Ефрем Зверьков. ВИБРАЦИЯ ТИШИНЫ
К 100-летию Ефрема Ивановича Зверькова
Искусство Ефрема Ивановича Зверькова (1921-2012) отличают возвышенное отношение к миру, тонкий лиризм, поэзия и чувство гармонии человека и природы. Начало творческого пути художника приходится на годы хрущевской «оттепели». Важным завоеванием тех лет в духовной жизни общества стало обращение к общечеловеческим ценностям и отечественным традициям, что свидетельствовало о росте самосознания, обретении исторической памяти.
Рябинки. 1992.
Холст, масло. 100 × 80
Перемены в общественном сознании становились побудительным мотивом к переоценке существующих эстетических принципов, вели к пониманию того, что старые художественные формы исчерпаны. Процесс нового образного постижения мира охватил всю культуру: музыку, кино, театр, литературу, изобразительное искусство. Динамичные процессы происходили и в живописи. Москва этого времени в значительной степени представляла собой центр молодого нового искусства. Различные художественные объединения стремились построить иную, чем прежде, систему мировосприятия. Живопись наполнялась смелыми идеями, материальностью современной жизни, энергией создаваемых образов, остротой и свежестью. В этом сложном культурно-историческом контексте возрастала роль творческой личности.
Творчество ведущих мастеров этой эпохи - шестидесятников - представляет собой как художественный, так и культурно-исторический феномен. Они не только отразили в своем искусстве личностное видение современности, но и сумели вывести культуру нашей страны на новые рубежи.
Уроженец Тверского края, ветеран Великой Отечественной, выпускник Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова, Ефрем Иванович Зверьков - преемник культурной традиции и генетический носитель национальной ментальности. Талант, целеустремленность, невероятное трудолюбие проявились в раннем творчестве этого художника-интеллектуала, вырабатывавшего свой индивидуальный почерк[1]. Современники называли его «родоначальником размышляющего пейзажа».
Ефрем Зверьков. 2001.
Московская мастерская художника. Фотография
В своих работах 1950-х годов он стремился передать в традиционной системе духовных ценностей идею общности генезиса человека и мироздания.
Е.И. Зверьков стоит в ряду лидеров 1960-х годов, среди них московские живописцы Н.И. Андронов, Д.Д. Жилинский, В.И. Иванов, ГМ. Коржев, П.Ф. Никонов, П.П. Оссовский, В.Е. Попков, Т.Т. Салахов, в значительной степени принадлежавшие к одной художественной школе, к одному культурному кругу. Однако в своем творчестве они шли разными путями. Они уходили от мировоззренческих основ социалистического реализма, парадной фальши. Многие из этого круга стали основателями «сурового стиля», который оказал мощное влияние на отечественное искусство второй половины XX века. Не менее важным было направление, связанное с развитием русского импрессионизма, ориентированного на искусство «Союза русских художников». Одним из его последователей стал Зверьков. Важно отметить, что на его становление как художника-импрессиониста повлияли педагоги: Н.Я. Борисов, ученик И.Е. Репина, Б.В. Иогансон, ученик К.А. Коровина, и выдающийся живописец А.А. Пластов, который был знаком лично со многими мастерами «Союза русских художников».
Индивидуальность Ефрема Ивановича раскрылась в работе над северными пейзажами. С 1957-го по 1969 год он совершил шесть длительных путешествий по Русскому Северу. Художник был покорен первозданной красотой, величием и грандиозностью природы, она рождала иное, чем в средней полосе России, восприятие пространства, воодушевляла к обновлению творчества. В его живописи появляются новые художественные образы. На основе натурных этюдов он создает масштабное полотно «Новая лодка» (1961, ГТГ). На первом плане на берегу широкой северной реки Мезени изображена новая, стоящая на козлах, сияющая, золотистая лодка, за которой простираются темные холодные воды и дальний берег, поросший лесом. Выразительность пейзажа достигается пространственным композиционным решением, гармонией форм, фактурностью красочного слоя, выполненного раздельными мазками, звучностью и светоносностью живописи. Наполненная особой суровой поэзией и романтикой, картина «Новая лодка» воспринимается как символ обновления, вечного движения жизни.
