Смотри, слушай, достигни
Виктор Корнеев. Фотография
Видеть - не значит просто смотреть, но созерцать и постигать окружающий мир. Внимать звукам - не значит просто слушать, но быть причастным к ритмам, звучаниям Вселенной. Примерно так легендарный Лао-цзы определял истинную сущность зрения и слуха в поэтическом трактате «Дао Дэ Цзин» («Книга о Пути и Силе»).
Мудрец полагал, что медитация позволяет освободить сознание от повседневных мыслей и забот, дает возможность мысленно проникнуть за грань мира вещей, достичь пределов необъятного мира явлений.
Особое видение, особое восприятие мира присуще скульптору Виктору Корнееву. Его произведения - сплав драматургии и философии. Он привержен к лаконичному, емкому лексикону гранитных форм. Сам материал - гранит, базальт, диабаз, мрамор, равно как и дерево, - внушает образы, сомасштабные природе. В материи камня художник ощущает спрессованное время, тысячелетнюю память природы. Пред этим ВРЕМЕНЕМ необходимо сохранять спокойствие и достоинство. Художник погружается в воображаемую ауру универсальных формул, определяющих природные явления, взаимоотношения людей, психологический мир личности.
В художественном мире Корнеева главенствуют не сюжеты, но понятия: В поисках света, Полнолуние, Равновесие, Прикосновение, Предстояние, Воображение, Воспоминание, Общение, Великодушие. Скульптуры с такими эпическими названиями образуют героический ландшафт, открытый для каждого.
Корнеев живет в Москве и Швеции. В Швеции осуществляется приверженность скульптора к работе в вечных материалах, на открытом воздухе, в природной среде, в величественном северном ландшафте. Созданные монументальные гранитные статуи устанавливаются в городских парках.
На протяжении ряда лет Корнеев постоянно участвует во многих московских, российских, международных выставках. Каждый год художник организует персональную выставку в России или Швеции. Одна из последних прошла летом 2015 года в шведском городе Тролльхеттан. В октябре того же года в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге открылась совместная скульптурная выставка Виктора Корнеева и Михаила Дронова.
Виктор Корнеев в Швеции. 2006. Фотография
Специально для выставки в Тролльхеттане и в соответствии с ее основным замыслом Корнеев создал много новых произведений, значительно расширивших его творческую палитру: «Европа» (2014), «Смотри, слушай, достигни», «Память», «Кактус», «Птицелов», «Весна», «Дождь», «Письмо», «Сюрреалистический натюрморт с шаром» (все - 2015).
Экспозиция в Тролльхеттане была развернута в бывшем фабричном корпусе конца XIX века, предназначенном для сборки паровозов. Два года назад корпус был переоборудован под городской выставочный зал. Как и все персональные выставки Корнеева, проект в Тролльхеттане - с продуманным решением, единой концепцией, оригинальным замыслом. В экспозиции большое значение имеет свободное пространство между скульптурами - паузы, цезуры, они создают атмосферу эмоциональной собранности, медитации. Каждая скульптура раскрывает свою палитру ассоциаций и органично дополняет единый художественный проект.
Главную идею выставки Виктор выразил в названии - «Молчание в природе человека» или «Молчание - вторая натура». Молчание - внешняя форма тишины. Речь о тишине (медитации) как форме духовной жизни, о росте человека и природы, об их взаимосвязи, о внутреннем звучании стихий.
Специально к открытию шведские композиторы Патрик Вингорд и Себастиан Ринг создали оригинальные музыкальные сочинения с участием духовых, струнных и электронных инструментов. Уникальность диалога искусств в том, что именно скульптурные произведения послужили источником вдохновения композиторов. Можно говорить об особом жанре музыки созерцания. Строй музыкальных тем (в соответствии с заветом китайского мудреца Лао-цзы) основан на плавных переходах от звучания к беззвучию. Подобно тому, как световой луч уходит в глубину ночного неба, звуковая волна возникает в пучине тишины. И далее - возвращение к началу, обретение покоя и безмолвия.
Для Корнеева образы видения, взгляда, звука и беззвучия особо значимы. В Тролльхеттане один из центральных объектов экспозиции - скульптура «Смотри, слушай, достигни» (гранит, 2015). На каменном основании выгравирована цитата из трактата «Дао Дэ Цзин» об истинной сущности зрения и слуха.
Скульптура решена как монументальный фрагмент. Именно прием фрагмента придает работе остроту, значимость и силу. Монументальная голова пророка - палец приложен к губам в знак молчания. Объем головы срезан выше глаз. Как в знаменитом фильме Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали «Андалузский пес», лицо выше глаз разделено надвое, срезан блок камня. Тем самым акцентированы грань, разрез, стыковка видимого и невидимого. Корнеев овеществляет идею двойственной природы человека, плоть и дух. Видимое - это то, что достигнуто. Невидимое - то, что предстоит открыть, это интуитивная причастность личности к беспредельной сфере явлений природы.
