Русские художники-путешественники
Путешествия... Знакомство с культурами других народов и стран расширяет кругозор, меняет представление о мире, а натурам ищущим, творческим дает импульс для создания произведений искусства, становясь источником вдохновения. Рисунок - самый непосредственный вид изобразительного искусства, передающий живые впечатления от увиденного. Натурные зарисовки и законченные композиции, исполненные в разных графических техниках (карандаш, перо, акварель, пастель), хранят свежесть художественного восприятия природы, архитектурных памятников, людей. Выставка из фондов графики Третьяковской галереи, проходившая в июне 2009 - январе 2010 года, объединила более 350 произведений конца XVIII - начала XX века (до 1930-х), созданных в поездках по Российской империи и зарубежным странам.
Стены первого, вводного зала были отданы крупноформатным воспроизведениям старинных географических карт, и это необычное начало экспозиции сразу создавало у зрителей определенный настрой, ощущение предстоящего путешествия. Старинные карты Европы, Средиземноморья и России очерчивали границы мира, привычного для русского человека в XIX столетии. Оригиналами для них послужили гравюры из фондов Государственного Исторического музея, а также гравированная Этнографическая карта Российской империи в томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, изданном в 1899 году.
В витринах можно было увидеть редко выставляемые путевые альбомы художников. Заполняющие их беглые наброски, обнаруживающие высокое мастерство владения карандашом или пером, и законченные рисунки, подцвеченные акварелью, привлекают непосредственностью впечатлений. Многие из них — подлинные сокровища рисовального искусства. С альбомами в руках по России путешествовали братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, В.В. Верещагин, И.Е. Репин, Ф.А. Васильев, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, А.П. Рябушкин. В пенсионерских и частных поездках за рубеж рисовали М.Н. и С.М. Воробьевы, А.Т. Марков, В.Е. Раев, Н.Ф. Брюллов, А.П. Боголюбов, В.Д. Поленов, В.А. Серов.
Созданная специально для этой выставки видеопрограмма «По страницам путевых альбомов» предоставляла посетителям уникальную возможность их «полистать», познакомиться с путевыми зарисовками, которые невозможно иначе показать в экспозиции.
Каждый из последующих пяти залов выставки был посвящен большому государству или региону и первый из них — Российской империи конца XVIII — середины XIX века. Эпоха Просвещения принесла в Россию моду на путешествия и исследования. С конца XVIII столетия до 1840-х годов каждую экспедицию или дипломатическую миссию сопровождали художники, занимавшиеся «снятием видов». Воспитанники Императорской Академии художеств направлялись в отдаленные области страны для фиксации видов недавно присоединенных территорий, выполняли специальные заказы, имевшие целью создание живописной панорамы древних и новых городов — эти задачи расценивались как государственные. Художники путешествовали, находясь в свите членов императорской фамилии, а также предпринимали частные поездки.
Самыми ранними из экспонировавшихся работ были акварели М.М. Иванова. В 1780 году в чине премьер-майора он был направлен на юг России в распоряжение генерал-фельдмаршала князя Г.А. Потемкина. Живописец и рисовальщик исполнял обязанности квартирмейстера при Главном штабе, неоднократно командировался для фиксации видов новых российских земель. За десятилетие (с начала 1780-х до 1792 года) он совершил путешествия по побережью Каспийского моря, по Грузии, Армении, Крыму, Малороссии и Молдавии. Большие станковые акварели этого периода — «Вид трех церквей на фоне горы Арарат в Армении» (1783) и «Вид Крепости в Бендерах» (1790). На первой из них изображены архитектурные сооружения Эчмиадзинского монастыря в одном из древнейших городов Армении Вагаршапате, на второй — крепость, расположенная на правом берегу Днестра, которая в 1789 году в ходе Русско-турецкой войны 1787—1791 годов была взята без боя русскими войсками под командованием князя Г.А. Потемкина-Таврического. Именно он угадывается в фигуре изображенного на первом плане высокого человека, в ожидании стоящего на пригорке и смотрящего вдаль.