Работа над северными пейзажами сыграла важную роль в творчестве живописца, в формировании его неповторимого стиля. А.А. Пластов, в 1961 году увидев в мастерской Зверькова его северные пейзажи, сказал: «Ефрем, поздравляю тебя, ты нашел свою стезю!». Чувство преклонения и восхищения могучей первозданной природой Русского Севера воплотилось в создании большого цикла «чистых» пейзажей. Мироощущение художника, вложенное в картины, сродни романтизму, о котором говорил Александр Блок, что он «никогда не сходит с нашего языка, продолжает беспокоить нас», вызывая «представление о чем-то высоком, о каком-то отношении к жизни, которое превосходит наше ежедневное отношение, которое поэтому празднично»[2]. Новаторство произведений Зверькова проявилось в многообразии эмоциональных характеристик, обобщенности, разнообразии содержательных смыслов и пластических интонаций. Композиция почти всегда строилась в несколько планов, на замедленных ритмах. Мастер словно охватывал панорамным зрением огромное пространство земли и небес. Известные пейзажи «Разлив на Вашке» (1965) и «Северная весна» (1969; оба - ГТГ) - образцы этого жанра живописи, основанного на идее гармонии мироздания, сакральной взаимосвязи человека и природы.
В 1960-х годах отечественная пейзажная живопись получает мощный импульс развития как сфера проявления духовной жизни общества. На первый план выдвигается тенденция, направленная на создание философских пейзажей-картин эпического звучания, огромную роль в этом сыграло многогранное творчество Е.И. Зверькова. Он, открывая новые перспективы русской импрессионистической живописи, в своих произведениях шел от поэтической выразительности мотива к ассоциативности, к синкретическому образу природы. Период «оттепели» - короткий промежуток времени, который, тем не менее, стал этапом в истории художественной культуры нашей страны.
В дальнейшем в работе художника над пейзажем усиливаются импровизация и «сочинительство». В последующее десятилетие появляются целые серии пленительных по живописной свежести и колористической тонкости, лирических по настроению картин, изображающих среднерусскую природу. Мастер поднимается в них до высот психологической трактовки образов натуры. Его произведения наполнены гармонией и тишиной, чувством грусти.
Известные искусствоведы А.В. Парамонов и С.М. Червонная отмечают, что «в каждом из четырех времен года на русской земле находит Зверьков свою неповторимую красоту и поэзию, причем в его поэтической трактовке мира нет ничего шаблонного, во всем присутствует трепетное волнение первооткрывателя»[3]. Передавая сложные состояния окружающего мира - ранние, тихие рассветы, весенние сумерки, дни осени с влажным от дождя воздухом, - Зверьков достигал в своих работах особой одухотворенности бытия. В его картинах туман, влажность рождают в атмосфере богатейшие нюансы живописной палитры, смягчают контуры деревьев, строений («Летние сумерки», 1972; «Первая зелень», 1974; и другие). Полотна художника безлюдны. Он был убежден, что сам образ природы способен отжать, очистить мысли и чувства автора. В философской созерцательности и одновременно духовной напряженности произведений Зверькова заключено богатство ощущений, размышлений, ассоциаций и метафор («Тишина», 1972; «Одинокая яблоня», 1973; и другие).
Светлая живопись Зверькова этого времени, обогащенная сложной системой нюансов, полутонов, рефлексов, изображала природу, пронизанную светом и воздухом («Осенняя пора», 1970; «Летние сумерки», 1972; и другие). В пейзажах первый план прописывался легко, свободно, взгляд же устремлялся далее, где мягко проступали очертания реки или контуры леса. Основное впечатление здесь строилось на верном тональном решении, гармоничном сочетании цветовых пятен различной насыщенности, передающих ощущение поднимающегося утреннего тумана или влажного весеннего воздуха.
Надо отметить великолепную по пластике живописную поверхность холста, которая создается ритмичными мазками. В работе «Тонкие березки» (1971) изображение белоствольных деревьев на солнечном пригорке в легком облаке едва распускающихся листьев подобно песне о юности, светлой и хрупкой в своей незащищенности.
