Скульптура и олимпизм
8 августа 2008 года на центральной площади китайской столицы открываются ХХ1Х Олимпийские игры. Девиз пекинской Олимпиады - «Один мир - одна мечта».
В августе 2005 года стартовала передвижная выставка «Скульптура и олимпизм» - крупномасштабное культурное мероприятие, проводимое оргкомитетом ХХ1Х Олимпийских игр и другими организациями. Ее цель - воплощение основополагающего принципа Олимпийской хартии: единство спорта, культуры и образования.
На предложение участвовать в выставке откликнулись авторы из 90 стран пяти континентов. Из 2433 проектов было отобрано 270 лучших из 25 стран мира. Таким образом, подготовка к мировым спортивным соревнованиям началась с международного состязания скульпторов.
Выставка «Скульптура и олимпизм» побывала в 28 городах 25 стран мира, в том числе в Барселоне, Сеуле, Токио, Лос-Анджелесе, Риме, Лондоне, Чикаго. В марте нынешнего года олимпийский скульптурный марафон триумфально финишировал в Москве. В Галерее искусств Зураба Церетели демонстрировалось 47 произведений, одно из которых станет официальной визитной карточкой и спортивным символом ХХ1Х Олимпийских игр в Пекине.
Президент «Благотворительного русско-китайского фонда развития образования, науки и культуры» госпожа Цуй Шань отметила: «Я очень рада, что заключительный этап проведения выставки проходит именно в Москве. Здесь все работы красивые, в том числе есть китайские работы, иностранные, включая российские. Мне больше всего понравилась работа Зураба Церетели. Я думаю, она самая красивая». Модель 47-метровой скульптуры Церетели «Колосс олимпийский» по замыслу автора воспроизводит несохранившийся древнегреческий Колосс Родосский.
«Олимпиада — это синтез достижений человечества в разных областях жизнедеятельности, и люди искусства активно вовлечены в процесс создания образа каждой Олимпиады, который должен поразить и запомниться на века. Задача увлекательная своей сложностью и ответственностью», — так прокомментировал происходящее З.К. Церетели.
В Москве были представлены изображения спортсменов, выполненные в камне, бронзе, керамике, дереве и даже в стекле. Особое внимание привлекали скульптуры, передающие атмосферу времени, характер эпохи. Такова выполненная в металле работа А.Коровесси «Олимпийский дух в Китае сегодня» (Греция). В ней фигуры атлетов как бы врастают в крону дерева. Эта ландшафтная композиция способна организовать многозначную систему пространства.
Городская скульптура в КНР сейчас самая модная тема. Китайцы убеждены: уровень развития скульптуры — красноречивое свидетельство развития страны. Поэтому в каждом городе, а в Пекине — и в каждом районе, созданы специальные службы, занимающиеся украшением улиц и парков самыми разнообразными изваяниями. Скульптуры-победительницы выставки «Скульптура и олимпизм» планируется интегрировать в парковый ландшафт Пекина, они увековечат Олимпиаду, став отличным подарком новым поколениям.
Современное искусство Китая — явление далеко не новое — появилось в конце 80-х годов прошлого века. Глобализация повлияла не только на экономику, но и на культуру страны. Традиционное искусство столкнулось с западным и приняло его вызов. Главная особенность современного китайского искусства — острая социализация.
Для китайской скульптуры последних десятилетий характерно многообразие стилей, материалов и художественных приемов. В работах китайских мастеров, наделенных уникальной способностью соединять традиции с новациями, ощущаются почтение к предкам, врожденное преклонение перед историей. Один за другим уходили в историю царственные дома, а искусные художники продолжали совершенствовать типично китайские стили металлообработки и глиняной скульптуры.
При взгляде на произведения Ч. Яньцзюнь и Ц. Яньхун «Из древности в современность — Терракотовый конь», Л. Цзинкай «Мечта тысячелетия — единая цель», Л. Болинь «Новый Пекин — новая точка отсчета» вспоминаются терракотовые воины династии Цзинь (около 210 г. до н. э.), обнаруженные при раскопках в Линьтуне. Очень символично, что Л. Болинь изобразил воина, приготовившегося к забегу в будущее. Стилеобразующим началом для этих художников служит археологическая бронзовая и глиняная пластика. В их работах ярко проявляется этническое самосознание и самоутверждение, опирающиеся на историческую память народа и религиозную символику.
