Универсальный дар
Вот уже год нет с нами Виктора Ефимовича Цигаля (1916-2005) - графика, живописца, скульптора, писателя, воина Великой Отечественной. Экспозиция в уютных залах на Пречистенке стала данью памяти Мастеру, показав все ипостаси его многогранного творчества: зарисовки с натуры и большие, разработанные графические композиции, живопись и скульптуры из металла, книжные иллюстрации и предметы быта, превращенные в подлинные произведения декоративно-прикладного искусства.
Тщательно, сбалансированно подобранный состав выставки знакомит с широчайшим спектром тем и стилей, увлекавших автора на протяжении всей его долгой жизни. Портреты фронтовых товарищей, бытовые зарисовки, сделанные во время войны. Пейзажи, архитектурные виды, уличные и цирковые сценки - плоды частных путешествий по СССР Италии, Нидерландам. Излюбленным занятием для Цигаля являлось иллюстрирование книг для детей и изображение животных.
Трудно найти какие-то новые слова, чтобы выразить восхищение искусством этого замечательного художника, его необыкновенно плодотворно и честно прожитой жизнью. Кажется, уже все сказано и отмечено. В.Е. Цигаль получил официальное признание в виде разнообразных наград, званий, восторгов критики. Но «народным художником» он стал не по правительственному указу. Произведения Виктора Ефимовича вошли в жизнь множества людей, подарив им радость общения с прекрасным.
Искренние и лиричные фронтовые рисунки, с которых мастер начал свой творческий путь, навсегда сохранили живую память о Великой Отечественной войне. Несколько поколений выросло на детских книжках с пронизанными добротой и мягким юмором иллюстрациями Цигаля. В историю отечественного искусства Виктор Цигаль прочно вошел как один из лучших рисовальщиков второй половины ХХ века, создатель оригинальных «графических скульптур» в технике металлопластики.
Выставка в Российской академии позволила насладиться острой наблюдательностью и артистизмом приемов Цигаля-графика, композиционным мастерством и сдержанным колоритом его полотен, изящными контурами и смелыми ракурсами скульптур, тонким вкусом и чувством стиля декоративных изделий.
Однако перечисление формальных достоинств не объясняет притягательного волшебства искусства Виктора Цигаля, того завораживающего ощущения предстояния, которое охватывает зрителя перед его работами. Творчество Цигаля лишено психологической напряженности, драматических конфликтов. Равно как нет в нем внешне броских композиционных, живописных эффектов. Художник упорно избегал социальных тем и «высоких» сюжетов, предпочитая обыденные явления в жизни людей и природы.
Уникальный талант Виктора Цигаля заключался в умении увидеть самому и дать увидеть зрителю. Каждая его работа есть большее, нежели изображено на ней видимыми линиями и пятнами. В самом простом, преходящем моменте, образе, ландшафте художник находил то главное, что составляло его подлинную красоту и высокий смысл. Совершенно не случайно в 1945 году с выставки в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина цензурой был снят рисунок совсем молодого еще Виктора Цигаля «Давно не спал». В реалистически нарисованном, простом образе паренька-шофера, уснувшего прямо на руле машины, с необыкновенной силой воплотилась неимоверная тяжесть войны, суровая негероичность ее героических будней.
Художник всегда находит штрих, деталь, придающие его работе пластическую и смысловую отточенность и созидающую идею. Бережно-пугливый жест мальчика, прижимающего к себе последнюю курицу в деревне, тревожная вертикаль столба с репродуктором в бездонно-синем небе («Слушают сводку Совинформбюро»), праздничные оранжевые цвета свадебного кортежа на улице голландского города - такие «мелочи» организуют композиционный строй произведений Виктора Цигаля и выводят их за рамки данной конкретной реальности.
В то же время искусство Цигаля лишено абстрактности, холодной бесстрастности стороннего наблюдателя. Он не репортер, а сострадающий или любующийся участник происходящего. Художник относится к своей работе необыкновенно деликатно, не пытаясь изменить натуру, но лишь выявляя все самое важное и лучшее, чтобы показать нам.
Изобразительные средства для Цигаля были именно средствами, с помощью мастерского владения которыми он преобразовывал действительность, не теряя при этом правдивости своего искусства. В корне виртуозного пластического языка художника лежит его прирожденная одаренность рисовальщика. Все его творчество необыкновенно интимно и динамично. Графический лист по природе своей иллюзорен и подвижен. Линия - основа рисунка, только намечает образ и пространство, оставляет их активными, открытыми для нашего воображения.
В рисунках Цигаля эта «двигательная» сила графики получает особенно яркое воплощение. Стремительными, точными линиями он завязывает композицию, не упуская из вида второстепенные детали. Тональные и красочные пятна как бы замедляют, смягчают бег линий, но не останавливают изменчивость пространства. В законченном виде лист звучит цельно, как оркестр, где каждый участник- деталь играет свою партию, вступая в игру в необходимый момент.
«Графическая» активность в преобразовании пространства присуща и живописи Цигаля, но в наиболее своеобразном виде она проявляется в его скульптурах. Плоские силуэты, словно вычерченные уверенной рукой рисовальщика, властно вторгаются в наше трехмерное пространство из какого-то нереально-прекрасного мира, производят впечатление овеществленных проекций объемного, живого оригинала.
Даже в официозных темах советской поры - скульптурах «Красногвардейцы», «Субботник» - мастер сосредоточен на передаче стремительного движения, могучего, какого- то особенно веселого напора революционной эпохи. Как и все творчество Цигаля, эти работы подкупают искренностью, верой в высокие идеалы, естественностью и смелостью замысла.
Мировоззрение Виктора Цигаля созидательно, направлено на раскрытие светлой стороны человеческой природы. Человек в произведениях художника всегда находится в органичном единстве с собратьями и с природой, единосущен с ней. Этот оптимизм, искренняя вера в доброту и чистоту окружающего мира привлекали и будут привлекать в искусстве Виктора Цигаля.
«Я просто художник», - говорил о себе мастер. В этом и скромном, и гордом определении заключается смысл всей его жизни и творчества. «Художник насыщает некоторым содержанием известную область, силою нагнетает туда содержание, заставляя пространство поддаться и вместить больше, чем оно обычно вмещает без этого усилия», - писал о. Павел Флоренский. Искусство Виктора Цигаля, наверное, и есть такое пространство, насыщенное прекрасным.
Металл
Бумага, фломастер
Металл, латунь
Холст, масло
Из серии «Цирк и цирковая школа». Холст, масло
Металл
Бумага, акварель
Холст, масло