Чаша судьбы Валерия Малолеткова

Елена Носкова

Рубрика: 
ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА
Номер журнала: 
#1 2016 (50)

Известный мастер современного декоративного искусства народный художник РФ, действительный член Российской академии художеств, профессор Валерий Александрович Малолетков недавно отметил свой юбилей. Путь Валерия Малолеткова в искусстве начался с работы в молодежной группе по керамике на Экспериментальном творческо-производственном комбинате «Воронцово». Страстное желание молодого художника открыть новые средства художественной выразительности, освоить различные материалы и техники декора, выявить объемно-пространственные, пластические, конструктивные и цветовые возможности глины объединяло его творчество с исканиями московских художников В. Космачева, В. Петрова, Л. Сошинской, Т. Ган и С. Мальяна.

Первые керамические произведения Валерия Малолеткова были выполнены из неглазурованного фарфора (бисквита) и шамотной глины. Уже в рельефе «Моцарт» (1973) художник отходит от традиционных приемов лепки. Свободно экспериментируя с шамотом, он максимально использует пластические и структурные качества материала для передачи трепетного состояния музыканта, глубины и пространства композиции.

Фарфоровые рельефы, пласты и объемно-пространственные произведения 70-х годов («Хоккеисты», «В парке», «Восточный базар», «Студент») отличаются лаконичностью художественных средств, безупречным чувством композиции, тонкой эстетикой.

Более всего мастера волнуют в искусстве не узкоцеховые задачи, а проблемы формообразования, требующие постоянного поиска новых путей в искусстве и высокого исполнительского мастерства. Произведения Малолеткова вызывают разнообразные и совершенно неожиданные ассоциации. Его работы охватывают огромный диапазон тем: мифологические, религиозные, исторические, литературные и бытовые сюжеты в них воплощены языком полихромной пластики, обогащенной духовным напряжением, символикой и метафорами.

Одним из примеров могут служить объемные эскизы для интерьеров московского ЦУМа (1986), в которых В. Малолетков отразил историю русского костюма. К сожалению, этот проект не был осуществлен, однако затем художник воплотил ее в большой серии керамических произведений «Творцы духа». В нее вошли скульптурные композиции, посвященные выдающимся личностям России - А. Пушкину, Н. Гоголю, С. Есенину, М. Цветаевой, А. Ахматовой и В. Татлину. В каждой из работ портретное сходство и психологическое состояние изображенного органично соединяются с пластическими и конструктивными качествами полихромной керамики.

Синтез различных материалов (керамики и текстиля) автор использует в объемно-пространственной композиции «Поэт и Муза» (1994), такое необычное решение подчеркивает трагический характер взаимоотношений русского поэта С. Есенина и американской танцовщицы А. Дункан. В этой работе мастер умело избегает литературности сюжета и делает акцент на образном решении и выявлении пластических и цветовых качеств керамики.

Монументальные произведения «Марина Цветаева» и «Анна Ахматова» (1991, ГТГ) стали органичным развитием архитектурного замысла художника для интерьера ЦУМа. Автор передает в образах этих великих женщин-поэтов Серебряного века внутреннее напряжение и силу духа, а символически связанные крылья подчеркивают трагедию их жизненного пути.

Каждое произведение Валерия Малолеткова наполнено аллюзиями и символическими смыслами. Так, его работа «А.С. Пушкин» (1998) повествует о последнем периоде жизни великого русского поэта и коварной интриге, итогом которой стала его дуэль с Ж. Дантесом. Образ поэта отличает точная портретная моделировка. Интересно и композиционное решение: голова поэта расположена на плоскости рельефа, а цилиндр украшен изображением игральных карт. Слева в образе дамы пик - Идалия Полетика, в высшем свете ее называли «Мадам Интрига». В червонном валете легко угадывается роковой соперник поэта - Дантес. Игральные карты расположены в различных комбинациях, отражающих сложный жизненный «пасьянс» и трагическую предопределенность Судьбы поэта. Минимальными художественными средствами В. Малолетков раскрывает тему карточной игры в жизни Пушкина, который не раз ставил на кон свои литературные шедевры.