Голова «смотрящего» возвышается на высокой гранитной колонне, общая направленность выражает подъем, восхождение к тому таинственному, что следует достигнуть. И как маленький, дальний ориентир на пути, к стволу гранитной колонны прикреплен домик из белого мрамора.
Человек «смотрящий» - типаж с широким спектром ассоциаций. Возникают драматический сюжет, тревога от того, что взгляду поставлена преграда. В скульптуре «Взгляд в себя» (дерево, 2011) лицо мужчины заслонено деревянной плакеткой, маской. Это внушает беспокойство, тревогу, фигура ассоциируется с распятием. Но остается надежда, возможность освобождения. Герой внутренне концентрируется, мысленно находит яркую точку прорыва.
Герой скульптуры «Впередсмотрящий» (бронза, 2014) - африканец. Пол-лица заслоняет вертикальная диабазовая планка с замочной скважиной. Возникает парадокс - правый глаз смотрит свободно и открыто, поле левого глаза ограничено замочной скважиной. Не всегда мир открывается во всей полноте, не всегда реализуются замыслы, планы, надежды. Полувзгляд есть усечение жизненных возможностей.
Главный объект в творчестве Корнеева - антропоморфная фигура. Тела из гранита и бронзы, мрамора и дерева часто фрагментируются, усекаются, составляются из двух больших объемов, прорубаются кубическими сквозными окнами. Человек проницаем пространством, светом и звуком, тревогой и уверенностью, предчувствиями и воспоминаниями.
Корнеев в собственном стиле продолжает звездную серию Генри Мура - ландшафтные фигуры, составленные из монументальных фрагментов.
В Тролльхеттане зрительным центром экспозиции стала монументальная бронзовая статуя «Европа» (2014) - лежащая фигура длиной четыре и высотой два метра. Фигура составлена из двух больших фрагментов, внешний контур которых образует прямоугольник. Скульптура словно очерчена, срезана невидимой прямоугольной рамой. Антропоморфная форма усечена геометрической фигурой. Пластика пересекается с архитектурной графикой, многократно возрастают острота, экспрессия восприятия.
«Витрувианский человек» Леонардо помещен в центр круга и квадрата. Вся фигура целиком умещается внутри геометрических фигур. Это идеальное, центричное совмещение антропоморфности и геометрии. Европейский модернизм открыл иную геометрию - глубинные разрезы пространства, усечения, разрывы, дробление и повторы форм. Наиболее эффектно, объемно новая архитектоника проявилась в скульптуре.
В работе Корнеева «Живой» (2006) вертикальный срез гранитного торса ассоциируется с нерушимой опорой, защитной стеной. Торс символически объединяет пульс живого тела и бессмертие гранитного монумента, дыхание скульптурной формы и архитектурный канон.
Художник часто использует прямоугольные врезы, углубления в скульптурных объемах. Этот прием сообщает работе дополнительные смыслы. В скульптуре «Влюбленный» (гранит, 2006) в груди мужчины - квадратный врез и миниатюрная мраморная головка девушки. Малая деталь становится эмоциональным центром композиции.
Корнеев считает, что в скульптуре недосказанность, прочерк, свободное пространство не менее красноречивы и значимы, чем документально разработанные формы. Персонажам часто сопутствуют объекты, предметы, усиливающие, уплотняющие остроту характера.
В композиции «Память» (дерево, 2015) фигура совмещена с объектом. Пожилая дама сидит на прозрачном стеклянном кубе. Внутри куба - невесомые, скоробленные сухие листья, травы и цветы. В структуру листьев вплавлены светлые и грустные воспоминания. События прошедших лет, весна и осень, возрождение и угасание, убыль и прибавление часов дня и света. Прозрачный куб с цветами - метафора воспоминаний и СОКРОВЕННОЕ достояние героини. Ее лицо обращено к небу, во всей фигуре - ожидание и мольба, обращение к неведомым высшим силам. Психологическая документальность совмещена с документальностью предметного ансамбля.
Виктор остро чувствует характер персонажа. Характер акцентируется также благодаря контрасту портрета и предмета. Сопоставление может быть острым, пародийным. В композиции «Кактус» (дерево, 2015) - фигура обнаженной женщины в натуральную величину. Рядом обычные предметы - резной деревянный стул, декоративный кактус в кадке. Кактус - аллегорический атрибут новой «Флоры». Артистично передан характер модели - внешняя колючесть, независимость нрава. Характерные черты дополняет эффектная прическа. Волосы смоделированы из крашеных колючих опилок.
