Портрет незабываемого времени

Татьяна Зуйкова, Ольга Романова

Рубрика: 
НАСЛЕДИЕ
Номер журнала: 
#1 2007 (14)

К 100-летию со дня рождения Екатерины Федоровны Белашовой (1906-1972) в декабре 2006 года в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу отделом скульптуры ХХ века была организована экспозиция ее произведений из фондов ГТГ и собрания семьи. На творческом вечере по случаю юбилея выступили известные деятели культуры, многие из которых были учениками Белашовой.

Екатерина Федоровна была личностью - большой, мудрой, сильной, доброй и нежной. В ней уживались и художник и государственный деятель, искренний друг и человек с детски чистым восприятием мира. По ее словам, «жизнь фантастична, надо только приподнять занавес трезвого смысла, и она предстанет перед тобой. В своей фантастичности жизнь более реальна и правдива...»

Родилась Екатерина Алексеева-Белашова в Санкт-Петербурге 2 декабря (19 ноября) 1906 года. Отец ее, Федор Алексеев, служил некоторое время в доме профессора Военно-медицинской академии, коллекционера Сергея Сергеевича Боткина (1857-1910), который был женат на дочери П.М. Третьякова Александре Павловне. В их доме семья Алексеевых и проживала на первом этаже. В детстве Екатерина Белашова частенько играла на чердаке маленькими скульптурами П.П. Трубецкого. Тогда она впервые ощутила живую пластику формы. Впоследствии, когда ее отправили в село Тырковы-Торошковичи Новгородской области в школу-интернат, Екатерина какое-то время была няней и для своих подопечных шила тряпичных кукол и лепила глиняные игрушки. В школе у Белашовой проявились удивительные способности к математике, но когда она услышала о ленинградском Художественно-промышленном техникуме, то поступила туда в 1924 году, и главным в ее жизни стала скульптура. Затем она училась в ленинградском ВХУТЕИНе (1926-1932) у Р.Р. Баха, В.В. Лишева, В.Л. Симонова, А.Т. Матвеева. Будучи аспиранткой у Матвеева в Институте пролетарских искусств в Ленинграде, она в 1933 году переехала в Москву, где помогала своему учителю, став его ассистентом в Студии повышения квалификации скульпторов имени Н.А. Андреева. В 1942-1952 годах Е.Ф. Белашова преподавала в Московском институте прикладного и декоративного искусства, а в 1952-1965 годах являлась профессором Московского высшего художественно-промышленного училища.

Екатерина Белашова считала своими учителями как Александра Терентьевича Матвеева, так и Анну Семеновну Голубкину, творчество которой глубоко повлияло на нее.

1930-е годы - пора активных творческих поисков молодого скульптора. В довоенный период определялись основные темы. О своем герое Белашова говорит, что он «приходит из жизни, если художник пристально всматривается в жизнь, ему не придется искать героя - он всегда будет рядом».

В одной из творческих поездок Екатерина познакомилась с выпускником московского ВХУТЕМАСа скульптором Михаилом Белашовым, за которого вышла замуж. В дальнейшем они вместе активно участвовали в разных конкурсах на проекты памятников: В.И. Чапаеву (1930), Т.Г. Шевченко (1930-1931), летчикам В.С. Хользунову (1940) и А.К. Серову (1941). В них Белашова предложила оригинальное пространственное решение. В проекте памятника Т.Г. Шевченко (для первого Международного конкурса в Киеве 1930-1931 гг.) интересна идея конструкции из натянутых железных канатов, которые подобно струнам музыкального инструмента должны были звучать от порывов ветра. В этом сказывалась романтически приподнятое настроение эпохи.

Из довоенных проектов памятников Екатерины Белашовой был осуществлен лишь один - Герою Советского Союза летчику В.С. Хользунову в Сталинграде, прямо перед войной, в 1940 году. С ним связана совершенно невероятная история. Памятник выжил благодаря тому, от чего должен был бы погибнуть, пережив бомбежку при одном из вражеских налетов на город. Первая бомба оставила громадную воронку рядом с постаментом, ударной волной от второй - его свалило в эту же яму, а благодаря третьей бомбе воронку засыпало землей. Так, памятник был «похоронен» и тем самым спасен во время войны. Были полностью утрачены рельефы постамента. Екатерина Федоровна впоследствии их восстановила. Можно сказать, что памятник восстал из земли, как феникс из пепла.

В ее произведениях звучит тема человека, движимого стремлением к высокой цели. Скульптор создала образ активного героя, современника, способного к действию. Годы спустя Екатерина Белашова определила серию своих работ емким названием «О человеке, изменяющем мир». Она и сама была такой все годы: работала в мастерской ежедневно, никогда не позволяя душевной лени одержать над собой верх.

