Выставка «Прозрения» Дмитрия Санджиева в Российской академии художеств
Д.Н. Санджиев. Глубокомудрствующие бакалавры из созвездия Большой Рыбы. 2011.
Дерево, левкас, авторская техника, драгоценные камни, сусальное золото. 200х180. Собственность автора
Сроки экспонирования: 21 февраля – 17 марта 2024 года.
Место экспонирования: выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21).
Возрастное ограничение: 18+
Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника Российской Федерации, академика РАХ Дмитрия Никитича Санджиева «Прозрения», открывающуюся в преддверии юбилея автора. Экспозиция продемонстрирует более ста работ одного из ведущих графиков и живописцев современного отечественного искусства.
Д.Н. Санджиев. Желтый скол (часть триптиха). 1996
Дерево, левкас, авторская техника, драгоценные камни, сусальное золото. 200х140. Собственность автора
Мастер блестяще владеет различными художественными приёмами, что проявляется в безупречной композиции и ритме, сложных пластических решениях и тонкой гармонии колорита. В его картинах краска становится драгоценной цветной массой, которой он ювелирно заполняет каждый сантиметр своих работ. Причудливая орнаментальность, символика цвета, растительные и звериные мотивы сообщают работам художника острую декоративность и живописную изысканность. Он создает полотна при помощи как традиционных, так и уникальных авторских техник, в которых использует сусальное золото, поталь, натуральные камни и кристаллы. Оставаясь в рамках станкового произведения, он воплощает на холстах и деревянных панелях фантазийные миры, отражающие гармоническое начало всего сущего.
Д.Н. Санджиев. Колыбель вселенной. 2011.
Дерево, левкас, авторская техника, драгоценные камни, сусальное золото. 200х180. Собственность автора
Глубокая ассоциативность, метафоричность творчества Дмитрия Санджиева основывается не только на собственном жизненном опыте, но и наследии прошлых поколений, дошедшего до нас из глубины веков. Его творения, воплощающие идеи единства и одухотворенности всего мироздания, являются результатом изучения искусства древнейших восточных и западных цивилизаций, внимательного всматривания в общие основы язычества, буддизма, ислама, христианства. Источником вдохновения для мастера часто становятся мифология и эпос, интерпретации которых соединяются в такие серии как «Мифы планеты» и «Славянские предания». Исследователи отмечают: «”Входя” в космическую колыбель линий, красок, ритмов Дмитрия Санджиева, ощущаешь, как выражается метафизическое бытие человека. Выражается через великое и, может быть, главное сокровище человечества - мифологию. Мифы разных времен и народов свободно перекликаются в картинах Санджиева, не противореча друг другу, а напротив, полнее раскрывая свое сокровенное значение». Стремясь передать дух нашего времени через образы мировой культуры, он насыщает свои работы запасом смыслов и ассоциаций, не всегда прямо вытекающих из реального значения сюжетов. Автор погружается не только в таинственный мир глубокого прошлого, но и в потустороннее измерение и изображает его через призму своего оригинального художественного видения. В сериях «Сны», «Метаморфозы полнолуния», «Купание во времени» разделение действительности и воображения достаточно условно; легенды, сновидения и вымысел переплетаются и создают единую художественную материю. По мнению искусствоведов, «выставка “Прозрения” - это подарок всем, кто видит в искусстве мост между временным и вечным, явным и тайным, человеческим и сверхчеловеческим».
Текст составлен на основе статей Александра Лаврина и Александра Фурмана; Управление информации (пресс-служба) РАХ
Дмитрий Никитич Санджиев родился в семье скульптора Н.А. Санджиева, народного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств Калмыцкой АССР, лауреата Государственной премии Калмыцкой АССР имени О.И. Городовикова. В 1970—1974 годах обучался в Ярославском художественном училище, которое окончил с отличием, в 1975—1981 годах — в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова, где учился у Н.А. Пономарёва, Б.А. Успенского и А.Б. Якушина. Стажировался в Творческой мастерской Академии художеств СССР под руководством О.Г. Верейского (1981—1984), впоследствии был назначен руководителем Творческой мастерской графики Российской академии художеств в Москве. В 1974—1975 годах работал художником-оформителем в Художественно-производственных мастерских Элисты, затем в 1987—2000 годах в студии художников им. В.В. Верещагина МВД России. С 1989 года устраивал персональные выставки в Швеции, а с 1994 активно выставлялся в России. В 1996 году прошла первая большая персональная выставка в Центральном доме художника на Крымском Валу; в 1998 году ещё одна — ретроспективная. Его авторские экспозиции неоднократно проходили в Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Китае и США. Станковые произведения мастера представлены в собраниях Музея современного искусства, Государственной Третьяковской галереи, Метрополитен-музея в США, Государственного музея Востока, Национального музея Калмыкии, а также в частных коллекциях России, Франции, Германии, США, Монголии, Болгарии.