Керамическая скульптура Л. Сунн «Миг потери баланса» напоминает древнекитайский талисман нэцкэ.
В творениях китайских мастеров С. Сунтао («Куа Фу преследует солнце»), Т. Цзиндо, В. Цзэнчжу, Т. Цзян («Заветное вечное пламя»), Ц. Сыхуа («Пять элементов»), выполненных в различных техниках, доминирует красный цвет — символ счастья и удачи. Цвет солнца и святого огня стал цветом эмблемы ХХ1Х Олимпийских игр. Красный взяли за основу и американцы А. Синнамон и С. Фюллер. Из промышленных материалов они планируют сконструировать воздушные буддийские храмы. Проект своей ландшафтной скульптуры художники назвали «Сила духа: ворота в Китай».
Олимпиада создает помост для демонстрации триумфа спортивных побед, славы. На этом помосте каждый участник — герой. Спортивным азартом, стремлением к победе пронизаны работы «Стрельба из лука» Ж. Чжэ, «Победа» Ц. Чжоу, а также «Дух спорта» бельгийца К. Годефройта.
Творение У. Жунхуа «Музыка и танцы» передает дух китайской нации. Его керамические фигуры есть интерпретация китайской мудрости: «Когда слова не могут полностью выразить смысл, мы поем, когда песни тоже не справляются, мы танцуем». Пекин с нетерпением ждет торжества Спорта и призывает все человечество к танцу. Красная эмблема «Танцующий Пекин» — веха в главе олимпийского эпоса.
Созерцая работы скульпторов из Поднебесной, невольно погружаешься в атмосферу преемственности культурной традиции. Китай серьезно относится к развитию искусства скульптуры и старательно учится у других стран. Большинство китайских художников стремится получить качественное образование в Европе, хотя у них есть возможность обучаться и на родине — в Пекинской академии искусств.
Российская школа ваяния значительно повлияла на современную китайскую скульптуру. Обучение в вузах России — давняя китайская практика. Сегодня в Китае и других странах работают ученики замечательных российских мастеров, признанных по праву классиками художественной культуры ХХ века, — П.И. Бондаренко, М.Ф. Бабурина, А.Н. Бурганова, О.К. Комова, Л.Е. Кербеля, А.И. Рукавишникова, А.А. Бичукова, М.В. Переяславцева.
В бронзовой скульптуре «Взлетающий» Ч. Госэнь отражена глубинная суть аскетичной натуры, доминирующей является пластическая и философская идея «Демона» М.А. Врубеля. Художник С. Линлин в работе «Серебряная мечта» повторяет идею и концепцию творения А.Н. Бурганова «Любовь убегает». Легенды мирового спорта пользуются огромной популярностью в Китае. С. Юан создал скульптуру «Король шеста Сергей Бубка», другой мастер увековечил многократного олимпийского чемпиона гимнаста А. Немова в образе китайского военачальника.
Произведениям Э. Айт «Олимпийский дух» (США), Г. Ачукарро «Время и бытие» (Аргентина), Д. Кэ «Навстречу ветру» (Китай) свойственны романтизм и тяготение к античности. Эти авторы используют язык аллегорий, иносказаний, различные символические образы.
Раскрепощение творческого духа, экспериментаторство в стиле авангард, использование конструктивистской архитектоники в пластике присущи работе «Распускающийся лотос» колумбийского художника Г. Ботеро.
В скульптуре Г. Гуннарсдоттир «Олимпийцам — в мире гармонии» (Исландия) чувствуется поэтика, отражающая различные состояния человеческой души: созерцательность, душевный полет, медитацию.
Для каллиграфической работы «Ветер и облака» китайского скульптора С. Дэкуань характерно постижение философско-мировоззренческого смысла буддийского искусства.
Выставка ярко продемонстрировала разнообразие направлений, стилистических решений и поливариативность образности. Эпоха глобализации, расширение международных культурных связей, доступность мирового художественного наследия открыли участникам конкурса необозримые горизонты для творческого поиска.
Иллюстрации
Бронза. Китай
Смешанная техника. Китай
Металл. Греция
Бронза. Китай
Смешанная техника. США
Смешанная техника. Колумбия
Бронза. Россия
Бронза. Исландия