Выставка Николая Шестопалова "Грезы русского поместья" во Владимире

Н. Шестопалов. Углич. Дом царевича Дмитрия. 1929
Н. Шестопалов. Углич. Дом царевича Дмитрия. 1929

«Грезы русского поместья»
Выставка живописи и графики Николая Шестопалова – «мирискусника», ученика Репина

Владимирский областной Центр изобразительного искусства
13 августа – 11 сентября

Открытие 12 августа в 16.00
г. Владимир, ул. Большая Московская, д.24

Галерея «Веллум» проводит во Владимирском областном Центре изобразительного искусства с 13 августа по 11 сентября 2022 выставку «Грезы русского поместья», посвященную творчеству Николая Шестопалова – русского живописца, участника выставок объединения «Мир искусства», иллюстратора, графика, ученика И. Репина, истинного певца русской усадьбы.

Н. Шестопалов. Интерьер. Первая четверть ХХ в.
Н. Шестопалов. Интерьер. Первая четверть ХХ в. Картон, гуашь

Куратор выставки Серафима Агафонова отобрала для экспозиции работы 1920х – 1950х годов из собрания галереи «Веллум», иллюстрирующие творческий путь художника: от академического искусства и символизма к созданию картин на темы современной истории.

Н. Шестопалов. Интерьер. Первая четверть ХХ в.
Н. Шестопалов. Интерьер. Первая четверть ХХ в. Картон, гуашь

Посетители увидят более 50 произведений: это столь любимые автором дореволюционные усадебные интерьеры, пейзажи среднерусской полосы с непременными церквями, пасторали и рядом – развитие нового советского индустриального быта. Впрочем, именно пейзаж всегда был ведущим в творчестве художника, даже когда речь заходила об индустриальных ландшафтах ДнепроГЭСа.

Н. Шестопалов. ДНЕПРОГЭС. 1930_е
Н. Шестопалов. ДНЕПРОГЭС. 1930_е

Николай Шестопалов (1875 – 1954), получивший признание в 1900—1920-е годы, впоследствии оказался практически потерянным для истории отечественного искусства. Галерея «Веллум», занимающаяся в том числе возвращением забытых имен художников, в 2016г. уже провела две его выставки: в Русском музее и ЦДХ.

Творческий путь художника был типичным для рубежа XIX-XX столетий. Крестьянский мальчишка, закончивший сельскую церковно-приходскую школу, попал в Санкт-Петербург, где занимался на курсах Тенишевой у Репина, в студиях Мате и Дмитриева-Кавказского. Между революциями учится в Германии, Италии и Франции. Вернувшись в Россию, участвует в выставках «Мира искусства». В круг общения молодого художника входят Бенуа, Добужинский, Бакст — те, чье мировоззрение ломало тогдашние константы подхода к искусству, противопоставляя свободу творческих изысканий художника – привычному реализму, в особенности «социальности» передвижников.

В биографической научной статье о художнике искусствовед Любовь Агафонова (основатель галереи «Веллум») пишет:

«Как типичные представители модерна «мирискусники» визуализировали эстетику неоромантизма, поэтизируя историю, архитектуру и быт прошлых столетий. В этой удивительной атмосфере рождаются и шестопаловские образы, но не западные, а ушедшей России. Он с упоением пишет акварели в старом Угличе, изображая классический дом Зыкова, крыши дворца царевича Дмитрия или простой, но такой романтично старомодный домик купца начала XIX столетия, старую усадьбу, мезонинчик с видом на балкон, откуда вырывается сноп света. Художник фиксирует образы ушедшей жизни, потерянной навсегда, но такой манящей, сказочной, изображая архитектуру прошлых веков. Но, в отличие от того же Александра Бенуа, так любившего Версаль и все «заморское», Шестопалов обращается к картинкам русской провинции».

Позднее он принимает революцию и выставляется в экспозициях АХРРа с момента основания этой организации (1922г.). Но сознательно дистанцируется от активных социальных процессов в околокультурной жизни страны, уходя в оформительскую
работу, иллюстрируя открытки или реконструируя быт прогрессивных писателей и революционных публицистов. Шестопалова спасают постоянные командировки – он много ездит по стране и пишет пейзажи новых строек. ДнепроГЭС, Урал, рыболовные промыслы на Аральском море. Для себя он рисует пейзажи ушедшего времени – памятники Пскова, Звенигорода, Углича. На склоне лет хрестоматизирует жизнь Пушкина и Лермонтова. Советский госзаказ превращается в серию картин ушедшего рая, в декорациях которого литературные классики иллюстрируют жизнь старобытного уклада.

Подробнее о проекте

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play