского на Новодевичьем кладбище.

Заметным событием стала и работа Кибальникова над памятником Сергею Есенину для Рязани. Скульптора увлекла идея найти решение монумента, которое раскрывало бы связь поэта с российской землей, с русским народом. Именно в этой кровной связи — сила таланта Есенина, его прекрасных стихов. Непривычна и своеобразна композиция памятника. Полуфигура поэта словно вырастает из земли. Выразительный жест распахнутых рук, одухотворенное лицо выражают состояние творческого подъема. Удачно выбрано место для памятника на высоком берегу реки Трубеж, откуда открывается великолепный вид на приокские просторы. Памятник Сергею Есенину в Рязани был открыт в 1975 году к 80-летию со дня рождения поэта. Он отмечен Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина.

Более 20 лет вынашивал Кибальников мечту создать памятник Павлу Михайловичу Третьякову. Скульптор преклонялся перед личностью этого замечательного человека — тонкого знатока и ценителя русского искусства, отдавшего свою жизнь, силы и материальные средства развитию отечественной культуры. Третьяков собрал и подарил России бесценную художественную коллекцию, ставшую всемирно известным национальным музеем. Решение поставить памятник Третьякову перед галереей, носящей его имя, скульптор воспринял восторженно. Он был готов к этой работе, хорошо знал документальный материал, изучил портреты Третьякова, выполненные его современниками И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, С.М. Волнухиным. К тому же он имел в своем творческом багаже опыт работы над образом великого собирателя отечественного искусства, выполнив в мраморе его портрет в 1961 году. Теперь предстояло увековечить образ Третьякова в монументальных формах, найти пластическое решение, которое соответствовало бы и активно взаимодействовало с непростой архитектурно-пространственной средой — ведь фоном для него является нарядный фасад Третьяковской галереи, созданный по эскизам В.М. Васнецова.

Кибальников блестяще решил эту задачу. Фигура П.М. Третьякова мастерски вырублена из монолитного блока черного гранита. Материал определил пластику статуи. Она лаконична, вылеплена крупными, строгими формами. Третьяков изображен со скрещенными на груди руками в состоянии глубокого раздумья, как бы встречая посетителей своей галереи. Его образ исполнен достоинства и благородства. Все в монументе выразительно. Его силуэт хорошо смотрится и с дальних точек, и с близкого расстояния. Скульптору удалось правильно найти масштаб и соотношение фигуры с гранитным пьедесталом. И своими размерами, и цветом памятник органично влился в исторический комплекс здания Третьяковской галереи. Его открытие состоялось в 1980 году. Как и памятник Владимиру Маяковскому, он прочно занял место в ряду достопримечательностей нашей столицы.

Говоря о Кибальникове, нельзя не отметить огромный труд возглавляемого им творческого коллектива скульпторов и архитекторов по созданию мемориального ансамбля «Защитникам Брестской крепости», где он стал автором трех главных композиций — «Солдат», «Жажда» и обелиск «Штык». Брестский мемориал, посвященный одной из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны, столь же дорог нам, как и мемориалы в Волгограде, Хатыни, Саласпилсе, хранящие память о великом подвиге народа — победителя фашизма.

Счастливо сложилась творческая судьба Александра Павловича Кибальникова. Его яркая, плодотворная работа получила признание, была отмечена высокими правительственными наградами и званиями. Он — Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР. Много лет Александр Павлович был членом Президиума Академии художеств СССР, возглавлял Отделение скульптуры, являлся Почетным гражданином городов Саратова и Рязани.

Искусство Кибальникова глубоко индивидуально, неповторимо и современно. И сегодня оно, эмоционально активное и проникнутое горячей любовью художника к людям, находит путь к зрителю.

 

* С.М. Эйзенштейн. Заметки о Маяковском. «Искусство кино», 1958. № 1. С. 75.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play