Пейзаж «Площадь в Херсоне» (1796—1797) Ф.Я. Алексеева — единственная известная на сегодняшний день акварель, исполненная художником в те годы, когда он был направлен в Малороссию и Крым. Алексееву было поручено «снимать виды» местностей, которые посетила Екатерина II во время своего вояжа по югу России в 1787 году. По возвращении он написал четыре масштабных полотна с видами южных городов.
Особый интерес представляют работы А.Е. Мартынова. Акварель «Байкал» (1810) — один из листов серии видов России и Монголии, созданной по натурным зарисовкам из путешествия 1805—1806 годов; художник сопровождал Российское посольство во главе с графом Ю.А. Головкиным в Сибирь, Забайкалье, Монголию и Китай. Серия гуашей «Пейзажи Прибалтики» (1810—1811) связана с поездкой Мартынова на Балтийское побережье летом 1810 года в свите императрицы Елизаветы Алексеевны. Полтора месяца она провела в имении, построенном еще при Екатерине II в местечке Плён (ныне — Плиеньциемс, Латвия) — рыбацком поселке, расположенном в двух километрах от моря. В пейзажах серии запечатлены аккуратные сельские домики с черепичными крышами, фрейлины, прогуливающиеся в лесу и катающиеся верхом и в колясках в сопровождении кавалеров, купальные палатки на берегу.
Живописец, рисовальщик, акварелист Н.Г. Чернецов сопровождал графа П.И. Кутайсова в путешествии по Кавказу в 1829—1831 годах в качестве художника «для снятия видов». Миссия Кутайсова состояла в инспектировании территорий, отошедших к России по Адрианопольскому мирному договору, которым завершилась Русско-турецкая война 1828—1829 годов. Во время этой поездки были исполнены акварели «Вид Пятигорска» (1829) и «Вид Тифлиса» (1830—1831).
В 1833—1836 годах по приглашению генерал-губернатора Новороссийского края графа М.С. Воронцова художник жил и работал в Крыму. Путешествуя по южному побережью, он создал большое количество картин и акварельных этюдов с видами усадеб, парков, церквей, зарисовывал архитектурные памятники. Тщательно исполненные, тонкие и прозрачные работы пользовались успехом, у Чернецова было довольно много заказчиков. Так, акварели «Ялта» и «Крым. Ай-Петри» (обе — 1835) принадлежали князьям Дондуковым-Корсаковым и хранились в их фамильном альбоме, находящемся ныне в собрании Третьяковской галереи.
Любопытна недавно отреставрированная ранняя акварель С.П. Шифляра «Вид реки Чаган» (1806), принадлежавшая владельцу изображенных земель князю А.Б. Куракину. Среди прибалтийских и крымских видов отметим пейзажи известного петербургского архитектора А.И. Штакеншнейдера, исполненные в 1836 и 1844 годах на мызе Фалль — имении графа А.Х. Бенкендорфа близ Ревеля, и его же «Вид дворца в Ореанде» (1852). И замок в имении, и дворец были построены по проектам Штакеншнейдера.
В первой половине XIX века внимание дипломатов и художников приковывали южные страны. Пейзажист М.Н. Воробьев в составе дипломатической миссии Д.В. Дашкова совершил большое путешествие по Малой Азии, островам Греческого архипелага и Ближнему Востоку (1820—1821). На выставке впервые широко экспонировались его многочисленные рисунки и акварели с видами предместий турецкой столицы, греческих островов, древних памятников Смирны и Святой Земли — монохромные сепии, изысканные легкие цветные листы, виртуозные перовые композиции, поражающие мастерством исполнения. Были показаны также акварели и рисунки из путешествия художника в Италию и на остров Сицилия (1845—1846).
