Искусство в эвакуации
«Духовная атмосфера военных лет самым непосредственным образом повлияла на развитие советского искусства.
Думаю, что ни в одной национальной культуре война не рождала столь колоссального взлета национального творчества. Искусство периода Великой Отечественной войны - феномен эстетический и социальный. Такого никогда не было!»
Дмитрий Шостакович
В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО ОТКРЫТОГО ФЕСТИВАЛЯ ИСКУССТВ «ЧЕРЕШНЕВЫЙ ЛЕС» В ИНСТИТУТЕ РУССКОГО РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА С 17 АПРЕЛЯ ПО 11 ОКТЯБРЯ 2015 ГОДА МОЖНО УВИДЕТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКУЮ ЭКСПОЗИЦИЮ, ПОДГОТОВЛЕННУЮ К 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ. ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ СОБЫТИЯМ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ВКЛЮЧАЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ, КОСТЮМЫ И КИНОХРОНИКУ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ХРАНИЛИЩ И СЕМЕЙНЫХ АРХИВОВ, А ТАКЖЕ УНИКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА И ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ВИДЕОИНТЕРВЬЮ С ХУДОЖНИКАМИ, ПОБЫВАВШИМИ В ЭВАКУАЦИИ.
В новой экспозиции представлены работы из Института русского реалистического искусства, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музея Государственного Большого академического театра, Музея кино, Центрального музея Великой Отечественной войны, Государственного музея искусства народов Востока, Московского Государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, Московского академического художественного лицея Российской академии художеств и частных коллекций.
Древнее изречение «когда гремит оружие, музы молчат» неприменимо к судьбе искусства периода Великой Отечественной войны. Это эпоха невероятного творческого подъема и больших художественных достижений, когда была создана великая музыка, поставлены знаменитые спектакли, снято «большое» кино, организованы выставки выдающихся художников. Нарушив мирное течение жизни, война не остановила развитие советского искусства, расставив по-новому акценты. Спасение творческой интеллигенции и сохранение культурных ценностей стало одной из приоритетных задач государства, а для ее осуществления было выделено едва ли не меньше ресурсов, чем на перемещение производственных мощностей для обеспечения нужд фронта. В экстремальных условиях, под постоянными воздушными бомбардировками переполненные эшелоны вывозили из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова на восток страны - в Азию и за Урал - художественные институты, театральные труппы, киностудии и музейные собрания. В Самарканде, Ташкенте, Алма-Ате, Тбилиси, Нальчике, Куйбышеве (ныне Самара), Уфе эвакуированные художники, композиторы, режиссеры целиком отдавались захватывающему художественному процессу, преобразив жизнь этих городов в кипучую и шумную мастерскую. Именно об этих трудных, страшных и одновременно творчески плодотворных годах рассказывает проект «Искусство в эвакуации», главная цель которого - продемонстрировать, каким невероятным образом было сохранено культурное наследие, показать, что годы самой кровавой и разрушительной в истории войны стали временем активной художественной жизни. Выставка повествует о событиях, происходивших в изобразительном искусстве, мире театра, музыки и кино, а также дает представление о самом процессе эвакуации и ее бытовой стороне.
Открывающий экспозицию раздел посвящен первым дням войны и событиям из жизни прифронтовой Москвы. Уникальный архив военного фотокорреспондента Наума Грановского позволяет проследить, как за несколько недель после объявления о нарушении немецкой армией Государственной границы СССР столица изменилась до неузнаваемости. Шли работы по маскировке ее стратегически важных объектов. Во время постоянных налетов вражеской авиации шло дежурство на крышах домов: сбрасывали зажигательные снаряды, спасая город от пожаров. Художники зафиксировали эти события во множестве военных циклов. Так, Нина Симонович-Ефимова создала знаменитую акварельную серию, посвященную московскому метрополитену, служившему в те дни бомбоубежищем. Вместе со своим мужем скульптором Иваном Симонович-Ефимовым она отказалась ехать в эвакуацию и, несмотря на почтенный возраст, написала десятки портретов раненых бойцов в военном госпитале в Лефортове. Впечатления от ночных налетов и бомбардировок, рвущихся зенитных снарядов, воздушных тревог и исчерченного прожекторами неба нашли воплощение в яркой графической серии Александра Лабаса «Москва и Подмосковье в дни войны» и в акварелях Николая Соколова.
