Первый музей изобразительного искусства в России
ИДЕЯ УЧРЕЖДЕНИЯ В РОССИИ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ ПРИНАДЛЕЖАЛА ПЕТРУ I. С ПОЯВЛЕНИЕМ НОВОЙ СТОЛИЦЫ ВОЗНИКЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ОСВОЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ НОРМ ЖИЗНИ И КУЛЬТУРЫ, А НАЧАВШЕЕСЯ МАСШТАБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ПОТРЕБОВАЛО КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ АРХИТЕКТОРОВ И ЖИВОПИСЦЕВ. ВЫПИСАННЫХ ИЗ ЕВРОПЫ МАСТЕРОВ СТАЛО НЕ ХВАТАТЬ, И ТОГДА ПОЯВИЛАСЬ РИСОВАЛЬНАЯ ШКОЛА ПРИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТИПОГРАФИИ, КОТОРУЮ ПЕТР ВЕЛИКИЙ НАЗЫВАЛ АКАДЕМИЕЙ. НО В ЕГО ЗАМЫСЛЫ ВХОДИЛО УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЗАВЕДЕНИЯ, ГДЕ БЫ ПРЕПОДАВАЛИ ИСКУССТВА, НАУКИ И РЕМЕСЛА.
В 1724 году император подписал указ «о академии, в которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Так было положено начало «социетету художеств и наук», но открытие произошло уже при Екатерине I. Несмотря на то, что в 1747 году Академия наук переименовывается в Академию наук и художеств, основное внимание в ней по-прежнему уделялось гравюре. Лишь при дочери Петра I, императрице Елизавете, считавшей, что «ваяние и живопись услаждают любовь, утешают горесть, делают бессмертными добродетель и дарования, возбуждают к соревнованию»1, стараниями Ивана Ивановича Шувалова в 1757 году в Санкт-Петербурге была открыта Академия художеств, в которой обучали живописи, скульптуре, архитектуре и гравюре.
Музей Академии художеств - старейшее художественное собрание Санкт-Петербурга и первый в России публичный музей. Возникший почти одновременно с самой Академией, он с самого начала имел целью воспитание будущих художников на совершенных образцах искусства. основой собрания стала коллекция Шувалова, переданная им в 1758 году, в составе которой было около ста картин, рисунков и гравюр европейских мастеров. В наши дни от нее в самом музее осталось лишь одно произведение - картина венецианского мастера А. Челести «Избиение младенцев».
При императрице Елизавете «трех знатнейших искусств Академия» являлась отделением при Московском университете, из числа его студентов были набраны сорок учеников. Устав, штаты и привилегию императорская Академия художеств получила при следующей правительнице, Екатерине II, в 1764 году. Оригинал устава, выполненный на пергаменте и собственноручно подписанный монархиней, сейчас хранится в фондах. Над его созданием работала группа художников и мастеров под руководством живописца Г.И. Козлова. Этот документ является интереснейшим образцом искусства того времени. 1764 год оказался значимым еще и потому, что на набережной невы, на участке между 3-й и 4-й линиями, по проекту французского архитектора Ж.-Б. Валлен Деламотта началось строительство каменного здания Академии. Выдержанное в стиле раннего классицизма, оно возводилось с перерывами вплоть по 1788 год. Интерьеры парадной анфилады оформлялись уже в начале следующего столетия. Президентом Академии вместо И.И. Шувалова, попавшего в немилость и вынужденного отправиться за границу, назначен опытный царедворец и поклонник идей французских просветителей И.И. Бецкой, основавший при Академии воспитательное училище, просуществовавшее до 1797 года. Изменился принцип набора учеников. Пяти и шестилетние мальчики, дети ремесленников, мелких служащих и солдат, попадая в училище, постигали основы живописи, скульптуры, архитектуры, гравирования. Но помимо «высокого искусства», они осваивали секреты прикладного - медальерного, ювелирного, часового - мастерства, литья, слесарного и столярного искусства; их учили пению, музыке и танцам. Полный курс занимал 15 лет, в течение которых воспитанник не имел права встречаться с семьей. Жили дети в самой Академии. Основной задачей училища президент Бецкой считал создание «новой породы людей, свободных от недостатков общества», поэтому важнейшим предметом было воспитание. Ученики, не проявившие особого таланта к живописи или скульптуре, могли тут же, в Академии, найти себя в каком-нибудь художественном ремесле. При содействии Бецкого был открыт театр, где спектаклями руководил актер Я. Шумский, а играли и делали декорации сами воспитанники. Постановки пользовались популярностью даже у придворных - так, балет «Рассвещение бывшего хаоса», данный на Масленице 1778 года, собрал множество великосветских зрителей. Помимо пьес древнегреческих авторов, в репертуаре была и классика европейских писателей. Часто устраивались иллюминации - так, рождение будущего императора Александра I было ознаменовано «общими господ художников трудами на Неве пред Академией и по 3-й линии великолепной иллюминацией с аллегорическими транспарантами».
