Опережая время

Александр Рожин

Рубрика: 
ЛИЧНОСТЬ В ИСКУССТВЕ
Номер журнала: 
#2 2014 (43)

ВКЛАД ЗУРАБА ЦЕРЕТЕЛИ В МИРОВОЕ ИСКУССТВО ОГРОМЕН. ШИРОТА ЕГО ТВОРЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ ВСЕОБЪЕМЛЮЩА, ЧТО ЯСНО ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ В МОНУМЕНТАЛЬНЫХ, СТАНКОВЫХ, ДИЗАЙНЕРСКИХ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫХ РАБОТАХ ХУДОЖНИКА. НЕ ОН В ИСКУССТВЕ, А ИСКУССТВО В НЕМ, В ЕГО ДУШЕ, МЫСЛЯХ, ЖИЗНИ. ПОЭТ ИЛЬЯ РЕЗНИК ДАЛ ТОЧНУЮ И ОБРАЗНО-СОБИРАТЕЛЬНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ ТВОРЧЕСКОЙ БИОГРАФИИ МАЭСТРО, НАДЕЛЕННОГО ПОИСТИНЕ МОГУЧИМ ДАРОМ И НЕИССЯКАЕМЫМ ТРУДОЛЮБИЕМ: «НЕ ХУДОЖНИК ВЫБРАЛ КРАСКИ, А КРАСКИ ВЫБРАЛИ ЕГО». ЗА ЭТИМИ ПОЭТИЧЕСКИМИ СТРОКАМИ СТОИТ ОГРОМНЫЙ, УНИКАЛЬНЫЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ, ДЛЯ КОТОРОГО, ГОВОРЯ СЛОВАМИ ДРУГОГО ПОЭТА — ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА, «ЕДИНОЕ СЧАСТЬЕ РАБОТА... РАБОТА БЕЗ ЛИШНЕГО СЧЕТА, ЧАСЫ ЗА УПОРНЫМ ТРУДОМ».

Творческая и подвижническая общественная деятельность этого удивительного человека известна не только представителям его профессии - ценителям и знатокам искусства, но и миллионам людей в разных уголках нашей планеты.

В своих произведениях он решает и воплощает философскую проблему восприятия и образного воссоздания реальности бытия в его прошлом и настоящем. Его по праву называют гражданином мира. Зураб Церетели удостоен высокой чести быть Послом мира ЮНЕСКО. Монументальные работы мастера установлены во многих странах на разных континентах. Его символическая скульптурная композиция «Георгий Победоносец» олицетворяет триумф добра над силами зла: Святой Георгий поражает ядерные ракеты, смертоносное оружие, предотвращает угрозу всему человечеству. Этот монумент воздвигнут у здания ООН в Нью-Йорке. Монумент «Слеза» памяти жертв трагедии 11 сентября 2001 года установлен в г. Байонне, штат Нью-Джерси, в США; памятник Колумбу - в Севилье, в Испании; памятник Н.В. Гоголю - в парке у виллы Боргезе в Риме, в Италии; Оноре де Бальзаку - в Париже, во Франции; Пабло Неруде - в Сантьяго, в чили; Петру I - в Москве и Петербурге; княгине Ольге - во Пскове и князю Владимиру - в Рязани... Величественные архитектурно-скульптурные ансамбли «История Грузии» и «Святая Нина» украшают Тбилиси в Грузии. В честь победы советского народа в Великой Отечественной войне воздвигнут в нашей столице мемориальный комплекс на Поклонной горе.

Талант Зураба Церетели, его всеобъемлющее восприятие жизни, самобытное образное мышление заметили и оценили великие мастера искусства ХХ века - Марк Шагал, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали. Это стало знаком судьбы.