1941 год. Война. В этот год погиб под Смоленском муж, ушедший добровольцем на фронт. Белашова с сыном осталась одна. И творчество спасало, помогало пережить тяжелую утрату. Ее герой теперь «Боец» (1942; фигура в рост, дошедшая до нас в варианте 1957 г). В произведениях того периода сохраняется органичная простота, отсутствует надуманность и позерство. В 1943 году родилась «Непокоренная». В какой-то степени это автопортрет. В нем предстает хрупкая, не сломленная тяжелейшими утратами женщина; вместе с тем все в ней протестует против войны и ужаса смерти. Екатерина Белашова собрала всю свою волю с желанием выстоять и жить дальше. Ее произведения всегда были созвучны эпохе. Поэтому «Непокоренная» становится образом, в котором мы остро ощущаем военное время. Для Белашовой «личность художника неотделима от его произведений, а искусство всегда обращено к сердцу человека, делая яснее его разум». В 1944 году она создала «Портрет старика», которого называли «русским Сократом», и «Партизана».

Уже в 1942-1943 годах у художника возник творческий замысел многофигурной композиции «Памяти жертв фашизма», которая включала бы образы военного времени.

По представлению Екатерины Федоровны, в лесу должна быть сооружена овальная балюстрада с пятью фигурами. На площадке, в центре, на простом пьедестале - двухфигурная группа «Человеколюбие». В 1945-1946 годах, развивая эту идею, Белашова создала еще два произведения, которые должны были располагаться на концах полукружия балюстрады, - «Скорбь» и «Утро». Таким образом, вся композиция «Памяти жертв фашизма» должна была включать «Скорбь», «Бойца», «Партизана», «Непокоренную», «Утро» и группу «Человеколюбие».

Большое место в творческой судьбе Е.Ф. Белашовой занимает А.С. Пушкин. «Я, наверное, заболела Пушкиным навсегда...» - написала она С.С. Гейченко. В 1950-х годах появилась серия «Пушкиниана». Начиная совместный труд с архитектором В.Л. Воскресенским, Екатерина Федоровна обратилась к нему: «Давайте работать так, как всегда говорила Голубкина, от восторга, а не от озабоченности». Ее любовь к Пушкину была не только умозрительной. Е.Ф. Белашова уделяла много времени и сил Музею А.С. Пушкина в Москве.

Работая над проектом памятника Фредерику Шопену и над его портретами, Екатерина Белашова в одном из писем 1970-х годов отмечала, что «Шопен, так же как и Пушкин, был счастлив и трагичен одновременно. Он всегда был подлинным, и в счастье и в страдании. Подлинность переживаний, а не рассуждения по поводу - основа искусства. У художника есть внутреннее видение, когда создаваемый образ возникает в твоем воображении. У музыканта в творческом создании есть внутреннее слушание, когда он слушает и слышит., таким возник в моем воображении Шопен».

Еще в конце войны появилась «Лежащая девочка» (1947) и с ней чувство безмятежного покоя: «.через сердце раскрываются разуму наиболее глубокие, тонкие стороны жизни человека, природы». Екатерина Белашова давала своим скульптурам имена. Не портрет Оли, а Оля (Зина, Шурка, Анна, Лида). «Оля» (1961), по-семейному преданию, считается автопортретом из детства.

В 1950-1960-е годы художник находился словно во власти внутреннего созерцания, о чем свидетельствуют такие ее работы, как «Мечтание» (1957), в которой состояние человека сопоставимо с состояниями природы, и «Рассвет» (1966) - именно этот момент был особенным для Екатерины Белашовой, «когда ничего в голову не идет, кроме счастья утра».

Многие ее скульптуры были созданы будто специально для пленэра. Екатерина Федоровна всегда мечтала о парке, в котором скульптура естественным образом сочеталась бы с окружающей природой.

На пригласительном билете к одному из юбилеев Е.Ф. Белашовой была воспроизведена фотография, на которой юбиляр стоит на берегу реки в ставшей знаменитой «белашовской позе». И для нас словно звучит ее голос: «Говорят о молодости и старости в искусстве, о молодых и старых. Но я бы сказала, что не совсем понимаю, кто старый, кто молодой и когда художник становится старым. Каждый настоящий артист молод до конца своей жизни».

Она любила общаться, умела слушать, была прекрасным, эрудированным собеседником и в самой разной аудитории умела вести и поддержать разговор на любые темы. В ней сочетались радость жизни с радостью творчества.

«Какое я сегодня видела утро, - и говорила она. - Я посижу немного и пойду в мастерскую. Сегодня я хочу работать». Она закрывала дверь - никто не должен был мешать.

С 1957 года Екатерина Федоровна Белашова вошла в состав правления Союза художников СССР в 1968 году на III съезде художников ее избрали председателем правления. Она приняла эстафету у Сергея Васильевича Герасимова, будучи долгие годы первым секретарем, а после его смерти - и.о. председателя.