На выставке демонстрировались сепии прославленного живописца К.П. Брюллова из его поездки в Турцию. В мае 1835 года, находясь в Италии, он принял приглашение участвовать в организованной В.П. Давыдовым художественно-археологической экспедиции на Ионические острова, в Грецию и Турцию. Однако по дороге Брюллов заболел лихорадкой и был вынужден отстать от своих спутников. Почти умирающего, его застал в Афинах давний знакомый и ученик князь Г.Г. Гагарин. По просьбе князя художника принял на борт русский бриг «Фемистокл», которым командовал В.А. Корнилов — будущий герой обороны Севастополя. Прибыв в Константинополь, в течение нескольких месяцев Брюллов наблюдал своеобразную уличную жизнь огромного восточного города, жадно впитывал экзотическую атмосферу Востока, делал зарисовки, сочинял композиции, среди которых — «Гавань в Константинополе», «Турок, садящийся на коня», «Полдень в караван-сарае».
Специально к выставке были отреставрированы акварели К.И. Рабуса. В начале 1830-х художник предпринял большое путешествие в Турцию и страны Европы. В 1831 году он отправился из Одессы в Константинополь, где благодаря рекомендательному письму к русскому посланнику встретил радушный прием. Рабус получил квартиру в посольстве, ему предоставили проводника и выдали разрешение писать виды города. Яркий, солнечный «Вид Константинополя» — одно из свидетельств этого увлекательного путешествия. Из Константинополя Рабус отправился в плавание по Средиземному морю. Он проследовал вдоль берегов Греции и Италии, где не смог высадиться из-за свирепствовавшей холеры, и прибыл на юг Франции, в Марсель. Затем посетил Австрию и Германию. В числе акварелей, исполненных во время плавания, — романтическая «Лунная ночь в Галлиполи».
В 1840—1843 годах совершили свою первую заграничную поездку братья Чернецовы. Путешествуя около трех лет, они побывали в Италии, Египте, Палестине, Сирии, на острове Родос и в Турции. Среди видов южных стран на выставке экспонировались две натурные акварели, созданные в Египте в 1842 году, — «Сфинкс. У пирамид в Гизе близ Каира» Г.Г. Чернецова и «Мечеть Гама Абумандур в Розетте» Н.Г. Чернецова.
Работы русских художников, созданные в Китае, приоткрывают почти неизвестную широкой публике страницу отечественного искусства. Учрежденная еще в 1713 году российская духовная миссия в Пекине на протяжении 150 лет (до открытия в 1864 году русского посольства) выступала в качестве неофициального дипломатического представительства нашей страны в Китае. Она играла важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, являлась центром научного изучения Китая и дала науке целую плеяду известных всему миру русских синологов.
В 1830 году по рекомендации президента Императорской Академии художеств А.Н. Оленина в штат XI духовной миссии был впервые зачислен художник. Им стал А.М. Легашов, которому, как и всем миссионерам, предстояло провести в Поднебесной 10 лет. В составленной для него инструкции говорилось о необходимости приложить все старания к изучению секретов изготовления и употребления китайских красок, славящихся своей прочностью и яркостью. Важная роль отводилась рисованию с натуры, при этом акцент делался на правдивость в передаче этнографических подробностей. В составе миссии А.М. Легашов рассматривался как человек, необходимый для заведения знакомств и поддержания связей со знатными людьми, имеющими возможность влиять на политику императорского двора. Отметим портрет маймаченского дзаргучея (важного чиновника), исполненный еще по дороге в Китай в Кяхте, и портрет племянника императора Хой Бэй-ле, сделанный в Пекине.
Художники находились при российской духовной миссии до 1864 года. В 1840-е годы в Китае побывал К.И. Корсалин, в 1850-е — И.И. Чмутов, в 1860-е — Л.С. Игорев. Созданные Чмутовым рисунок «На улице в Пекине» (1850) и акварель «За стенами Пекина» (1855) получили известность в России уже в 1850-х: литография с рисунка с изображением цирюльника стала одной из иллюстраций к изданной в 1853 году книге Е.П. Ковалевского «Путешествие в Китай», а литография с акварели была напечатана в «Русском художественном листке» в 1858 году.
