Портрет незабываемого времени
К 100-летию со дня рождения Екатерины Федоровны Белашовой (1906-1972) в декабре 2006 года в залах Третьяковской галереи на Крымском Валу отделом скульптуры ХХ века была организована экспозиция ее произведений из фондов ГТГ и собрания семьи. На творческом вечере по случаю юбилея выступили известные деятели культуры, многие из которых были учениками Белашовой.
Екатерина Федоровна была личностью - большой, мудрой, сильной, доброй и нежной. В ней уживались и художник и государственный деятель, искренний друг и человек с детски чистым восприятием мира. По ее словам, «жизнь фантастична, надо только приподнять занавес трезвого смысла, и она предстанет перед тобой. В своей фантастичности жизнь более реальна и правдива...»
Родилась Екатерина Алексеева-Белашова в Санкт-Петербурге 2 декабря (19 ноября) 1906 года. Отец ее, Федор Алексеев, служил некоторое время в доме профессора Военно-медицинской академии, коллекционера Сергея Сергеевича Боткина (1857-1910), который был женат на дочери П.М. Третьякова Александре Павловне. В их доме семья Алексеевых и проживала на первом этаже. В детстве Екатерина Белашова частенько играла на чердаке маленькими скульптурами П.П. Трубецкого. Тогда она впервые ощутила живую пластику формы. Впоследствии, когда ее отправили в село Тырковы-Торошковичи Новгородской области в школу-интернат, Екатерина какое-то время была няней и для своих подопечных шила тряпичных кукол и лепила глиняные игрушки. В школе у Белашовой проявились удивительные способности к математике, но когда она услышала о ленинградском Художественно-промышленном техникуме, то поступила туда в 1924 году, и главным в ее жизни стала скульптура. Затем она училась в ленинградском ВХУТЕИНе (1926-1932) у Р.Р. Баха, В.В. Лишева, В.Л. Симонова, А.Т. Матвеева. Будучи аспиранткой у Матвеева в Институте пролетарских искусств в Ленинграде, она в 1933 году переехала в Москву, где помогала своему учителю, став его ассистентом в Студии повышения квалификации скульпторов имени Н.А. Андреева. В 1942-1952 годах Е.Ф. Белашова преподавала в Московском институте прикладного и декоративного искусства, а в 1952-1965 годах являлась профессором Московского высшего художественно-промышленного училища.
Екатерина Белашова считала своими учителями как Александра Терентьевича Матвеева, так и Анну Семеновну Голубкину, творчество которой глубоко повлияло на нее.
1930-е годы - пора активных творческих поисков молодого скульптора. В довоенный период определялись основные темы. О своем герое Белашова говорит, что он «приходит из жизни, если художник пристально всматривается в жизнь, ему не придется искать героя - он всегда будет рядом».
В одной из творческих поездок Екатерина познакомилась с выпускником московского ВХУТЕМАСа скульптором Михаилом Белашовым, за которого вышла замуж. В дальнейшем они вместе активно участвовали в разных конкурсах на проекты памятников: В.И. Чапаеву (1930), Т.Г. Шевченко (1930-1931), летчикам В.С. Хользунову (1940) и А.К. Серову (1941). В них Белашова предложила оригинальное пространственное решение. В проекте памятника Т.Г. Шевченко (для первого Международного конкурса в Киеве 1930-1931 гг.) интересна идея конструкции из натянутых железных канатов, которые подобно струнам музыкального инструмента должны были звучать от порывов ветра. В этом сказывалась романтически приподнятое настроение эпохи.
Из довоенных проектов памятников Екатерины Белашовой был осуществлен лишь один - Герою Советского Союза летчику В.С. Хользунову в Сталинграде, прямо перед войной, в 1940 году. С ним связана совершенно невероятная история. Памятник выжил благодаря тому, от чего должен был бы погибнуть, пережив бомбежку при одном из вражеских налетов на город. Первая бомба оставила громадную воронку рядом с постаментом, ударной волной от второй - его свалило в эту же яму, а благодаря третьей бомбе воронку засыпало землей. Так, памятник был «похоронен» и тем самым спасен во время войны. Были полностью утрачены рельефы постамента. Екатерина Федоровна впоследствии их восстановила. Можно сказать, что памятник восстал из земли, как феникс из пепла.
В ее произведениях звучит тема человека, движимого стремлением к высокой цели. Скульптор создала образ активного героя, современника, способного к действию. Годы спустя Екатерина Белашова определила серию своих работ емким названием «О человеке, изменяющем мир». Она и сама была такой все годы: работала в мастерской ежедневно, никогда не позволяя душевной лени одержать над собой верх.
1941 год. Война. В этот год погиб под Смоленском муж, ушедший добровольцем на фронт. Белашова с сыном осталась одна. И творчество спасало, помогало пережить тяжелую утрату. Ее герой теперь «Боец» (1942; фигура в рост, дошедшая до нас в варианте 1957 г). В произведениях того периода сохраняется органичная простота, отсутствует надуманность и позерство. В 1943 году родилась «Непокоренная». В какой-то степени это автопортрет. В нем предстает хрупкая, не сломленная тяжелейшими утратами женщина; вместе с тем все в ней протестует против войны и ужаса смерти. Екатерина Белашова собрала всю свою волю с желанием выстоять и жить дальше. Ее произведения всегда были созвучны эпохе. Поэтому «Непокоренная» становится образом, в котором мы остро ощущаем военное время. Для Белашовой «личность художника неотделима от его произведений, а искусство всегда обращено к сердцу человека, делая яснее его разум». В 1944 году она создала «Портрет старика», которого называли «русским Сократом», и «Партизана».
