АНГЛИЙСКОЕ НАЧАЛО

Генриетта Спенсер-Черчилль

Рубрика: 
НАШИ ПУБЛИКАЦИИ
Номер журнала: 
#2 2016 (51)

В России умеют ценить красивые и дорогие вещи. Подтверждением этому послужило внимание, с которым российская деловая общественность и творческая интеллигенция отнеслись к закрытому показу выставки британского антиквариата - British Antiques Mission to Moscow, состоявшемуся в марте 2011 года.

Красивейшее здание резиденции Посла Великобритании в России, расположенное в самом сердце Москвы, напротив стен древнего Кремля, стало достойной оправой как самой экспозиции, привезенной в Россию представителями британской Ассоциации продавцов предметов искусства и антиквариата LAPADA, так и изысканному обществу, собранному Натальей Леготиной - организатором мероприятия с российской стороны.

В то время, когда популярность относительно недорогого антиквариата среднего уровня стремительно снижается, в верхнем сегменте рынка, предлагающем на суд требовательных клиентов предметы почти музейного уровня, ситуация диаметрально противоположна. Люди охотно инвестируют в предметы искусства, активно приобретают антикварную мебель XVIII или XIX века, поэтому нисколько не удивительно, что привезенная в Москву коллекция изящной антикварной мебели, старинного фарфора, живописи и других предметов искусства и антиквариата, оцениваемых преимущественно в шестизначных цифрах, снискала такой интерес у дорогих нашему сердцу жителей столицы.

Говоря об экспозиции в целом, необходимо отметить ее общий высокий уровень. Почти все привезенные в Москву вещи вполне могли бы занять достойное место в витринах музеев. Безусловно, наиболее интересным из представленных на суд избалованной московской публики предметов стал шкафчик работы немецкого мастера Хаусбурга. Выполненный в 40-50-х годах XIX столетия, он по праву получил негласное наименование «жемчужины» привезенной коллекции: изысканные материалы (черное дерево, металл, перламутр), маркетри тончайшей ручной работы, филигранное изображение фасадов и интерьеров Реймского собора, Вестминстерского аббатства и Виндзорского замка - все это результат почти семнадцатилетнего труда мастера из Ливерпуля. До недавнего времени предмет хранился у наследников Хаусбурга, а сейчас представлен на продажу антикварной галереей Butchoff - крупнейшим поставщиком английской и европейской мебели, зеркал и предметов интерьера XVIII и XIX веков.

Не меньшего внимания заслуживает комод работы Томаса Пистора, созданный около 1690 года из дальбергии и розового дерева и украшенный декоративной облицовкой в форме устричной раковины, - представлен галереей W. R. Harvey & Co. (Antiques) Ltd, а также стол эпохи Людовика XV мастера Демулана (около 1745 года) со сложным декором из бронзы - привезен галереей Hallidays Fine Antiques.

Достойным продолжением «мебельной» темы выставки является представленный галереей Wick Antiques Ltd стол (1860 года), авторство которого приписывается мастерам из Holland and Son, - он вполне может дополнить интерьер современной столовой или гостиной, а также потрясающий викторианский бильярдный стол работы Кокса и Йемана, датируемый 1895 годом и представленный компанией Billiard Room Ltd (жаль, что увидеть его можно было только на фотографии).

Ценители изысканного фарфора вряд ли смогли остаться равнодушными к замечательной мейсенской вазе 1880 года, расписанной по синему кобальту и украшенной воспроизведениями картин Каспара Нетчера и Габриэля Метсю (галерея David Brower Antiques), а также к русскому столовому сервизу из 48 предметов, посеребренному и украшенному эмалью, выполненному 11-й московской артелью в предреволюционный период 1908-1917 годов (Mayfair Gallery).

Внимание посетителей выставки неизменно приковывал устремленный в небо самолет Ту-22 авиационной фирмы Туполева, известный за пределами России как Blinder (Ослепляющий), - вернее, его модель, изготовленная в 1960 году, во времена «холодной» войны, Британской военной разведкой в Королевском авиационном НИИ в Фарнборо по образцу советского сверхзвукового бомбардировщика Туполева Ту-22 для испытаний в аэродинамической трубе. Модель привезена в Россию галереей Hatchwell Antiques.

Охватившая едва ли не весь мир тенденция к возрождению интереса к восточному искусству также нашла свое отражение в экспозиции. Выполненное из нескольких видов металла изящное японское блюдо периода Мэйдзи работы Масанобу и Казуаки с примостившимся в листве ястребом (галерея Kevin Page Oriental Art Ltd), а также деревянный нэцкэ конца XVIII века, изображающий Капитана-голландца, привезенный признанным лидером среди дилеров предметов японского искусства - галереей Rutherston & Bandini Ltd, не только привнесли восточные нотки в по-европейски сдержанную коллекцию, но и привлекли внимание российских профессиональных ориенталистов.