Страны Европы влекли русских путешественников на протяжении всего XIX века. В собрании Третьяковской галереи хранятся многочисленные рисунки, акварели, пастели, созданные художниками во время пенсионерских и личных поездок и запечатлевшие архитектурные памятники, картины природы и сцены народного быта, наполненные местным колоритом. Экспонировавшиеся на выставке жанровые рисунки и пейзажи Ф.П. Толстого отразили его впечатления от Неаполя, Парижа и Франценсбада во время путешествия 1845—1846 годов. Виды Италии — Рима и его окрестностей, Пестума — представлены в работах братьев А.А. и К.А. Тонов, М.И. Лебедева, Н.Г. Чернецова, С.М. Воробьева, в серии больших акварельных листов пока неизвестного художника середины XIX века, подписывавшего свои работы так: «рисовал с натуры Лебедев». Впервые демонстрировались виды Помпей архитектора С.А. Иванова, младшего брата художника А.А. Иванова, исполненные около 1851 года. На выставке можно было увидеть и пейзажи посещавших Помпеи И.А. Монигетти, И.Н. Крамского и В.И. Сурикова.
Суриков предпринимал неоднократные поездки за границу. Он побывал в Германии, Франции, Италии, Австрии, Швейцарии, Испании. Акварели итальянского цикла 1884 года стали настоящим триумфом художника в области пленэра, цветового и светового решения пространства. Листы из второй поездки в Италию в 1900 году новой манерой письма предвещали будущие достижения мастера в технике акварели. Путешествие Сурикова в Испанию, совершенное в 1910 году вместе с П.П. Кончаловским, было представлено серией акварелей, в которых получил наивысшее выражение принцип работы красочным пятном, делавший их откровенно декоративными. Интересно было сопоставить их с работами Кончаловского, который, по его собственному признанию, учился у Сурикова «мастерству живописного видения».
И все же самой желанной страной для художников-путешественников второй половины XIX — начала XX века оставалась Италия. Они стремились в эту своеобразную мекку искусства, где почти на каждом шагу можно встретить творения знаменитых зодчих, скульпторов, живописцев, памятники античной древности и выдающиеся произведения эпохи Возрождения. Ничуть не меньше привлекали художников и красоты итальянской природы. На выставке демонстрировались акварели П.П. Чистякова, К.Ф. Гуна, В.А. Серова, А.П. Остроумовой-Лебедевой, пастели Н.К. Рериха и А.Н. Бенуа. Украшали экспозицию пастели И.И. Левитана «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии» (1890) и «Набережная» (1894).
Франция (и прежде всего Париж) была вторым центром притяжения творческих личностей. В летние месяцы русская колония перемещалась ближе к морю. Бретань — историческая область на северо-западе страны — стала одним из любимых мест А.Н. Бенуа, здесь много работала З.Е. Серебрякова. В деревне Вёль в Нормандии подолгу жили А.П. Боголюбов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, К.А. Савицкий, В.И. Зарубин.
Среди представленных на выставке рисунков и акварелей можно было увидеть пейзажи Германии, Испании, Греции и других европейских стран. Так, экспонировались произведения В.А. Серова из путешествия в Грецию в 1907 году: акварель «Королевский сад в Афинах», зарисовки древних росписей, находившихся в музее Кандии (ныне — Ираклион) на острове Крит. Отметим также серию угольных рисунков П.П. Кончаловского, исполненных в Испании в 1910 году, в итальянском городе Сиене в 1912-м, в Кассисе — портовом городе на юге Франции — в 1913-м. Интересны акварели А.Е. Яковлева «Дом рыбака» и «Пейзаж. Скалы», созданные в 1915 году на острове Майорка. Порой известные мастера являлись зрителям в совершенно неожиданном ракурсе; так, например, А.П. Остроумова-Лебедева почти неузнаваема в своей работе «Сеговия. Вид на Альказар» (1915).
