Выставочный проект «Нетленное наследие» в МВК РАХ

Выставка открыта для посещения: 14 июля – 4 октября 2020 года
Место проведения: МВК РАХ Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19)

Российская академия художеств и Московская митрополия русской православной старообрядческой церкви представляют выставку «Нетленное наследие», которая является частью художественного образовательного проекта, приуроченного к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума. По задумке куратора, этот знаковый проект познакомит зрителей с художественным наследием старообрядчества, в первую очередь с иконописанием и литьем, и покажет реальное значение старообрядчества в отечественной истории и культуре.

Аввакум Петров (1620–1682), сын священника из села Григорово под Нижним Новгородом, отличался бескомпромиссностью убеждений и строгостью духовной жизни. В другой исторической ситуации он, скорее всего, пользовался бы общим почитанием как аскет и подвижник. Однако в середине XVII столетия назрела необходимость в редактировании текстов богослужебных книг, поскольку они иногда не совпадали ни друг с другом, ни с греческими оригиналами. Протопоп Аввакум и его сторонники призывали править книги по древним русским рукописям, а патриарх Никон – по греческим изданиям, отпечатанным в Италии. Это противоречие положило начало расколу Русской Церкви. Претерпев неоднократные ссылки и заточение в Пустозерске на Печоре, Аввакум не отрекся от своих убеждений и был сожжен.

Протопопу Аввакуму приписывают 43 сочинения, в которых он проповедовал свои взгляды. Он и его соратники, невзирая на жестокие репрессии, заложили основы мощного духовного течения, успешно противостоявшего официальной Церкви. Выставка, которая носит в первую очередь просветительский характер, познакомит зрителей с историей старообрядчества, с основными его направлениями в их историческом формировании (старообрядцы, приемлющие священство: беглопоповцы и белокриницкая иерархия; старообрядцы, не приемлющие священство – поморцы, федосеевцы, филипповцы, часовенные, нетовцы и пр.).

Структура экспозиции позволяет охватить это сложное и обширное явление. Старообрядцы активно развивали книжную и музыкальную культуру, печатное дело (гравюры), литье и иконописание. Акцент в подаче материала сделан именно на иконописании разных старообрядческих центров. Каждый центр представлен несколькими показательными произведениями, с характеристикой стилистических особенностей и с развёрнутыми экспликациями. Основными экспонатами, производящими наиболее сильное художественное впечатление, станут три крупноформатных иконы: Господь Вседержитель (Спас в силах), созданный до начала раскола или в его первые годы (собрание В.А. Бондаренко); Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни и Св. митрополит Алексий, в житии, из храма Рождества Христова Рогожского кладбища – эталонные образцы старообрядческого искусства, которым подражали в других центрах. Также экспонатами этого уникального проекта станут подлинные книги из собрания Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви и частных собраний, документы и фотографии (копии), а также отдельные подлинные предметы, характеризующие историю и быт российских старообрядцев.


Владимирская икона Пресвятой Богородицы, с 12 праздниками.
Вт. пол.XIX в. Гуслица. Дерево, темпера. 104,5 х 73. Фонд Андрея Первозванного

В рамках проекта запланированы: научное заседание, виртуальный тур и рассказ куратора о некоторых знаковых экспонатах выставки, что наглядно продемонстрирует современному зрителю этапы развития идеологии и культуры старообрядчества.

Материал подготовлен на основе статьи куратора проекта - доктора искусствоведения,
члена-корреспондента Российской академии художеств Ирины Леонидовны Бусевой-Давыдовой.

Источник: Российская академия художеств

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play