Художник развивает затронувшие его темы и сюжеты на протяжении всего творческого пути, каждый раз воплощая их в новой интерпретации. Примером служат композиции «Владимир Татлин» и «Вечный Гоголь» (обе - 2015). Стремление мастера к выявлению конструктивно-пластических свойств фаянса отличает произведение «Вечный Гоголь», в котором цельность объема дополнена характерными, точно найденными в масштабе деталями. Каждый элемент композиции, обогащенный аллегориями и символическими знаками, несет скрытый подтекст. Поднимающаяся вверх лестница отражает творческую эволюцию гениального писателя и напоминает о предсмертных словах Н.В. Гоголя: «Лестницу! Поскорее, давай лестницу!..». Устремленное к небу перо символизирует созидательную миссию писателя, а единственное крыло - потерю вдохновения и творческого полета.

Духовную драму Н.В. Гоголя, его отказ от творчества в последние годы жизни автор стремится выразить и композиционно, и колористически. Образ покровителя странников Николая Чудотворца венчает композицию, вызывая ассоциацию с именем великого писателя. Монументальное звучание художественного образа подчеркивает серебристо-серый колорит произведения, дополненный тонкой графической росписью фигуры св. Николая. Конструктивно-смысловое напряжение художник усиливает, разрабатывая оборотную сторону произведения: он делит композицию на разные по характеру части, создавая цельный, но при этом полный внутреннего надлома образ писателя.

Прием формального деления произведения на разные по смыслу части особенно характерен для работ мастера в настоящее время. Объемно-пространственные композиции Валерия Малолеткова требуют кругового обзора, ведь каждый его образ наделен сюжетной многослойностью и несет философский подтекст. Примером служит скульптурная композиция «Петр I» (2014), имеющая оригинальное решение. Суровый образ российского императора-реформатора автор дополняет куртуазным изображением Екатерины I, которую зритель замечает лишь при круговом обзоре произведения. Декор платья императрицы обогащает геральдическая рельефная брошь с изображением двуглавого орла, подчеркивая важную роль жены Петра Великого в его начинаниях.

Разноплановые части произведения автор объединяет сидящими в лодке фигурами Екатерины I и Виллима Монса. Ощущение двойственности проявляется в символике лодки - она символизирует и семейные узы царственных особ, и переход из одного мира в другой. Известно, что за любовную связь с Екатериной I Виллим Монс был публично казнен в 1724 году.

Валерия Малолеткова всегда волновала трагическая судьба выдающихся личностей, оставивших глубокий след в мировой культуре. По убеждению художника, «в нынешний период великих потрясений, нестабильности и смуты они незримо помогают каждому мыслящему и неравнодушному человеку обрести внутреннюю гармонию, уверенность и душевное равновесие». Примером служит рельеф «Джон Леннон» (1984): в нем оригинальная трактовка портрета трагически погибшего композитора и певца легендарной английской группы «The Beatles» органично соединяется с объемным шрифтовым изображением названия группы.

В скульптурной композиции «Саломея» (2015) мастер не только передает характер персонажа, но и существенно меняет сложившиеся представления о его художественном образе. Хорошо известны произведения, созданные на эту тему мастерами прошлого. Валерий Малолетков по-новому раскрывает образ Саломеи, он передает раскаяние и скорбь от содеянного по ее прихоти преступления. Лаконичными средствами мастер выражает драматизм сюжета; пластический язык композиции здесь органично дополняет графическое изображение усеченной головы Иоанна Крестителя. Использование графики подчеркивает монументальный характер скульптурной формы.

Давний интерес мастера к истокам христианства нашел отражение в работе «Странствие Апостола Фомы» (1998), повествующей о последних годах жизни апостола в Индии, где, проповедуя христианство, он принял мученическую смерть. С помощью лаконичного языка пластики и тонкого живописного колорита мастер достигает убедительности художественного образа. Изображение священного в индийской культуре быка придает работе глубокое философское звучание.

В произведении «Россия» (2015) с помощью метафор, символов и аллегорий автор создает убедительные образы, символизирующие разрушение традиционных устоев в нашей культуре и жизни. В работах «Несущая крыло», «Поклонение», «Стойка», «Эмансипация» все - 2014 года). В. Малолетков размышляет о бытовых и духовных ценностях, о насущных сегодня проблемах Добра и Зла.