Екатерина Белашова - разносторонне одаренный человек. Так, она любила создавать кукол и наряжать их, сама шила для них одежду. После работы в мастерской она садилась за машинку и вдохновенно творила. Когда она поняла, что жить ей осталось недолго, то собрала три чемодана и сказала, что здесь самые дорогие для нее предметы. В одном из них были письма - А.Т. Матвеева, С.Т. Коненкова... В другом - куклы.

Екатерина Белашова часто произносила навсегда запомнившиеся ей слова из письма Коненкова: «Каждый день должен приносить радость. Помните и радуйтесь каждому прожитому дню».

Организаторы выставки и вечера выражают благодарность сыну Е.Ф. Белашовой - скульптору А.М. Белашову за помощь и поддержку, искусствоведам, бывшим референтами-председателями творческих секций СХ СССР А.Г. Зуйковой, О.И. Порхайло, В.А. Рыжовой, которые поделились не только живыми воспоминаниями, но и личными архивами, а также отделу информационных систем и технологий ГТГ в частности ГС. Чернусской, за помощь в подготовке слайд-фильма по произведениям Е.Ф. Белашовой и фотоматериалам о жизни и творчестве большого мастера. Особая признательность - искусствоведу Н.А. Володиной, которая передала в дар ГТГ альбом уникальных фотографий и материалов о жизни и творчестве Е.Ф. Белашовой, собранный оргсекретарем СХ СССР В.И. Володиным, и написанные им воспоминания о скульпторе.

Иллюстрации

Евдокия Львовна Алексеева – мама Екатерины Белашовой. Фото 1912 г.
Евдокия Львовна Алексеева – мама Екатерины Белашовой. Фото 1912 г.
Федор Алексеевич Алексеев – отец Екатерины Белашовой – у портрета С.С. Боткина (1906. Скульптор П.П. Трубецкой) в доме коллекционера в Санкт-Петербурге. Фото 1912 г.
Федор Алексеевич Алексеев – отец Екатерины Белашовой – у портрета С.С. Боткина (1906. Скульптор П.П. Трубецкой) в доме коллекционера в Санкт-Петербурге. Фото 1912 г.
Екатерина БЕЛАШОВА. Порmреm Фредерика Шопена. 1969
Екатерина БЕЛАШОВА. Порmреm Фредерика Шопена. 1969
Бронза
Екатерина Белашова у студенческой работы. ВХУТЕИН. Фото 1926 г.
Екатерина Белашова у студенческой работы. ВХУТЕИН. Фото 1926 г.
Екатерина и Михаил БЕЛАШОВЫ. Проект памятника Т.Г.Шевченко в Киеве. 1930–1931 гг.
Екатерина и Михаил БЕЛАШОВЫ. Проект памятника Т.Г.Шевченко в Киеве. 1930–1931 гг.
Работа над оформлением демонстрации в Ленинграде студентами профессора А.Т. Матвеева. Екатерина Белашова слева на<br />
первом плане. Фото 1929 г.
Работа над оформлением демонстрации в Ленинграде студентами профессора А.Т. Матвеева. Екатерина Белашова слева на первом плане. Фото 1929 г.
На первом плане профессор А.Т. Матвеев (слева), студентка Екатерина Белашова (справа). Фото 1928 г.
На первом плане профессор А.Т. Матвеев (слева), студентка Екатерина Белашова (справа). Фото 1928 г.
Екатерина Белашова работает над моделью памятника Герою Советского Союза летчику А.Г. Серову. Фото 1941 г.
Екатерина Белашова работает над моделью памятника Герою Советского Союза летчику А.Г. Серову. Фото 1941 г.
В мастерской у проекта памятника А.С. Пушкину для Михайловского. Фото 1958 г.
В мастерской у проекта памятника А.С. Пушкину для Михайловского
Слева направо: В.Б. Шелов, неизвестный, Е.Ф. Белашова и сын А.М. Белашов. Фото 1958 г.
Екатерина БЕЛАШОВА. Непокоренная. 1943
Екатерина БЕЛАШОВА. Непокоренная. 1943
Бронза. ГТГ
На первом плане С.Т. Коненков и Е.Ф. Белашова. Фото 1960-х гг.
На первом плане С.Т. Коненков и Е.Ф. Белашова. Фото 1960-х гг.
Екатерина Белашова с латышским живописцем Борисом Берзинем в Болгарии. Фото 1966 г.
Екатерина Белашова с латышским живописцем Борисом Берзинем в Болгарии. Фото 1966 г.
Юбилей Е.Ф. Белашовой в залах Академии художеств в Москве
Юбилей Е.Ф. Белашовой в залах Академии художеств в Москве. Справа – Т.Т. Салахов
Екатерина Белашова в узнаваемой «белашовской позе». Фото 1965 г.
Екатерина Белашова в узнаваемой «белашовской позе». Фото 1965 г.
Екатерина БЕЛАШОВА. Рассвеm. 1966
Екатерина БЕЛАШОВА. Рассвеm. 1966
Мрамор. Собственность семьи

Вернуться назад

Теги:

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play