В 1786 году при Академии была открыта литейная мастерская, в которой отливали статуи для дворцов и пригородных резиденций. В период с 1770 по 1786 год на средства Бецкого в Академии обучались десять воспитанников. В это время продолжала пополняться коллекция Музея - в 1765 году из Царского села «для пользы учеников» поступило более сорока произведений придворного живописца И.-Ф. Гроота, руководившего в Академии классом «зверей и птиц»2. Сейчас в музее остались лишь два полотна - «Черный волк, терзающий дикого гуся» и копия с оригинала Ф. Снайдерса «Птичий концерт». Сам Иван Иванович Бецкой завещал Академии «два шкафа с гравированными антиками, весьма древними, и с редкими слепками изображений различных исторических лиц, сделанных по преимуществу французскими художниками».
Воспитанников окружали произведения искусства - картины можно было видеть не только в музее и на выставках, но и в аудиториях. Копирование работ «старых мастеров» входило в программу, по ним изучали колорит и композицию. Академисты свободно пользовались и богатой библиотекой, где тогда хранились рисунки и гравюры (даже выдававшиеся на руки), роскошно иллюстрированные издания по искусству. В числе первых поступлений были картины и рисунки, привезенные в Россию иностранными преподавателями. Этим Академия художеств была обязана своему куратору И.И. Шувалову, при составлении условий контрактов с педагогами и в Регламенте он предусмотрел пополнение собрания таким образом.
Помимо предназначенных для Академии императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной II произведений, переданных из Зимнего дворца, Ораниенбаума, Петергофа, музейную коллекцию пополнили полотна из частных собраний: в начале 1830-х годов поступили картины из собрания графа Г.В. Орлова и князя Е. Сапеги, а в 1836 году - часть картинной галереи графа В.В. Мусина-Пушкина-Брюса, переданной Академии художеств по повелению Николая I.
Значение, которое придавалось развитию Императорской Академии художеств монархами, побуждало богатых вельмож и иностранных художников стремиться быть избранными в число ее почетных членов. После избрания требовалось прислать свой портрет. так сформировалась коллекция изображений президентов, профессоров и почетных членов, украшавшая стены Зала Совета. Часть ее сохранилась до сих пор, но многие портреты в 1920-1930-е годы попали в Эрмитаж и Русский музей. Среди первых почетных любителей и почетных членов были великий князь Павел Петрович, графы А.С. Строганов, Г.Г. Орлов, А.П. Шувалов, а также Н.И. Панин, князь А.М. Голицын. Деятельность Никиты Акинфиевича Демидова, избранного почетным членом Академии художеств в 1774 году, служит наглядным примером добрых дел для отечественного искусства. В 1771 году представитель одного из богатейших семейств промышленников «...для поощрения обучающегося в сей академии юношества к вящим успехам... » прислал тысячу рублей. На проценты с нее ежегодно выплачивалась премия тем воспитанникам, кто отличился в изучении механики. В 1773 году по его заказу во Флоренции была снята алебастровая копия с восточных дверей баптистерия (скульптор Л. Гиберти), доставленная в Академию. Установленные для публичного обозрения двери позднее были разобраны для изготовления с них бронзовой копии для северных дверей Казанского собора в Санкт-Петербурге. В наше время дар Демидова украшает Рафаэлевский зал.
Все президенты в большей или меньшей степени способствовали развитию Академии художеств. Граф А.И. Мусин-Пушкин, сменивший Бецкого, пожертвовал свои средства на поощрение лучших работ членов Академии, представляемых ко дню ее ежегодного открытия «для всенародного обозрения», происходившего в июле. Дипломат, археолог, большой знаток античности и автор научных и литературных исследований по истории Древней Греции граф М.-Г.-Ф.-О. Шуазель-Гуфье, бежавший в Россию от французской революции, был назначен Павлом I директором Публичной библиотеки и президентом Академии художеств. По его инициативе в 1798 году учрежден класс бесплатного рисования «для вольноприходящих людей всякого звания».