Природа наделила Зураба Церетели недюжинными способностями, интуицией и проницательностью. Он рано нашел свой путь в искусстве во многом благодаря родителям и их окружению. Родной брат матери Тамары Зурабовны Георгий Нижарадзе - художник, в его доме частыми гостями бывали классики грузинского искусства: Давид Какабадзе, Ладо Гудиашвили, Аполлон Кутателадзе, Уча Джапаридзе. Именно они предрекли юному Зурабу творческую судьбу. Увидев первые, ранние работы одаренного мальчика, авторитетные мастера почувствовали в нем редкую способность образного восприятия мира. Благодаря этим первым встречам и чуткому отношению Зураб стал студентом академии, где в те годы преподавала блестящая плеяда художников. Наряду с Джапаридзе и Кутателадзе назовем всем известные имена и замечательных русских мастеров - Евгения Лансере, Иосифа Шарлемана и Василия Шухаева. Так сбылась заветная мечта Зураба Церетели — он стал художником. Константин Иванович, инженер по образованию, полагавший, что сын пойдет по его стопам, впоследствии гордился успехами Зураба. Он бережно собирал вырезки из газет и журналов с рецензиями и статьями о сыне. Родители, несмотря на весьма ограниченные возможности, делали все, что от них зависело, дабы поддержать Зураба. А жили они в те послевоенные годы в трудных условиях, впрочем, как и большинство семей в нашей стране, к тому же отец Тамары Зурабовны был репрессирован и расстрелян в 1937 году, когда мальчику едва исполнилось три года. Константин Иванович и Тамара Зура-бовна назвали сына его именем. Вопреки всем невзгодам и невосполнимым утратам сердце юного Зураба не ожесточилось - как и его родные и близкие, он верил в жизнь, с присущим ему оптимизмом смотрел в будущее.

Зураб Константинович Церетели начинал свою творческую одиссею после окончания академии со «свободного распределения». Вскоре он полюбил очаровательную девушку Инессу Андроникашвили, которая стала его супругой, верным спутником и надежным другом. В счастливом браке у них родилась дочь Елена - помощник и опора отца. В ту пору он зарабатывал на жизнь случайными заказами на оформление книг, журнальными и газетными карикатурами и разного рода оформительской работой. И вновь своему протеже помог Уча Джапаридзе, пристроив Зураба на должность художника-архитектора в Институт археологии и этнографии. Здесь Церетели пристрастился к истории, поняв ее научную значимость и ценность в изучении «преданий старины глубокой». Однако эта работа не требовала фантазии, сковывала творческую индивидуальность. Вот как писал об этом периоде биографии художника Лев Колодный: «Второй раз дядя Георгий Нижарадзе сыграл исключительно важную роль в жизни племянника, когда привел его в стены промышленного комбината республиканского Художественного фонда. В исполнительском цехе новичок занял должность старшего мастера... Там он научился материализовывать рисунки в бронзе, камне, стекле, дереве...». Это немаловажный штрих к портрету Зураба Церетели, свидетельствующий о том, что он прошел все ступени постижения высот профессионального мастерства - от академической школы к практическому освоению материала, от способного ученика до сознательного творца, от ремесла к большому искусству. Он в совершенстве освоил и навыки форматора и литейщика, чеканщика и резчика — иными словами, накопил бесценный ныне опыт исполнителя, натренировал глаз и набил руку.

Зураб Церетели - универсальный профессионал: живописец, график, скульптор, эмальер, витражист, архитектор, дизайнер, соединивший в своем творчестве высочайшее мастерство и неуемную фантазию, помноженную на вдохновение и талант художника. Блистательный творец, он никогда не чурался черновой работы мастера, как бы помятуя об известном изречении выдающегося французского писателя Анатоля Франса: «Искусству угрожают два чудовища — художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником».

Масштабная мыслящая личность, обладающая не только огромным творческим диапазоном, но и удивительным врожденным чувством цвета, декоративной выразительности, пластики и формы, света и пространства, Церетели владеет магией синтеза, собственным пониманием сопряжения частного и целого. Он мыслит глобально, отсюда и монументальный размах, который мы ощущаем в его произведениях независимо от их размера и формата.

Зураб Константинович Церетели унаследовал верность великим традициям прошлого, заветам своих непосредственных учителей и «старых мастеров» и при этом сохранил яркую индивидуальность, способность искренне удивляться и восхищаться, делать открытия, разрабатывать новые техники и технологии, трансформировать многовековой опыт великих предшественников. Он — генератор идей, один из немногих избранных Всевышним и временем, сразу, даже по одному произведению, безошибочно узнаваемых художников.