Массовая эвакуация из города началась уже в первые месяцы войны. Эшелоны с писателями, музыкантами, художниками, актерами уезжали в дальние регионы страны. Вагоны были забиты театральными декорациями, костюмами, музыкальными инструментами, ящиками с красками, свертками с книгами - всем, что могло понадобиться для работы на новом месте. Оформление выставки, созданное дизайнерами Андреем Шелютто и Антоном Федоровым, погружает в атмосферу эвакуационных дней. Павильон для показа документального фильма напоминает дощатый вагон-теплушку, витрины для экспонатов - деревянные ящики, предназначавшиеся для перевозки картин, а экспликации и подписи к произведениям стилизованы под телеграммы.
В ходе подготовки проекта было собрано большое количество уникального материала, включая эксклюзивные интервью непосредственных участников событий. Помимо дневниковых записей и документальных свидетельств представлены, например, выдержки из неопубликованных самаркандских дневников Марии и Владимира Фаворских. Посетители выставки также могут услышать архивную запись Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, начатой в блокадном Ленинграде и законченной в Куйбышеве. Ее премьера состоялась в марте 1942 года в исполнении оркестра Большого театра под руководством Самуила Самосуда и транслировалась радиостанциями по всей стране.
За время эвакуации на сцене Куйбышевского театра были поставлены оперы и балеты, среди них - «Вильгельм Телль», «Черевички», «Иван Сусанин», «Алые паруса». Посетители выставки смогут увидеть эскизы костюмов и декорации к этим спектаклям в исполнении Петра Вильямса, главного сценографа Большого театра. Ключевым событием для Алма-Аты в годы войны стали съемки фильма «Иван Грозный». О процессе работы над кинокартиной расскажут фотографии, эскизы декораций, переписка и рисунки Сергея Эйзенштейна, костюмы персонажей, предоставленные Музеем кино.
География выставки весьма обширна. В Самарканд вывезли московский, ленинградский, киевский и харьковский художественные институты. В этот город были эвакуированы Роберт Фальк, Николай Чернышев, Виктор Цыплаков, Клавдия Тутеволь, Макс Бирштейн, Игорь Радоман, Василий Нечитайло, Юрий Кугач. Объектом пристального внимания художников стали многочисленные архитектурные памятники - постройки старого города, древние мечети, минареты и медресе. Художники писали портреты местных жителей, пейзажи, жанровые композиции, изображали караваны верблюдов и восточные базары. Рисовали помногу, с жадностью упиваясь свежими впечатлениями и образами, что видно по обилию рисунков и картин, написанных во время эвакуации. В этом разделе выставки можно увидеть знаменитую самаркандскую серию линогравюр и акварелей Владимира Фаворского, а также несколько листов из альбома «Москва - Самарканд» Сергея Герасимова, выполненных мастером в эвакуационном поезде. В Самарканд был отправлен также и «Союзмультфильм». В экспозиции - эскизы к таким мультфильмам, как «Синдбад-мореход» и «Теремок», исполненным в годы войны. Примером бодрости духа и самоиронии стала созданная студией раскадровка «Эвакуация царя Салтана».