Наряду с темой путешествий по Европе на выставке были продолжены темы поездок художников по странам Африки и Ближнего Востока. Демонстрировались акварельные этюды братьев К.Е. и Н.Е. Маковских, которые неоднократно посещали Египет в первой половине — середине 1870-х годов (Константин работал в это время над сюжетом «Перенесение священного ковра в Каире», одноименная картина (ГРМ) была исполнена им в 1876 году в Париже). Были показаны также большая яркая станковая акварель A.Н. Руссова «Улица в Каире. Полдень» (1896), пастель З.Е. Серебряковой «Базар в Марокко» (1928), акварельные листы В.Д. Поленова из путешествия по Святой Земле и Греции (1881—1882).
Не остались без внимания художников второй половины XIX — начала XX века и просторы Российской империи. В поездках по Волге были исполнены рисунки А.П. Боголюбова «Город Чебоксары на Волге» (1861) и «Гробница Кузьмы Минина» (1869), акварели К.Ф. Гуна «Казанский татарин» (1863), «Деревня» (1874), рисунки и акварели И.Е. Репина «Ширяев буерак на Волге», «Осень на Волге», «Рыбацкие сети. Ширяево» (все — 1870). В замечательном рисунке И.И. Шишкина «Порпорог» (1889), сделанном на желто-коричневой бумаге графитным карандашом и мелом, запечатлен водопад на реке Суне в Олонецкой губернии. На Дальнем Востоке не раз побывал Альберт Бенуа. На выставке экспонировались три его акварели из серии видов 1900-х годов: «Священные утесы на Амуре: “Медведь”, “Собака” и “Охотник”», «Императорская гавань», «Долина Чулышмана». Крупные города прибалтийских губерний России нашли отражение в акварелях М.В. Добужинского «Улица в Вильно» (1906—1907), «Стеклянная улица в Вильно» (1906) и А.П. Остроумовой-Лебедевой «Ревель. Дорога на Вышгород» (1913), в пастели Н.К. Рериха «Рига» (1903). Завершали панораму российских земель Кавказ в акварели В.И. Сурикова «Боржом» (1899) и Крым в рисунках И.И. Шишкина, В.А. Серова, К.Ф. Богаевского, B.И. Сурикова и А.В. Лентулова.
На протяжении полутора веков методы работы художников менялись. В конце XVIII — первой половине XIX столетия большие видовые акварели выполнялись в мастерской по натурным, часто альбомным, зарисовкам и наброскам. Однако уже с 1830-х — 1840-х годов начали появляться станковые пейзажи, исполненные непосредственно с натуры. В дальнейшем это стало обычной практикой. Созданные русскими мастерами образы России и зарубежных стран разных эпох отражают смену художественных стилей, в целом же — складываются в живую и многогранную картину мира, рожденную карандашом, пером и кистью талантливых рисовальщиков.
Бумага, гуашь, графитный карандаш. 52,3 × 75,8
Бумага, акварель, итальянский карандаш. 23 × 40
Бумага, акварель, тушь, кисть, перо. 30,3 × 46,2
Бумага, гуашь. 45 × 61,2
Бумага, графитный карандаш. 14,2 × 23,4
Бумага, сепия, графитный карандаш. 34,2 × 27,2
Бумага, акварель. 44,9 × 63,2
Бумага, акварель, тушь, перо. 22,2 × 28,3
Бумага, акварель, графитный карандаш. 41,8 × 59,5
Бумага, графитный карандаш, акварель. 14,3 × 22,5
Бумага, тушь, кисть. 13 × 21,6
Бумага, акварель, белила. 44 × 57,9
Бумага, акварель, графитный карандаш, белила. 40,5 × 32
Бумага, акварель. 14,6 × 23 (углы скруглены)
Бумага, акварель. 50,6 × 33,7
Бумага, угольный карандаш. 43,5 × 31,7
Бумага, акварель. 17,6 × 25,2
Бумага, пастель. 46,5 × 61,5
Бумага, наклеенная на картон, акварель. 30 × 46,9
Бумага, акварель. 96,6 × 62
- В.И. Суриков |
- И.Е. Репин |
- Рисунок |
- А. Бенуа |
- П. Кончаловский |
- В. Серов |
- Брюллов |
- Акварель |
- Пейзаж |
- А.П. Остроумова-Лебедева