С начала XIX века Академия художеств занималась «проектами украшения столицы и городов» России, утверждая все проекты «памятников славы отечественной». Следующий ее президент граф А.С. Строганов, меценат и владелец одной из лучших художественных галерей, возглавлял строительную комиссию по сооружению Казанского собора в Санкт-Петербурге. Он проявил особую заботу о том, чтобы этот храм, построенный по проекту А.Н. Воронихина, строился и украшался непременно русскими мастерами. Для учеников архитектурного класса строительство послужило прекрасной школой практических занятий. Скульптурное и живописное оформление выполнялось художниками академического круга. Для становления еще молодой национальной художественной школы это было очень важно. Вклад графа Александра Сергеевича Строганова трудно переоценить - он расширил преподавание научных предметов, назначал из собственных средств пособия ученикам. В его дворце на Невском проспекте они имели возможность изучать и копировать выдающиеся произведения искусства, которые граф собрал за время своих заграничных путешествий. Будучи высокообразованным человеком, граф Александр Сергеевич покровительствовал поэтам, писателям, композиторам - Г.Р. Державину, И.Ф. Богдановичу, Д.С. Бортнянскому. Последний в 1805 году подарил Академии две картины, до сих пор находящиеся в собрании и включенные в постоянную экспозицию «Академический музеум». Это «Брак Александра Македонского с Роксаной» (копия неизвестного художника с оригинала ученика школы Рафаэля, находящегося в галерее Боргезе в Риме)3 и «Альдобрандинская свадьба» (копия с фрески неизвестного римского мастера I в. до н.э., находящейся в Библиотеке Ватикана)4.
Художественные вкусы президента А.Н. Оленина, знатока античности и эпохи возрождения, сформировались в Германии. Оленин увлекался археологией, занимался гравированием, изучал основы медальерного дела и собирал памятники древности. Назначенный в 1811 году директором Императорской Публичной библиотеки, он во многом способствовал ее официальному открытию «на общую пользу». На его вечерах собирались художники В.Л. Боровиковский, представители семьи Брюлловых, А.Г. Венецианов, А.Г. Варнек, С.И. Гальберг, Ф.И. Иордан, О.А. Кипренский, И.И. Теребенев, И.П. Мартос. Особняк в столице и усадьба Приютино служили излюбленным местом встреч поэтов и писателей Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Н.И. Гнедича, К.Н. Батюшкова. Под руководством Алексея Николаевича велись археологические изыскания Ф.Г. Солнцева, шла подготовка к изданию «Древностей Российского государства». Оленин был автором ряда трудов, в том числе «Краткого исторического сведения о состоянии Императорской Академии художеств с 1764 по 1829 год». Рачительный хозяин, он налаживал хозяйственное устройство; строительные работы шли как внутри самой Академии (по проекту А.А. Михайлова на территории музея возведена чугунная лестница, оформленная живописными панно и горельефами), так и на прилегающей территории. В академическом саду по проекту того же зодчего началось возведение «Античного портика». С конца 1820-х годов под руководством архитектора К.А. Тона велись работы по окончанию отделки парадных интерьеров Академии, в Античных галереях разместилась коллекция слепков с древнегреческой скульптуры. Перед Академией по проекту К.А. Тона была сооружена гранитная набережная и установлены сфинксы, вывезенные из Египта. Алексей Николаевич возродил музыкально-танцевальные вечера и театральные представления, на которых часто присутствовали баснописец И.А. Крылов, поэты Н.И. Гнедич и К.Н. Батюшков.
