Выставка «Очарованный классикой. Офорты Ивана Фомина» в Музее архитектуры

Фомин И.А. Проект курзала на минеральных водах. Выпускная программа АХ. 1909
Фомин И.А. Проект курзала на минеральных водах. Выпускная программа АХ. 1909

Выставка «Очарованный классикой. Офорты Ивана Фомина»

15 апреля – 17 июля 2022
Адрес: Воздвиженка, 5/25, Аптекарский приказ

 

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева открывает новую выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения архитектора-неоклассика Ивана Александровича Фомина. На выставке посетители могут увидеть офортные доски, выполненные рукою мастера, авторские оттиски и более поздние отпечатки его архитектурных офортов 1960-х годов. 

Музей архитектуры впервые представляет выдающегося зодчего как мастера офорта. Эта художественная ипостась его творчества, известная в основном узкому кругу специалистов, помогает глубже понять оригинальный почерк и палитру архитектора. Иван Александрович Фомин, очарованный классикой с ученических лет, погрузился в многотрудное и тонкое искусство офорта в мастерской известного гравера и профессора Василия Матэ. В дипломной работе «Курзал на минеральных водах» (1909), выполненной в Академии художеств, рукотворная графическая подача проекта сопровождалась серией иллюстраций-офортов. В этих офортах Фомин показал себя как талантливый график, мастерски владевший штрихом и техникой акватинты. Он умело сочетал неожиданные ракурсы архитектурных форм с поэтическими жанровыми сценками. За эту работу Иван Александрович получил звание художника-архитектора и был удостоен пенсионерской поездки за границу. Отчетом по этой поездке явились многочисленные рисунки и эстампы, лучшие из которых отличает острота композиционного построения и подробная детализация. Это придает хорошо известным памятникам архитектуры Италии и Греции особую монументальность и внутреннюю динамику. 

Фомин И.А. Италия, г. Рим, Улица Виа Кавур. Вид на лестницу, уходящую в портал дома. 1910
Фомин И.А. Италия, г. Рим, Улица Виа Кавур. Вид на лестницу, уходящую в портал дома. 1910

В офортах Фомин разрабатывает также отдельные приемы, ракурсы, детали, которые позже появятся на его чертежах: например, разнообразные маски – непременный атрибут архитектуры эпохи неоклассицизма. Архитектор переводит в офорт и проектные чертежи, в которых он одновременно «проигрывает», как на театральных подмостках, сцены жизни в еще несуществующих интерьерах. Интересны работы Ивана Фомина, выполненные к 100-летней годовщине Отечественной войны 1812: это конкурсный проект Музея 1812 года и памятники русским воинам – обелиски в Витебске и Борисове.

Фомин И.А. Замок-палаццо Фарнезе. 1559-1564 гг., Италия, сел. Капрарола. Скульптурная маска на фонтане. 1910-е
Фомин И.А. Замок-палаццо Фарнезе. 1559-1564 гг., Италия, сел. Капрарола. Скульптурная маска на фонтане. 1910-е

Процесс изготовления офортных досок и оттисков довольно сложный и трудоемкий. Один офорт Фомин мог напечатать в разном колорите (черно-бело-сером или коричневатых оттенках сепии) или в два цвета. Работа в печатной графике была для него внутренней потребностью, сформировавшейся с годами культурой самовыражения, наконец, удовольствием от постижения столь непростого процесса и столь выразительных его результатов. Многие офорты Фомина имеют его гравированные инициалы – «И. Ф.», а на лучших оттисках он ставил свою рукотворную подпись и дату. Этим они сейчас необычайно ценны. 

О серьезной увлеченности Ивана Фомина печатной графикой свидетельствует и то, что он сам спроектировал станок для печати офортов и фотогравюр. Здесь перед нами архитектор открывается как творец-универсал, которому в равной мере подвластны стихии вдохновенного творчества и строгой технической мысли. 

Куратор: Елена Желудкова 

 

Иван Фомин (1872-1936) – русский и советский архитектор-неоклассик, педагог, историк русской архитектуры. Учился в Академии художеств у Л.Н. Бенуа и в мастерской станковой гравюры у В.В. Матэ. В неоклассическом стиле проектировал музеи, банки, особняки в Петербурге, застройку острова Голодай, курорт Ласпи в Крыму. В 1915 году получил звание академика архитектуры. Преподавал в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских и Политехническом институте, создал свою архитектурную школу. Автор нового формообразующего стиля «красной дорики» и теоретической концепции «пролетарской классики». По его проектам в Москве построены жилой дом общества «Динамо», новый корпус Моссовета, здание Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) и станция метро «Красные ворота».

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play