Большой раздел посвящен произведениям, созданным в башкирском селе Воскресенское, куда была вывезена ставшая вскоре легендарной Московская средняя художественная школа для одаренных детей. Большая часть представленных работ выполнена юношами, чье художественное видение в то время только начинало формироваться, когда они еще лишь делали свои первые шаги в искусстве. Впоследствии многие из них - Гелий Коржев, Виктор Иванов, Петр Оссовский, Павел Никонов, Игорь Попов, Иван Сорокин, Владимир Стожаров - стали классиками отечественной живописи, а их искусство оказало влияние на общекультурные процессы в нашей стране во второй половине XX века.
Воскресенское, или, как его раньше называли, Воскресенск, было старинным русским горнозаводским селом. К началу Великой Отечественной войны жизнь здесь мало изменилась, во многом сохранив черты уклада русской деревни XVIII века с ее неспешностью и размеренным ритмом. На базарной площади, среди деревянных торговых рядов с амбарами, можно было встретить длиннобородых мужиков в старинных армяках и азямах (старинная верхняя одежда). Девушки украшали косы разноцветными лентами, носили длинные юбки, шерстяные платки и вязаные шали, а главной обувью здесь были лапти и онучи. По словам Петра Оссовского, все это стало «предметом восторженного внимания учеников школы, жадно припавших к красотам деревенской жизни». Выросшие в столице юные художники открывали для себя поэзию провинциального мира, бесконечно далекую от городских ритмов, но хорошо знакомую по произведениям любимых мастеров XIX века - картинам Сурикова, Репина, Левитана. Для многих из них именно здесь состоялось первое знакомство с деревенским бытом и величественной красотой русской природы, осознание ее силы и мощи, и эти впечатления навсегда оставили свой след в душах будущих живописцев.
Испытывая острую нехватку материалов, вместо привычного холста и бумаги часто использовали обложки учебников, мешковину или фанеру. Недоставало красок - терли с маслом гуашь, не было возможности разжиться карандашами - промасливали кусочки угля. Кисти делали сами из щетины, конского волоса или гусиных перьев. Несмотря на тревоги и тяготы войны, голод и бытовые неурядицы, годы, проведенные в эвакуации, стали чрезвычайно творчески плодотворными, а сами художники считали их необыкновенно счастливым временем.
Логика экспозиции ведет повествование от первых дней войны и эвакуации творческих коллективов в разные города и регионы страны до их возвращения в Москву. Так, в последних залах представлен своеобразный выпускной альбом учеников Московской средней художественной школы, в который вошли рисунки, выполненные ребятами в последний день пребывания в Воскресенском. Эти быстрые наброски общежитий и школы, собора и завода, деревенских домов, местных жителей и уральской природы экспонируются на деревянных мольбертах. Небольшие графические этюды воплотили всю полноту чувств, царивших в сердцах юных мастеров, - грусть расставания, трепет возвращения, скорое счастье воссоединения с родными, истовую надежду на завершение войны. Они же стали ценным свидетельством необычайного профессионального роста их авторов, возмужавших творчески и ставших настоящими художниками.
Эвакуация творческой интеллигенции и культурных ценностей имела поистине судьбоносное значение не только для сохранения национального наследия, но и для развития региональной культуры, которая оживала благодаря контактам с известными столичными мастерами. После войны во многих городах открылись филиалы музеев и театров, лицеи и вузы, ставшие важными точками на культурной карте страны.
Искусство периода Великой Отечественной войны - тема невероятно обширная и многоликая, содержащая в себе немало открытых вопросов и неизученных ракурсов. Сегодня, спустя семь десятилетий, мы лишь только приближаемся к ее подлинному осмыслению, каждый раз обнаруживая скрытые и не замеченные ранее смыслы. Вместе с тем исследование процессов, происходивших в культурной жизни военного времени и во многом определивших облик отечественного искусства последующих десятилетий, необходимо и важно. Это позволяет не только обогатить наше представление о художественной ситуации в драматический период истории страны, познакомиться с уникальными сведениями о жизни целого поколения, но и осознать пути, по которым в последующие десятилетия развивалось отечественное искусство второй половины столетия, а также определить вектор его художественных и нравственных устремлений.