Деятельность Оленина в основном пришлась на николаевскую эпоху. Именно император Николай Павлович ввел новый принцип назначения президентов Академии - ими могли стать исключительно члены царской семьи. Первым был назначен герцог Максимилиан Лейхтенбергский, супруг любимой дочери царя Марии, возглавлявший Академию с 1843 по 1852 год. При нем в Академии было открыто Мозаичное заведение, появились Московская художественная школа, частные рисовальные школы в Саранске, Варшаве и Киеве, которым Академия всячески покровительствовала и помогала учебными пособиями. Герцогу принадлежала идея, нашедшая осуществление в 1851 году, организация в Академии первой в истории России выставки произведений из частных собраний. Помимо Строгановых, Мусиных-Пушкиных, Шуваловых, Лобановых-Ростовских и Шереметевых, в ней участвовали не только крупные коллекционеры (О. Монферран, Ф.И. Прянишников и другие), но и представители самых разных социальных слоев, приглашенные посредством объявлений в газетах принять участие в «Художественной выставке редких вещей, принадлежащих частным лицам...». Было отобрано более тысячи экспонатов, разместившихся в Первой и второй Античных галереях (ныне - Тициановский и Рафаэлевский залы музея), в Большой и Малой библиотеках (позднее перестроенных); а также в залах «по циркулю» (в анфиладе залов вдоль круглого двора). Устроителям этой уникальной выставки удалось сосредоточить в Академии живописные произведения европейских школ XVII и XVIII веков, русской живописи XVIII и XIX столетий, а также рисунки, декоративно-прикладное искусство, интересные образцы оружия, гравюры (среди которых были и работы учеников гравировального класса Академии). Выставка, несомненно, имела большое значение для петербургской публики, познакомив ее с работами высокого художественного уровня из не доступных для обозрения частных коллекций. однако гораздо более значимой она была для академических воспитанников. Великая княгиня Мария Николаевна, сменившая супруга на посту президента Академии, в 1861 году устроила выставку редких художественных произведений из императорских дворцов и частных собраний, продолжив этим благородную идею герцога Лейхтенбергского (владельца прекрасной фамильной картинной галереи). Обе выставки носили благотворительный характер: если первая была организована в целях содействия обществу посещения бедных, то средства, вырученные от продажи произведений с выставки 1861 года, были направлены на строительство приюта для «недостаточных» учеников Академии.
Ценнейшим пополнением музея стала коллекция графа Н.А. Кушелева-Безбородко, завещанная им Академии в 1862 году. В ее составе было 466 картин и 29 скульптур. Выполняя его волю, часть собрания, придав ему статус публичной галереи, экспонировали отдельно в залах второго этажа по 3-й линии, сообщавшихся с Музеем живописи через Голубой зал. Помимо шедевров «старых мастеров» - таких картин, как «Поклонение волхвов» П. Брейгеля старшего, «Бобовый король» («Король пьет») Я. Йорданса, «Христос в терновом венце» («се человек») П.П. Рубенса, наиболее интересной оказалась современная живопись французских мастеров: Э. Делакруа, Ж.-Ф. Милле, Г. Курбе, Ж.-Б.-К. Коро, Т. Руссо, К. Тройона. О ее роли для будущих художников писали В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, К.А. Коровин, А.А. Рылов и А.Н. Бенуа. Именно последний, прекрасно понимая всю ее художественную и историческую ценность, будучи заведующим Картинной галереей Эрмитажа, в 1918 году распорядился передать коллекцию Эрмитажу, нарушив тем самым волю владельца, специально подарившего свое собрание именно музею при высшем художественном учебном заведении. Сейчас в Музее Академии художеств находится лишь небольшое количество второстепенных работ в основном неизвестных авторов.
Практически с первых же лет существования Академии художеств одной из самых главных задач стало формирование собрания, позволяющего проследить все этапы развития русской художественной школы. Так как все ведущие русские художники получили образование именно в петербургской Академии художеств, собрание со временем пополнилось лучшими учебными рисунками, этюдами, эскизами и программами, пенсионерскими копиями с оригиналов работ представителей европейских школ и собственными картинами, скульптурами, рисунками, а также творческими работами мастеров академического круга - А. П. Лосенко, С.Ф. Щедрина, Г.И. Козлова, Г.И. Угрюмова, Ф.И. Шубина, П.И. Соколова, М.И. Козловского, И.П. Мартоса, И.П. Прокофьева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Г.И. Семирадского и других. Поступали и произведения иностранных художников - почетных членов и преподававших живописцев: французов Л.-Ж. Ле Лоррена, Ж.-Ф. Лагрене, Ж.-Л. Монье, итальянца С. Торелли. Превосходные листы Ж.-Б. Греза были куплены у автора И.И. Бецким. Постепенно и в классах: натурном (этюдном), акварельном, манекенном, классе композиции - собрались целые коллекции лучших учебных работ, отмеченных советом профессоров высокими оценками, медалями и назначенными «в оригиналы» как образцы для последующих поколений учеников. В конце XIX века все учебные коллекции из аудиторий, а также галерея портретов из Зала Совета были переданы в Музей.