Уже в 1942-1943 годах у художника возник творческий замысел многофигурной композиции «Памяти жертв фашизма», которая включала бы образы военного времени.
По представлению Екатерины Федоровны, в лесу должна быть сооружена овальная балюстрада с пятью фигурами. На площадке, в центре, на простом пьедестале - двухфигурная группа «Человеколюбие». В 1945-1946 годах, развивая эту идею, Белашова создала еще два произведения, которые должны были располагаться на концах полукружия балюстрады, - «Скорбь» и «Утро». Таким образом, вся композиция «Памяти жертв фашизма» должна была включать «Скорбь», «Бойца», «Партизана», «Непокоренную», «Утро» и группу «Человеколюбие».
Большое место в творческой судьбе Е.Ф. Белашовой занимает А.С. Пушкин. «Я, наверное, заболела Пушкиным навсегда...» - написала она С.С. Гейченко. В 1950-х годах появилась серия «Пушкиниана». Начиная совместный труд с архитектором В.Л. Воскресенским, Екатерина Федоровна обратилась к нему: «Давайте работать так, как всегда говорила Голубкина, от восторга, а не от озабоченности». Ее любовь к Пушкину была не только умозрительной. Е.Ф. Белашова уделяла много времени и сил Музею А.С. Пушкина в Москве.
Работая над проектом памятника Фредерику Шопену и над его портретами, Екатерина Белашова в одном из писем 1970-х годов отмечала, что «Шопен, так же как и Пушкин, был счастлив и трагичен одновременно. Он всегда был подлинным, и в счастье и в страдании. Подлинность переживаний, а не рассуждения по поводу - основа искусства. У художника есть внутреннее видение, когда создаваемый образ возникает в твоем воображении. У музыканта в творческом создании есть внутреннее слушание, когда он слушает и слышит., таким возник в моем воображении Шопен».
Еще в конце войны появилась «Лежащая девочка» (1947) и с ней чувство безмятежного покоя: «.через сердце раскрываются разуму наиболее глубокие, тонкие стороны жизни человека, природы». Екатерина Белашова давала своим скульптурам имена. Не портрет Оли, а Оля (Зина, Шурка, Анна, Лида). «Оля» (1961), по-семейному преданию, считается автопортретом из детства.
В 1950-1960-е годы художник находился словно во власти внутреннего созерцания, о чем свидетельствуют такие ее работы, как «Мечтание» (1957), в которой состояние человека сопоставимо с состояниями природы, и «Рассвет» (1966) - именно этот момент был особенным для Екатерины Белашовой, «когда ничего в голову не идет, кроме счастья утра».
Многие ее скульптуры были созданы будто специально для пленэра. Екатерина Федоровна всегда мечтала о парке, в котором скульптура естественным образом сочеталась бы с окружающей природой.
На пригласительном билете к одному из юбилеев Е.Ф. Белашовой была воспроизведена фотография, на которой юбиляр стоит на берегу реки в ставшей знаменитой «белашовской позе». И для нас словно звучит ее голос: «Говорят о молодости и старости в искусстве, о молодых и старых. Но я бы сказала, что не совсем понимаю, кто старый, кто молодой и когда художник становится старым. Каждый настоящий артист молод до конца своей жизни».
Она любила общаться, умела слушать, была прекрасным, эрудированным собеседником и в самой разной аудитории умела вести и поддержать разговор на любые темы. В ней сочетались радость жизни с радостью творчества.
«Какое я сегодня видела утро, - и говорила она. - Я посижу немного и пойду в мастерскую. Сегодня я хочу работать». Она закрывала дверь - никто не должен был мешать.
С 1957 года Екатерина Федоровна Белашова вошла в состав правления Союза художников СССР в 1968 году на III съезде художников ее избрали председателем правления. Она приняла эстафету у Сергея Васильевича Герасимова, будучи долгие годы первым секретарем, а после его смерти - и.о. председателя.
Екатерина Белашова - разносторонне одаренный человек. Так, она любила создавать кукол и наряжать их, сама шила для них одежду. После работы в мастерской она садилась за машинку и вдохновенно творила. Когда она поняла, что жить ей осталось недолго, то собрала три чемодана и сказала, что здесь самые дорогие для нее предметы. В одном из них были письма - А.Т. Матвеева, С.Т. Коненкова... В другом - куклы.
Екатерина Белашова часто произносила навсегда запомнившиеся ей слова из письма Коненкова: «Каждый день должен приносить радость. Помните и радуйтесь каждому прожитому дню».
Организаторы выставки и вечера выражают благодарность сыну Е.Ф. Белашовой - скульптору А.М. Белашову за помощь и поддержку, искусствоведам, бывшим референтами-председателями творческих секций СХ СССР А.Г. Зуйковой, О.И. Порхайло, В.А. Рыжовой, которые поделились не только живыми воспоминаниями, но и личными архивами, а также отделу информационных систем и технологий ГТГ в частности ГС. Чернусской, за помощь в подготовке слайд-фильма по произведениям Е.Ф. Белашовой и фотоматериалам о жизни и творчестве большого мастера. Особая признательность - искусствоведу Н.А. Володиной, которая передала в дар ГТГ альбом уникальных фотографий и материалов о жизни и творчестве Е.Ф. Белашовой, собранный оргсекретарем СХ СССР В.И. Володиным, и написанные им воспоминания о скульпторе.
Иллюстрации
Бронза
Слева направо: В.Б. Шелов, неизвестный, Е.Ф. Белашова и сын А.М. Белашов. Фото 1958 г.
Бронза. ГТГ
Мрамор. Собственность семьи