Скульптура «Инфанта» (бронза, 2014) была создана в дереве, через некоторое время переведена в бронзу, но и в другом материале с удивительной достоверностью проявилась фактура дерева. В «Инфанте» сплетен сложный узор ассоциаций, связанных с детской игрой, красным шнурком, заботой и свободой. В руках девочки - птичка в неволе, на красном шнурке. Чьи-то большие, сильные руки поддерживают, направляют маленькую принцессу. С малых лет царственная особа - в плену придворных правил, устава и регламента. С годами забота, опека и регламент могут изменить природой данные черты характера.
Людям доверен мир природы, и они сами к нему причастны. «Птицелов» (мрамор, бронза, 2015) не ловит птиц, понимает их язык, и птицы сами садятся к нему на плечи. Мир свободен от красного шнурка зависимости. Как в сказках и легендах, маленькие существа способны помочь человеку, выручить из беды. В композиции есть архитектурность и зрительные акценты. Сопоставлены быстрые, легкие птицы и массивная фигура сидящего человека.
Образ «Весны» (дерево, гранит, 2015) ассоциируется с расширением горизонта, мажорным настроем ярких предчувствий.
Солнечное облако, грозовое пространство, благодатный дождь. Столь эфемерные, ускользающие и божественные субстанции Корнеев передает легко и артистично. Контраст черного гранита и белого мрамора создает эффект невесомости, воздушности материи. В скульптуре «Дождь» (гранит, мрамор, 2015) рука прикасается к белому облаку, и в облаке появляются очертания женской фигуры.
Вертикальный взлет скульптуре придает черная гранитная колонна. По телу колонны прочерчены светлые штрихи - стрелы дождя. Здесь, как и во многих других скульптурах, художник передает чудо касания, прикосновения.
Повседневное и космическое, игра и тайна заключены в гранитных натюрмортах Корнеева. Это серия драматических новелл. По существу, натюрморты решены как символические композиции, отражающие грани жизненных коллизий. Таково скульптурное «Письмо» из царственного диабаза (2015). Собраны знаковые предметы. Светлый крапчатый конверт. Рука, сжимающая горящую факелом красную ткань. Из опрокинутой вазы изливается и заливает конверт темная густая субстанция, похожая на нефть. Недобрая весть, но вместе с тем возвышенное, драматическое переживание событий, емкий образ скульптурной неоклассики.
Каменные натюрморты кажутся уменьшенными копиями ландшафтных монументов. В них есть острое ощущение неустойчивости, ранимости, жертвенности мира, ассоциации с событиями, дальними и близкими. «Натюрморт с чашей» (гранит, 2001), «Натюрморт с арбузом» (гранит, 2001), «Натюрморт с грушей» (гранит, 2010).
Полированные, шероховатые, тонированные поверхности каменных пород идеально передают качества иных фактур, материй и материалов.
«Сюрреалистический натюрморт с шаром» (2015) - оригинальный пример скульптуры-обманки, сюрреалистического парадокса, игры масштабов. Необычно собрание предметов - невесомый игрушечный космонавт из белого мрамора, типовая тумбочка с приоткрытой дверцей, исполненная в граните. На тумбочке - массивная столешница, вмещающая обширный горный ландшафт с инопланетным шаром. ШАР превосходит масштабом отметки горных вершин. Придя в движение, он способен деформировать структуру ландшафта. Художник совместил натюрморт и пейзаж, тяготение и невесомость, документальность, вымысел, мистификацию.
Корнеев принадлежит к плеяде тех скульпторов, для которых значимо не только каждое отдельное произведение, но и развернутый в пространстве скульптурный ансамбль, сообщество контрастных объектов. Трудоемко создание работ в камне, но каждая экспозиция раскрывается как свободный эксперимент.
Гранит. 185 × 110 × 55. Установлена в городе Тролльхеттан, Швеция
Гранит, мрамор. 220 × 60 × 60
Мрамор. 50 × 25 × 25
Дерево. 145 × 65 × 45
Бронза. 200 × 400 × 140
Дерево, пластик. 130 × 50 × 55
Дерево. 200 × 140 × 180
Дерево. 95 × 46 × 50
Камень. 200 × 120 × 60. Остров Брач. Хорватия
Мрамор. 70 × 70 × 40
Бронза, гранит. 160 × 50 × 40
Мрамор, бронза. 90 × 120 × 60
Бронза, гранит. 75 × 40 × 35
Бронза, камень. 60 × 40 × 47
Бронза. 35 × 25 × 20
Мрамор, гранит. 70 × 40 × 50
Бронза. 65 × 25 × 25
Гранит. 40 × 50 × 60
Дерево, гранит. 300 × 140 × 175. Частная коллекция. Шиен. Норвегия
Гранит. 160 × 330 × 50
Гранит, мрамор. 160 × 50 × 40
Дерево. 145 × 200 × 35
Дерево. 75 × 50 × 38
Дерево, гранит. 220 × 65 × 50