Трудно не упомянуть чудесные образцы британского изобразительного искусства, представленные в экспозиции. Выдающаяся работа Джона Таннарда «Фантом», достойный образец современной британской живописи, привезенная галереей Lucy Johnson, и великолепное по настроению полотно Джона Аткинсона Гримшоу, датируемое серединой XIX века, от компании Trinity House Paintings - предметы, удачно иллюстрирующие масштаб предложения живописи на рынке предметов искусства и антиквариата в Великобритании.

Необходимо отметить, что, хотя сам по себе антикварный рынок в Великобритании намного более развит и гораздо старше российского и к тому же британскому обществу давно присуща культура приобретения и интеграции антикварных вещей в интерьеры современных жилых домов, российский интерес к антиквариату в целом и к представленным вещам в частности невероятно глубок, что говорит о больших перспективах развития как торговых отношений между британскими дилерами и российскими покупателями, так и о перспективности самого рынка предметов искусства, антиквариата и коллекционирования на российских широтах.

Однако, задумавшись о добавлении предметов антиквариата в интерьер собственного жилища, необходимо учитывать довольно много факторов и иметь ответы на ряд очень важных вопросов. Например, где и как стоит покупать антиквариат, какие подводные камни могут возникнуть при его покупке, что именно стоит приобретать, чем руководствоваться при выборе предметов и, наконец, как удачно разместить приобретения у себя дома.

Безусловно, цели приобретения антиквариата могут быть совершенно разными - кто-то покупает его с целью коллекционирования, кто-то рассматривает приобретение старинных вещей как инвестиционные сделки, а кто-то отдает свои предпочтения антиквариату за его декоративные и функциональные качества. Что бы ни толкало человека к подобным действиям, для реализации их ему придется выбрать один из четырех методов: покупка у дилера, с аукциона, на антикварной выставке или на уличной ярмарке.

Все пути имеют свои достоинства и недостатки. Например, покупка у дилера чаще всего предполагает, что приобретаемая вещь будет заведомо подлинной, к тому же дилеры, как правило, очень сведущи в отношении представляемых вещей, и потому покупатель вполне может рассчитывать на качественный бесплатный совет, а это, согласитесь, не только весьма приятно, но и весьма ценно, что, несомненно, важно. Еще одно неоспоримое преимущество - это возможность «попробовать» предмет в действии прямо на месте. Чего, кстати, нельзя сделать при покупке на аукционе - равно как и вернуть приобретенный предмет.

Покупая на аукционе, нужно иметь в виду, что выставляемые на продажу вещи могли подвергаться реставрации, а их качество может не вполне соответствовать ожидаемому, поэтому важно помнить, что такого рода покупки относятся к достаточно рискованным, особенно если покупатель не считает себя экспертом в рассматриваемой области. К тому же аукционные цены всегда несколько выше, чем цены от дилеров или владельцев. И не забудьте, что изображения в каталогах нередко обманчивы!

Покупки на антикварных выставках имеют ряд немаловажных преимуществ - как правило, это хорошие цены, большой выбор стилей и широкий ассортимент аксессуаров. Напротив, покупки на уличных ярмарках едва ли позволят сделать стоящее приобретение, здесь лучше покупать незначительные объекты, нужные для дополнения основных предметов. Кстати, приобретенные тут вещи обмену и возврату также не подлежат.

Хотелось бы также предложить несколько практических советов в отношении подбора антиквариата и их использования в современных интерьерах. Приобретая предмет искусства или антиквариата, конечно, стоит руководствоваться собственным вкусом - вещь должна нравиться. Помимо этого, она должна производить вполне определенный визуальный эффект. Не стоит стремиться к тому, чтобы все без исключения приобретаемые вами вещи обладали эстетической ценностью, для некоторых из них вполне допустимо быть не более чем функциональными.

Если, выбирая предметы антиквариата, вы преследуете «декоративные» цели, то старайтесь выбирать вещи, которые по форме, цвету и дизайну дополняли бы интерьер комнаты. Иногда для создания центра притяжения внимания вполне достаточно поместить всего один «особенный» предмет. Выбирая элемент антиквариата для создания удачного интерьера, всегда сначала обращайте внимание на визуальный эффект, который он производит, а уж потом на его качество и ценность.

В практическом плане при выборе предметов антиквариата важно помнить о том, как они будут соотноситься с конкретными пропорциями помещения. Выбирая между большим и маленьким предметом, отдавайте предпочтение большому - это создаст хороший визуальный эффект.