До 1917 года академическое художественное собрание делилось на несколько музеев - в литературе встречается разделение на музей живописи, Кушелевскую галерею, музей скульптуры, состоявший из оригиналов, копий и слепков, расположенных в основном на 1-м этаже «по циркулю». Основание ему было положено поступлением античных скульптур и слепков, приобретенных И.И. Шуваловым по распоряжению Екатерины II в Греции и Италии специально для Академии. Вместе с произведениями Э.-М. Фальконе, А.-М. Колло и даром автора «Медного всадника», который привез в Петербург копии с произведений европейской скульптуры XVII-XVIII столетий, они составили ядро коллекции. В XVIII веке адмирал Г.А. Спиридонов подарил мраморные статуи, головы и рельефы, вывезенные им с греческих островов во время русско-турецкой войны. В начале XIX века скульптурный отдел расширился за счет произведений Б.-К. Растрелли и коллекции кавалера А.Ф. Фарсетти, состоявшей из гипсовых и мраморных статуй, бюстов, моделей скульптур, терракотовых барельефов и форм выдающихся итальянских ваятелей эпохи барокко и возрождения - Микеланджело, Дж.Л. Бернини, А. Альгарди, Ф. Модерати. Несмотря на то, что в 1920-1930-е годы большинство экспонатов было передано в Эрмитаж, в музее осталось небольшое количество гипсов и терракот («боцетти»). К концу XIX века в составе музея скульптуры находились произведения египетских, ассирийских, греческих и римских ваятелей, пластика мастеров возрождения и барокко. Русская скульптура XVIII и XIX веков была расставлена в вестибюле 2-го этажа, «по циркулю» и в смежных с ним залах (от работ первого руководителя класса скульптуры Н.-Ф. Жилле и его учеников Ф.И. Шубина, И.П. Прокофьева, М.И. Козловского до Г.Р. Залемана и В.А. Беклемишева).
Собрание архитектурных чертежей и моделей, являющееся и сейчас одним из лучших в России, начало складываться также в XVIII веке. Основой его послужил альбом французского мастера Ж.-Ф. Блонделя, проектировавшего здание Академии художеств для Москвы. Позднее прибавились лучшие проекты выпускников Академии и ее пенсионеров (И.В. Неелова, В.И. Баженова, И.Е. Старова и других), а также чертежи руководителей класса (Ж.-Б. Валлен Деламотта, А.Ф. Кокоринова, Ж. Тома де Томона). Проектная деревянная модель здания Академии художеств, выполненная группой резчиков под наблюдением А.Ф. Кокоринова, поступила в 1766 году; через двадцать лет - модель Смольного монастыря, возведенного по проекту Ф.-Б. Растрелли (с неосуществленной колокольней). В годы президентства А.С. Строганова в 1800 году Академии были пожалованы архитектурные модели из Императорского Эрмитажа. В числе поступивших оказались тридцать четыре пробковые модели античных построек, выполненные итальянцем А. Кики и другими мастерами по заказу Екатерины II для ее маленьких внуков Александра и Константина, изучавших по ним историю Древней Греции и Рима. Собрание пополнили модели различных построек Санкт-Петербурга: Михайловского замка В. Бренны, Биржи на Васильевском острове Тома де Томона, Исаакиевского собора А. Ринальди и Исаакиевского собора О. Монферрана.
Модели часто перемещали в связи с выставками. Судя по старинной гравюре, в первой трети XIX века значительная их часть размещалась на хорах 3-го этажа. В 1910 году возникла идея создать «музей старой Академии художеств». В новом музее, открытие которого хотели приурочить к празднованию 150-летнего юбилея (точкой отсчета являлось принятие устава, штатов и привилегии в 1764 году), предполагалось показать картины шуваловской коллекции, портреты деятелей Академии, гобелены, дарованные Александром II, оригинал первого Устава, мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, проектные модели здания Академии и Античного портика. Под экспозицию отвели залы первого этажа слева от центральных дверей до 4-й линии, освободившиеся от профессорских квартир. К сожалению, музей создан не был, однако помещения, выходящие окнами на набережную невы и составляющие левую часть фасада от главного входа, были отданы музею. В этих нижних залах развернулась часть экспозиции «Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности», устроенной в 1911 году обществом архитекторов-художников. Членами комитета выставки (под председательством А.Н. Бенуа) были известный коллекционер князь В.Н. Аргутинский-Долгоруков, профессор архитектуры Л.Н. Бенуа, историк искусства барон Н.Н. Врангель, знаток Петербурга В.Я. Курбатов, художник М.В. Добужинский и другие деятели искусства.