Мы распознаем и ощущаем масштабную глубину образных замыслов и фантастических идей мастера, глядя на созданные им монументальные ансамбли, картины и рисунки, архитектурные и дизайнерские проекты, скульптурные композиции, эмали и витражи. Он фактически не повторяется, постоянно обновляя и совершенствуя арсенал технических средств, материалов и приемов. В этом воочию убеждаешься, глядя на такие его произведения, как архитектурно-скульптурный комплекс «История Грузии» неподалеку от Тбилиси, поражающий своей сакральной одухотворенностью, или мемориал, сооруженный на Поклонной горе в Москве в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, или вестибюль и два нефа московской станции метро «Парк Победы» с двумя панно, выполненными в технике цветной эмали, которые символически олицетворяют ратные подвиги наших предков в Отечественной войне 1812 года и наших отцов, дедов и прадедов, отстоявших мир, спасших человечество от фашизма во Второй мировой войне. Упомянутые творения Церетели различны по конструктивно-пластическому, стилистическому решению, как и различны были содержательно-смысловые и образно-драматургические задачи, стоявшие перед автором. Он многолик и вместе с тем целостен, концептуален и одновременно по-своему реалистичен в своем творчестве, которое далеко не однозначно, что лишний раз свидетельствует о неординарности, порой ошеломляющей и раздражающей людей, далеких от искусства, но никого не оставляющей равнодушным. Мы говорим лишь о немногих произведениях, прежде всего о тех, где воплотились идеи синтетического, новаторского, опережающего свое время понимания задач искусства, поиска новых форм и средств художественного обобщения актуальных событий и явлений нашей цивилизации.

Зураб Константинович Церетели способен предвидеть и предвосхищать, что, на наш взгляд, обусловлено природной интуицией, верностью постулатам церкви, присущей истинному христианину по рождению и вероисповеданию. Закономерно, что в творчестве художника одно из центральных мест занимают история религии, темы и сюжеты Библии и прежде всего Нового Завета, являющиеся для него неисчерпаемым источником познания божественной сущности человеческого бытия, его духовных и нравственных констант. Он руководствуется в своей повседневной жизни неписаной этикой православия и идеалами Священного Писания. На его счету немало добрых дел, оказание бескорыстной помощи друзьям и коллегам, людям, нуждающимся в поддержке. Так, когда-то едва познакомившись с поэтом Иосифом Бродским незадолго до его отъезда, точнее высылки из СССР, он навсегда запомнил и полюбил этого человека за великий, свободный и честный талант и на протяжении многих лет анонимно помогал его матери, оставшейся в Ленинграде, затем увековечил в скульптурной композиции поэта, ставшего на чужбине лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Эта скульптура вошла в цикл, посвященный гениям и совести России, в котором также представлены Борис Пастернак, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий... Назвав эти произведения, необходимо отметить здесь характер и уровень художественного обобщения, принципиально новое решение пластических фигур в пространстве, одновременно напоминающих архитектурный портал и раму, подобную рампе, обрамляющую силуэт модели. Они представляют собой большие композиции, в которых модели изображены в разных ракурсах, благодаря чему создается впечатление незримого, внутреннего движения в зависимости от угла зрения зрителя. Это объемные фигуры в рост с тщательно проработанной поверхностью скульптуры, где живописно сочетаются отполированные и фактурные элементы, создающие определенную игру света. Этот цикл и портретно достоверен, и романтически или драматически возвышен. Художник наделяет своих героев как характерными психологическими характеристиками, так и собирательными чертами творческой личности. При всей образной неповторимости каждого из запечатленных в бронзе деятелей отечественной культуры в этих образах заложены и те духовные, нравственные качества, которые внутренне роднят автора с его гражданской позицией и поступками, а также нравственными, этическими принципами и взглядами. Говоря об отзывчивости, сострадании ближним, помощи страждущим, можно вспомнить немало эпизодов из частной жизни Зураба Константиновича, которые случаются чуть ли не каждодневно: кому-то нужны то средства на операцию или дорогостоящие лекарства, то квалифицированная помощь - обращаются к нему, и он никогда не отказывает. Дело не только в том, что он располагает достаточными средствами и щедрой душой, у него еще много друзей, всегда готовых откликнуться на его личную просьбу не для себя — для других. Это и выдающийся хирург-кардиолог Лео Бокерия, видные онкологи, врачи разного профиля, диагностики и практики, спасшие немало жизней, в том числе и коллег Церетели. В ряду примеров его благотворительности особого внимания заслуживает отношение к творческой молодежи. Так, будучи руководителем персональной мастерской, профессором Московского художественного института им. В.И. Сурикова, он ни разу не получал зарплату, переводя ее на материальную поддержку малообеспеченных одаренных студентов. К сказанному можно добавить и безвозмездные мастер-классы, которые маэстро проводит еженедельно в своей галерее на Пречистенке в Москве для всех желающих. Подобные факты из жизни художника убедительно подтверждают способность сострадать, желание поддержать и помочь как близкому человеку, так и совершенно незнакомым людям.