Многие любители антиквариата часто волнуются, как будут сочетаться различные стили и эпохи внутри интерьера одного дома. Действительно, некоторые дома диктуют необходимость использовать вполне конкретный стиль, однако в большинстве случаев подобная эклектика вполне допустима. Сегодня считается нормой размещать антикварную мебель в доме с современной архитектурой - и наоборот. Если дом еще не имеет конкретного стиля и он достаточно новый, вы вправе как заимствовать определенный стиль, так и изобретать свой собственный, однако в любом случае надлежит четко следовать ему во всех вопросах интерьера. Несмотря на то, что совмещение временных периодов и стилей может оказаться достаточно привлекательным, не стоит злоупотреблять этим эффектом, если вы недостаточно опытны. Лучше смешивать разные породы дерева, нежели стили. Не стоит также слишком сильно поддаваться влиянию современных тенденций и трендов - они крайне недолговечны, как и артефакты, привезенные из путешествий. Старайтесь выбирать красивые, хорошие вещи вместо симпатичных и хорошеньких и не бойтесь покупать, а заодно и продавать - ведь все мы нуждаемся в переменах (правда, одобренных личным бухгалтером).

Работая над созданием интерьера, не забывайте использовать так называемые «якоря» - вещи, которые станут центром притяжения внимания или основой вашего интерьера. В качестве таких вещей могут быть использованы предметы мебели, картины, зеркала, ковры, статуи или целые коллекции. Причем эти предметы могут быть абсолютно контрастны остальным, присутствующим в помещении. Подобный прием требует, чтобы пространство помещения было организовано вокруг «якоря». Не забывайте, что один крупный предмет способен произвести гораздо более сильный визуальный эффект, нежели десяток мелких.

Говоря о «якорях», нельзя не коснуться столь мощного магнита для глаз, как коллекции. Коллекции подчеркивают вашу индивидуальность и демонстрируют ваши интересы, они придают пространству неповторимую колористику и во многом отражают ваше «Я». Порой коллекционные артефакты способны значительно обогатить внешнее восприятие того или иного предмета мебели. Размещенные в одном месте, а не порознь, они производят гораздо более сильное впечатление. Всегда следите за освещением и фоном того пространства, где будет размещена ваша коллекция, и не забывайте, что она должна оставаться на уровне глаз сидящих или стоящих людей. И кроме того, используя такой прием, старайтесь не переусердствовать: чрезмерная загроможденность пространства еще никому не помогла в создании изящного интерьера.

В заключение еще один совет: помните - нет универсального ответа на вопрос, с чего начинать дизайн интерьера. В оформлении надо отталкиваться от какой-то основы - это может быть красивый ковер, антикварное зеркало, или предмет мебели, или просто вещь, которая дорога лично вам. Когда основа заложена, то обстановка и декор образуются практически сами собой.

Иллюстрации
Ваза. Мейсенский фарфор. Около 1880. © LAPADA
Ваза. Мейсенский фарфор. Около 1880
Изображение на вазе воспроизведено с картины Каспара Нетчера (1639–1684)
© LAPADA
Шкафчик-кабинет Хаусбурга. © LAPADA
Шкафчик-кабинет Хаусбурга. © LAPADA
Шкафчик-кабинет Хаусбурга
Черное дерево. Маркетри. Подписано: «F.L. Hausburg. Fecit Liverpool. Begun 1840, Finished in 1857»
© LAPADA
Японское блюдо. Период Мэйдзи, около 1880. © LAPADA
Японское блюдо. Период Мэйдзи, около 1880
Выполнено Масанобу и гравировано Казуаки. © LAPADA
Леди Генриетта Спенсер-Черчилль
Леди Генриетта Спенсер-Черчилль, старшая дочь 11-го графа Мальборо, основатель «Вудсток Дизайнз» и «Спенсер-Черчилль Дизайнз», член БИИД, директор Эйч-Ар-ДаблЮ Антикс
Французский стол с позолотой. Около 1880. © LAPADA
Французский стол с позолотой. Около 1880. © LAPADA
Французский стол с позолотой. Около 1880. © LAPADA
Французский стол с позолотой. Около 1880
Столешница из цельного мрамора «Patricia green», декоративный фриз с двумя выдвигающимися ящиками с одной стороны и фальш-ящиками с другой. Декоративное литье из позолоченной бронзы в классическом стиле
© LAPADA
Деревянный нэцкэ, изображающий Капитана-голландца в китайском шелковом пиджаке, мягкого покроя брюках и корейской шапке. © LAPADA
Деревянный нэцкэ, изображающий Капитана-голландца в китайском шелковом пиджаке, мягкого покроя брюках и корейской шапке. Без подписи. Высота 15,3. Около 1780
© LAPADA
Русский столовый сервиз. Посеребрение, эмаль. 11-я артель. Москва, 1908–1917. © LAPADA
 
Русский столовый сервиз. Посеребрение, эмаль. 11-я артель. Москва, 1908–1917. © LAPADA
 
Русский столовый сервиз. Посеребрение, эмаль. 11-я артель. Москва, 1908–1917. © LAPADA
Русский столовый сервиз. Посеребрение, эмаль. 11-я артель. Москва, 1908–1917
48 предметов, включая 12 тарелок, 12 десертных вазочек, подставок и ложечек
© LAPADA

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play