Единое счастье – работа

Александр Рожин

Рубрика: 
ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА
Номер журнала: 
#1 2009 (22)

Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Н.В. Гоголь

Творчество одного из самых ярких мастеров отечественной скульптуры Анатолия Андреевича Бичукова является примером духовного подвижничества, бескорыстного служения искусству, идеалам добра и красоты. Еще в годы учебы в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова он заявил о себе как о личности незаурядной и творчески одержимой и на протяжении полувека честно оправдывает высокое призвание своим талантом и целеустремленностью.

Ученик блестящего скульптора, опытного, чуткого педагога и интеллектуала Матвея Генриховича Манизера, Бичуков постигал таинства мастерства, профессиональной культуры, приобщался к великим традициям русской и мировой пластики. Достойный преемник знаменитых наставников, он вошел в большое искусство сложившимся художником, обладающим собственным образным видением и безукоризненно владеющим ремеслом ваятеля. Вскоре после окончания института скульптор начал активно участвовать во всех значительных выставках — московских, республиканских, всесоюзных. Его работы сразу же обратили на себя внимание зрителей, коллег по творческому цеху и критиков высокой культурой исполнения, глубиной образных решений и неподдельной искренностью.

Молодой мастер в равной мере владел различными материалами: лепил в глине и гипсе, рубил в граните и мраморе, работал с металлом, медью и бронзой, демонстрируя универсальное умение и вдохновенный талант. Удивляли широта содержательного диапазона его творчества, художественная убедительность и историческая достоверность станковых и монументальных произведений. Анатолий Бичуков быстро вошел в число лидеров отечественной скульптуры; его имя стоит в одном ряду с такими признанными мастерами, как П.И. Бондаренко, И.М. Рукавишников, Ю.Г. Орехов, М.Ф. Бабурин, Д.Б. Рябичев... Бичуков получал заказы от государственных и общественных организаций, участвовал в конкурсах на создание памятников и мемориальных ансамблей в разных городах страны, скульптуры мастера приобретали Союз художников СССР, Министерство культуры СССР, музеи.

Высокий профессионализм, талант, принципиальность определили его положение и авторитет в творческой среде, заметное место в отечественном искусстве конца 1960-х — начала 1970-х годов. Работы скульптора отличают масштабность, глубина художественных идей, истинный патриотизм, преклонение перед духовным величием и нравственным подвигом своего народа. В 1974 году он стал руководителем Студии художников при МВД СССР (ныне она носит имя выдающегося русского баталиста В.В. Верещагина). Анатолий Бичуков заслуженно получил вердикт доверия, благодаря творческому и организаторскому дару, человеческим качествам. Многообразное и самобытное искусство большого мастера, органичное понимание правды жизни и искусства, одухотворенность и верность традициям — за всем этим стоит яркая личность художника-патриота.

Уже в первых своих работах Бичуков достиг удивительной гармонии, виртуозной пластики и эмоциональной глубины. Живое движение формы, выразительность лепки, композиционной структуры, светотеневой моделировки объема передают все богатство замысла автора, его особое представление о характере модели. Эти качества присущи и портретам, и многофигурным сюжетным скульптурам мастера, искренне проникающегося жизнью своих героев, чувствующего сопричастность их судьбам. Ему свойственен историзм решения художественного образа в контексте определенной эпохи. Лирическое и героическое сопрягаются в творчестве Бичукова, расширяя представления и впечатления о реалистической достоверности в передаче сложного и противоречивого окружающего нас мира.

Природа наделила художника редким даром видеть больше, чувствовать острее то, что сокрыто временем. И эта удивительная способность открывать и предвосхищать прослеживается на всем творческом пути Анатолия Андреевича — неутомимого труженика, натуры пытливой и незаурядной, вдохновенной и талантливой. Обращаясь к конкретным произведениям, отметим те черты и качества, которые являются слагаемыми системы работы художника, его творческого метода. Среди наиболее значительных образов, созданных еще в 1960-е годы, — бронзовая мемориальная композиция «Жертвам репрессий 30-х годов» и гранитный памятник поэту Борису Корнилову, установленные в городе Семенове Горьковской (ныне Нижегородской) области (обе работы — 1968); вырубленные из мрамора фигура Сергея Есенина (1964) и бюст «Юность» (1965); «Женский портрет в бронзе» (1967). В них есть и композиционная логика, и психологизм, и историческая достоверность. Вместе с тем каждая работа обладает неповторимыми достоинствами, собственной архитектоникой, содержательной наполненностью. Драматическое и героическое прошлое перекликается в них с лирической трактовкой персонажей 1960-х — времени общественного подъема и веры в будущее. Неслучайно, независимо от темы или сюжета, конкретного образа современника или исторической личности, лейтмотивом творчества Бичукова с юных лет стала поэзия Есенина. Строки из его стихотворения 1925 года словно определяют всю полноту чувств, переживаемых художником: «Принимаю — приди и явись, / Все явись, в чем есть боль и отрада...» Еще пронзительнее звучат слова из другого стихотворения: «Знать, у всех у нас такая участь, / И, пожалуй, всякого спроси — / Радуясь, свирепствуя и мучась, /Хорошо живется на Руси». Они служат нравственным камертоном, определяющим поэтику образного строя лучших скульптурных произведений, созданных Анатолием Бичуковым.