Эмоциональная, широкая натура Церетели раскрывается буквально во всем, но более и ярче всего, конечно, в искусстве, и особенно в живописи. Именно живопись - его страсть и стихия. Здесь он принадлежит только самому себе. В живописи безудержная энергия художника находит адекватный его темпераменту выход. Звонкие краски на большой палитре не успевают сохнуть, стоящие рядом с мольбертом чистые холсты быстро и почти одновременно наполняются цветом жизни и времени. Для него уже не имеет значения, пишет он пейзаж или натюрморт, портрет или жанровую композицию, - он пишет реальный и воображаемый мир, а каждая законченная работа, независимо от жанра, становится «автопортретом» эмоционального состояния автора, его чувств и размышлений. Меняется свет, маэстро снимает с мольберта начатый холст и ставит другой, чистый. Меняются колорит, тональность, нюансы, меняются ритм движений кисти и рельефность фактуры, меняется настроение, приходят иные мысли и мечты.

Он, великий экспериментатор, искренне удивлял и мексиканского монументалиста Давида Альфаро Сикейроса, и бразильского архитектора Оскара Нимейера.

В активе Церетели и опыт сочетания, сопряжения живописных поверхностей, двухмерных плоскостей и пластических скульптурных объемов, и открытие новых выразительных декоративных возможностей рельефной эмали. Он бережно относится к сохранению и развитию традиций и остро реагирует, сопереживает и отстаивает достижения и принципы отечественного академического художественного образования. Вместе с тем Церетели — поборник эволюционного прогресса в искусстве, использования и внедрения мультимедийных технологий и инноваций. Ему принадлежит инициатива создания в России первого музея современного искусства и новейших течений.

Среди любимых и высокочтимых Церетели великих мастеров мирового искусства — Нико Пиросмани, Поль Сезанн, Амадео Модильяни и, несомненно, Пабло Пикассо и Марк Шагал. Нередко в его живописи звучат их колористические ноты и интонации как напоминание о вершинах профессиональной культуры и вдохновения. Необъятный, интригующий мир образов, созданных Церетели, - это торжественный, несмолкающий и романтический гимн жизни и всему сущему в ней, это богатейшая, многослойная гамма чувств и красок. Полифония, многоголосие цвета в картинах Зураба Церетели обозначает непрерывающуюся, незримую связь с национальными истоками, с грузинской культурой, песенной мелодичностью. В творчестве мастера часто встречаются родные мотивы, отголоски воспоминаний о далеком детстве и юности. Следует особо подчеркнуть, что при всепоглощающей жажде новых, ярких впечатлений, радости встреч и общения, открытий доселе неведомого все же главными героями и персонажами, картинами и сценами остаются библейские сюжеты, волнующие воображение исторические события, картины земли предков, их быта и обычаев, а главное - близкие по духу люди, единомышленники и соратники.

Значимость творческих достижений художника определяется такими факторами и слагаемыми, как общественная мотивация, профессионализм, совокупность творческих и иных заслуг. Только формальный перечень премий, наград, званий дает представление о масштабности деятельности Зураба Константиновича Церетели: Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», лауреат Государственных премий СССР, Народный художник, академик, президент Российской академии художеств, действительный почетный член многих зарубежных академий искусств, в том числе Французской и Испанской, профессор российских и зарубежных университетов и институтов, награжденный Орденом Почетного легиона за заслуги перед искусством и другими престижными знаками отличия. Едва ли будет преувеличением упоминание и о его личных контактах и доверительных встречах не только с выдающимися деятелями искусства и науки, дружбе с ними, но и с первыми лицами многих государств мира. Круг общения Зу-раба Константиновича Церетели практически необъятен, как и сфера его духовных, творческих интересов, что является одним из слагаемых, конечно, наряду с талантом, непререкаемого авторитета Мастера, опередившего время.

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play