Особыми стилистическими находками отмечена композиция «Дорога в никуда» (2014). Эту работу отличают цельность восприятия, лаконизм формы, новое прочтение цветовых и структурных возможностей глины. Условный язык пластики и насыщенный цвет позволили мастеру создать качественно новое в своем творчестве произведение (почти абстрактный символ, знак), в котором соединились яркая самобытность, артистизм и легкая ирония.

Сегодня Валерий Малолетков много экспериментирует в скульптурной пластике, выполненной из фаянса, использует метод шликерного литья для получения тонкостенных фаянсовых отливок, добиваясь лаконичности и изысканности форм.

Постоянное стремление к расширению творческой палитры недавно привело В. Малолеткова к созданию скульптурных произведений из бронзы («Идущая», «Идущий» и «Сидящая»; все - 2015). И неважно, какой материал использует автор для материализации своих идей - они всегда воплощаются с высоким мастерством и изящным артистизмом.

Кроме создания уникальных выставочных произведений Малолетков давно и успешно работает в области монументального искусства. Среди архитектурных произведений художника нужно отметить рельеф «Музыка» (1977). Эта тема очень близка мастеру и не только потому, что он вырос в музыкальной среде (его мама была пианисткой), но и благодаря врожденной музыкальности, чувству импровизации и ритма, которые являются неотъемлемой частью его многогранного творчества.

Среди монументальных произведений мастера - горельефы для гостиницы «Москва» (Сочи), рельефы для Дворца культуры «БРАЗ» (Братск), кафе «Молодежное», объемно-пространственная композиция для Посольства Республики Куба, декоративные маски для фасада Театра-студии киноактера, произведения для Государственного литературного музея Л.Н. Толстого (все - Москва), композиции для Дворца российской науки и культуры (Берлин, Германия) и компании «Метон-Этеп» (Афины, Греция)...

Самой грандиозной монументальной работой В. Малолеткова, исполненной в содружестве с А. Белашовым, М. Митуричем, М. Фаворской, А. Пологовой, О. Малышевой, Ю. Черновым, В. Дувидовым и другими, стали композиции для интерьеров Палеонтологического музея РАН в Москве (архитекторы Ю. Платонов и В. Коган). В многоярусном пространстве вводного зала музея художник создал настенные рельефы «Морские лилии» и «Рождение моря» (1983), центром последнего стал символ подводной палеонтологии - керамическая раковина (аммонит). Она расположена в середине пятиметрового круга, состоящего из движущихся по спирали природных протоформ, дополненных огромными крыльями, раскинутыми в разные стороны. Этот масштабный проект вошел в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейшее произведение монументальной керамики ХХ века.

Мастер также активно работает в графике (линогравюра «Три торговца. Москва», офорт «Камера»; обе работы - 1967), художественной фотографии, литературе и теории искусства, оставаясь новатором в каждом из этих видов творчества. Интерес к судьбам выдающихся личностей нашел отражение в графических сериях: «Жизнь А.С. Пушкина» (2005), «Флорентийский изгнанник» (2006), «М. Врубель и Н. Забела» (2009), в которых соединились точность портретных характеристик и глубокое постижение внутреннего мира изображаемых героев.

Рисунок всегда был для В. Малолеткова не только средством для реализации новых замыслов, отражением первоначального импульса, но и самостоятельным видом творчества. Его первоначальные эскизы-идеи также можно считать художественными произведениями, раскрывающими авторское мировоззрение.

Валерий никогда не расстается с дорожным альбомом и карандашом; он рисует всегда и везде. Пытливость художественной натуры и обилие новых эмоциональных впечатлений требуют от мастера немедленного графического воплощения. «Рисование стало постоянной жизненной потребностью, словно незримая пуповина, оно связывает меня с окружающим миром, не позволяет превратиться в занудного концептуалиста, создающего мертворожденные плоды и страдающего неизлечимым нарциссизмом. С годами рисование превратилось для меня в своеобразную графическую исповедь. Оно помогает вырабатывать ясность мировоззрения, не позволяет заблудиться в дебрях искусства и незаметно скатиться в бездуховную пустоту. Рисунок постоянно питает стремление к художественной правде, которая для меня гораздо выше правды житейской», - утверждает мастер.