С коллекцией связаны модели и слепки с фрагментов архитектуры испанского загородного дворца Альгамбра, исполненные по рисункам и реставрациям академика П.К. Нотбека. Они представляют собой собрание образцов мавританского стиля XIII-XIV веков, состоящее из орнаментов, слепков отдельных фрагментов украшений окон и арок, гипсовых моделей реставрированных частей Альгамбры. Архитекторы К.К. Рахау и К.К. Кольман продолжили реставрационную работу в Испании, выполнив в Гранаде рисунки и чертежи, приобретенные Академией и посланные в 1866 году в Париж на всемирную выставку. «Альгамбра», занимавшая отдельное небольшое помещение, примыкавшее к архитектурному классу, и сейчас является частью музея.
При Академии существовал Мюнц-кабинет - собрание медалей и монет. Греческие, римские, византийские, европейские и русские медали и монеты, их факсимильные имитации, гальванопластические снимки с редких медальонов служили хорошим пособием для изучения медальерного искусства. Отдельной коллекцией являлся ныне не существующий «Музей костюмов и предметов для писания nature morte», начало которому положил президент А.Н. Оленин (с 1899 года именовался «собранием костюмов Императорской Академии художеств»).
Длительное время музей и Академия художеств как учебное заведение были единым целым, лишь постепенно была осознана необходимость особого музейного хранения произведений искусства, чему первоначально уделялось мало внимания. Рисунки, гравюры, архитектурные чертежи и проекты хранились в библиотеке, какой-то период времени даже выдавались на руки. До 1860-х годов музей и библиотека имели одного хранителя, что пагубно сказывалось на сохранности произведений. В архивных документах неоднократно встречаются упоминания о списании «пришедших в ветхость картин», о пропаже живописных полотен и рисунков.
Годовые отчетные выставки и впоследствии весенние выставки, на которых экспонировались работы воспитанников и пенсионеров, а вместе с ними - художников, конкурировавших на получение званий академика и профессора, привлекали массу публики, широко обсуждались в обществе. Академию посещали не только императорская фамилия, иностранные короли, принцы и государственные деятели России и Европы, но и известные писатели, поэты - среди них К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский. Со второй половины XIX века на академических выставках можно было ознакомиться и с немногочисленными поначалу работами как прославленных, так и еще не признанных европейских мастеров. Значительно расширилась и тематика экспозиций, особенно в начале XX столетия. Помимо уже упоминавшейся «Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности», стоит отметить выставки «Ломоносов и Елизаветинское время» и к 300-летию дома Романовых, на которую часть экспонатов прислали из Германии.
Академия художеств всегда гордилась своим собранием. Экспонаты ее музея, к концу XIX века ставшего одним из самых крупных в стране, неизменно включались в состав всемирных и международных выставок, всероссийских художественно-промышленных экспозиций, а также передвижных академических выставок. Патронируя художественные школы и музеи в различных городах империи, Академия художеств не только закупала для них произведения со столичных выставок, но и отдавала на правах временного пользования картины, рисунки, скульптуры, являвшиеся частью ее собственной коллекции. В 1897 году Императорская Академия художеств передала свои функции музея русского искусства новому учреждению, образованному при ее непосредственном участии, - Русскому музею императора Александра III. В бывший Михайловский дворец из Академии поступили шедевры отечественной живописи и скульптуры, более ста произведений прославленных мастеров, среди которых были работы Ф.Я. Алексеева, П.И. Соколова, А.Г. Венецианова, М.Н. Воробьева, О.А. Кипренского, И.К. Айвазовского, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Н.Н. Ге, И.Е. Репина, Ф.И. Шубина.
В истории Академии художеств открылась новая страница - она не только продолжила, но и увеличила поддержку художественных школ в различных городах империи, поощряя открытие при них музеев и библиотек, отсылая в Ригу, Вильно, Саратов, Одессу, Харьков и другие города методические пособия, щедро делясь живописными работами как русских, так и западноевропейских мастеров. А стены академического музея украсили произведения современных художников, закупавшиеся Академией художеств на столичных выставках.
- Описание санкт-Петербурга и уездных городов с.-Петербургской губернии. Часть вторая / [сочинения] Ивана Пушкарева. СПб., 1839. С. 245.
- Музей Академии художеств. Страницы истории. 1758-1990-е. СПб., 2009. С. 17.
- 3Канон красоты по Рафаэлю // Эпоха Рафаэля и русская художественная школа: Каталог выставки. СПб., 2008. С. 36.
- Путь к мастерству. Европейское и русское искусство XV - начала XX века. СПб., 2007. С. 250-251.