В произведениях художника - бесконечное разнообразие мотивов эмоционального романтического звучания («Ливень», 1974; «Радуга», 1974; «Родник», 1975; и другие). Его увлекают сложное освещение, световые контрасты («Радуга», 1974). Благодаря уникальному видению мастера из знакомых пейзажных мотивов рождаются монументальные полотна.
В 1975 году в залах Московского союза художников на Кузнецком мосту состоялась большая персональная выставка Е.И. Зверькова, на которой он выступил как сложившийся мастер, обладающий собственным стилем, по справедливости названным «зверьковским». Созданные за двадцать лет произведения вызвали огромный интерес. Искусствоведы и художники писали о творчестве живописца как о «значительном явлении в изобразительном искусстве», отмечали особую прозрачность серебристой тональности произведений мастера и свойственную миру его пейзажей «неизъяснимую гармонию и тишину». Имя Зверькова получило широкую известность. Оно стало синонимом искренности и лиризма в пейзажной живописи. Мастера приглашали участвовать в многочисленных выставках, в том числе зарубежных.
Современники подчеркивали, что в лирическом направлении пейзажа «сильнейшими представителями в русской живописи являются художники А.М. Грицай, Н.М. Ромадин, Е.И. Зверьков, Б.Ф. Домашников»[4].
В 1980-х - начале 2000-х годов Зверьков, прекрасно владея всеми средствами живописного мастерства, передает в живописи ощущение изменчивости пространства, музыкальную вибрацию мира через сложные взаимопроникновения ритмов, композиционных и колористических. Обостренная наблюдательность мастера в сочетании с конструктивным подходом к организации композиции способствовала тому, что в его работах возникало ощущение мелодичности («Золотой вечер», 1995). Живописец изобразил берег подмосковной реки Осетр в тот момент, когда последний солнечный луч озаряет золотым светом притихшую землю, застывшие воды реки. Общей логике композиционной структуры произведения вторит ритм и направление красочных формообразующих мазков. Поверхность воды на первом плане написана широко, сложно составленным цветом. Напряженными, ритмичными, звучными мазками переданы протяженная полоса леса, полыхающая жаром красок осени, и многоцветное отражение берега в прозрачных водах реки. Чистое синее небо, какое бывает в ясные, теплые осенние дни, написано едва обозначенным движением кисти. Вся поверхность произведения сливается сплавленными красочными большими плоскостями в величавую торжественную мелодию.
На протяжении творческого пути искусство мастера постоянно развивалось благодаря тому, что он ощущал пульс времени, обновление жизни. Его творчество многогранно и разнообразно, но главное достижение художника - это создание панорамного образа России. Искусство Зверькова проникнуто размышлениями о нравственных и моральных критериях, тонкий лиризм его пейзажей заставляет философски оценивать жизнь, сущность бытия. Ефрем Иванович соединил своим творчеством пейзажную живопись ХХ и XXI веков, но будущие поколения будут воспринимать его всегда по-новому.
- Никулина О.Р. Природа глазами художника: Проблемы развития современной пейзажной живописи. М., 1982. С. 54.
- Блок А. О романтизме // Блок А. Об искусстве. М., 1980. С. 215.
- Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. М., 1981. С. 247.
- Парамонов А.В., Червонная С.М. Советская живопись. М., 1981. С. 246.
С этой статьей также смотрят:
Александр Морозов
НИКОЛАЙ АНДРОНОВ СЕГОДНЯ
Анна Дьяконицына
Дмитрий Жилинский. Ближний круг
Анна Дьяконицына
ГЕЛИЙ КОРЖЕВ: ИМЕЮ ПРАВО
Картон, масло. 105 × 89
Тверь. Фотография
Холст, масло. 100 × 120
Картон, масло. 86 × 105
Холст, масло. 80 × 120
Холст, масло. 100 × 100
Холст, масло. 90 × 120
Холст, масло. 86 × 109
Холст, масло. 85 × 120
Холст, масло. 80 × 100
Холст, масло. 100 × 110
Холст, масло. 96 × 106