Художник разносторонний, он относится к фактам и событиям истории и современности, к их действующим лицам, героям и обыкновенным людям с равным интересом. Настоящее для него является продолжением прошлого, историей народного духа, в которой ничто не исчезает бесследно, а передается из поколения в поколение. Это важнейшая составляющая искусства Анатолия Бичукова — автора эпических, монументальных, героико-драматических и камерных, лирических образов.

В ряду знаковых мемориальных произведений скульптора — памятник «Летчикам — героям гражданской авиации, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов» во Внуково (1984), памятник «Благодарная Россия — солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга», установленный в Москве на Трубной площади (1995); бронзовый монумент А.А. Пластову в Ульяновске — на родине выдающегося русского живописца (2002); бюст И.Н. Кожедуба в Зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве (2001); монумент Г.К. Жукову в Одинцово (2001); памятники А.С. Пушкину в Алма-Ате и Сантьяго, воздвигнутые в 1999 году к юбилею гения русской словесности, и, конечно, памятники любимому поэту С.А. Есенину на Тверском бульваре в Москве (1995) и в селе Константиново под Рязанью (2007).

Особое место в творчестве мастера занимают произведения, выполненные по государственному заказу в 2002 году для Овального зала Большого Кремлевского дворца: отлитые в полный рост в бронзе образы самодержцев Петра I, Екатерины II, Николая I и Александра II. Эти монументальные произведения — олицетворение российской государственности, дань уважения историческим деяниям властителей судеб Отечества. В Екатериниском зале установлены выполненные Бичуковым аллегорические фигуры «Россия» и «Правосудие».

В статье упомянута лишь малая часть созданного замечательным художником, приверженцем академической школы реалистического искусства. Безусловно, круг его творческих интересов и произведений значительно шире: это и портреты, и многофигурные композиции, и мемориальные доски, и крупные ансамбли, и превосходная графика. Нельзя обойти вниманием общественную и педагогическую деятельность Анатолия Бичукова: он является вице-президентом Российской академии художеств, ректором МГАХИ имени В.И. Сурикова, на протяжении 35 лет возглавляет Студию художников имени В.В. Верещагина МВД России. Им воспитана целая плеяда скульпторов, он постоянно заботится о молодом поколении, будущем отечественной культуры.

Самоотверженный труд, искусство большого мастера, педагога-наставника, общественного деятеля получили заслуженную оценку: Анатолий Андреевич Бичуков — народный художник России, академик, лауреат многих национальных и международных премий. А главное — его творчество обрело всеобщее признание, стало для него смыслом всей жизни.

Иллюстрации

Памятник Сергею Есенину. 1988
Памятник Сергею Есенину. 1988
Мрамор. Калининград
Анатолий Андреевич Бичуков
Анатолий Андреевич Бичуков
Святой Георгий. 1995
Святой Георгий. 1995
Бронза. Высота 42
Защитникам Земли Российской. 1995
Защитникам Земли Российской. 1995
Бронза, гранит. Москва
Портрет девушки с косой. 1993
Портрет девушки с косой. 1993
Бронза. Высота 50
Женский портрет. 1990
Женский портрет. 1990
Мрамор. Высота 48
Памятник Сергею Есенину. 1995
Памятник Сергею Есенину. 1995
Бронза, гранит. Москва
Чукотский мужчина. 1990
Чукотский мужчина. 1990
Камень. Высота 35
Портрет художника В. Жданова. 1968
Портрет художника В. Жданова. 1968
Бронза. Высота 46
Портрет Ольги. 1972
Портрет Ольги. 1972
Бронза. Высота 47
Лежащая. 1996
Лежащая. 1996
Мрамор. 20 × 55 × 16

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play