Валерий Малолетков с успехом использует фотокамеру не только для фиксации ярких жизненных впечатлений, которые в дальнейшем могут найти воплощение в различных материалах и техниках. Фотопроизведения художника также отличают высокие профессиональные качества и авторский почерк.

Глубокие знания и жизненный опыт Валерий с успехом реализует в исследованиях по теории искусства и в литературном творчестве. Из-под его пера вышли увлекательные книги: «Между Востоком и Западом» (М., 2003), «Рисунки из дневника» (М., 2005), «Мгновения жизни» (М., 2005), «Мозаика памяти» (М., 2013).

К вернисажу юбилейной выставки в Российской академии художеств (январь - февраль 2015, Москва) увидела свет его внушительная монография «Чаша судьбы» (М., 2015). Впервые в отечественном искусствознании В. Малолетков издает фундаментальное исследование «Современная керамика мира» (М., 2010) - своеобразную антологию развития мировой художественной керамики последней трети ХХ - начала XXI века.

Свой богатый профессиональный опыт художник также реализует в педагогике; по сей день в качестве профессора он успешно преподает композицию в Московской художественно-промышленной академии имени С.Г Строганова. Но главным делом его жизни по-прежнему остается служение Искусству и творческая независимость. Как и прежде, художнику сегодня невероятно сложно обрести собственную индивидуальность, сохраняя при этом верность своим идеалам и убеждениям. Валерию Малолеткову это удалось, и лучшим подтверждением сказанного стала масштабная персональная выставка в Российской академии художеств.

Говоря о творчестве Мастера, невольно вспоминаешь слова известного писателя А. Камю: «Величие искусства и состоит в этой вечной напряженной раздвоенности между красотой и страданием, любовью к людям и страстью к творчеству, мукой одиночества и раздражением от толпы, бунтом и согласием ... На гребне хребта, по которому идет вперед большой художник, каждый шаг - приключение, величайший риск. В этом риске, однако, и только в нем заключается свобода искусства».

Вернуться назад

Иллюстрации

Анна Ахматова и Данте Алигьери. 2003
Анна Ахматова и Данте Алигьери. 2003
Керамика, роспись. 125 × 50 × 35. Собрание Н. Елесиной, Москва
А.С. Пушкин. 1998
А.С. Пушкин. 1998
Керамика, роспись. 60 × 45 × 15. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Марина Цветаева. 1991
Марина Цветаева. 1991
Керамика, роспись. 120 × 45 × 42. ГТГ
Джон Леннон. 1984
Джон Леннон. 1984
Керамика, роспись.120 × 85 × 15 Пермская картинная галерея
Поэт и муза (2). 1994
Поэт и муза (2). 1994
Керамика, роспись.105 × 120 × 70. Российская академия художеств
Князь П. Багратион. 2014
Князь П. Багратион. 2014
Фаянс, роспись. 75 × 40 × 35. Собственность художника
Россия. 2015
Россия. 2015
Фаянс, роспись. 58 × 70 × 35. Собственность художника
Анна Ахматова. 1991
Анна Ахматова. 1991
Керамика, роспись. 120 × 45 × 45. ГТГ
Огонь Олимпа. 1979
Огонь Олимпа. 1979
Керамика, роспись. 55 × 50 × 40. Союз художников России
Переселение душ (2). 1998
Переселение душ (2). 1998
Керамика, роспись. 70 × 100 × 50. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Москва
Эмансипация. 2014
Эмансипация. 2014
Фаянс, роспись. 75 × 40 × 30. Белгородский государственный художественный музей
Поклонение. 2014
Поклонение. 2014
Фаянс, роспись. 65 × 32 × 20. Белгородский государственный художественный музей
Вечный Гоголь. 2015
Вечный Гоголь. 2015
Фаянс, роспись. 85 × 40 × 30. Дом Н.В. Гоголя – мемориальный музей и научная библиотека, Москва
Победа. 2015
Победа. 2015
Фаянс, роспись. 58 × 40 × 30. Коллекция Е. Ястребова, Москва
Петр I и Екатерина. 2014
Петр I и Екатерина. 2014
Фаянс, роспись. 75 × 40 × 30. Российская академия художеств
Художник и философ (3). 1985
Художник и философ (3). 1985
Керамика, роспись. 75 × 140 × 50. Тульский областной художественный музей
Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play