Выставка "The Lonka Project. Человек под номером" | Еврейский музей и центр толерантности

Зив Корен. Четверо выживших в Аушвице: Шмуэль Блюменфельд, Иегуда Маймон, Барух Кашер, Томми Шварц Шахам. 2019
Зив Корен. Четверо выживших в Аушвице: Шмуэль Блюменфельд, Иегуда Маймон, Барух Кашер, Томми Шварц Шахам. 2019

The Lonka Project. Человек под номером

17 февраля — 15 мая 2022

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «The Lonka Project. Человек под номером». Она станет частью международного фотопроекта о людях, переживших Холокост, и покажет более 60 портретных снимков.

История проекта «Лонка» началась в 2018 году. Элеонора (Лонка) Насс прошла через Шоа, однако редко рассказывала детям о своем опыте. «Я выросла в доме молчания, — рассказывает Рина Кастельнуово, дочь Лонки. — Я знала, что такое казарма и кто такие нацисты, но когда в одночасье умерла моя мать, ответственность за прошлое перешла на нас».

После смерти матери Рина и ее супруг Джим Холландер, фоторепортеры, специализирующиеся на ближневосточной тематике, обратились к профессиональным фотографам с просьбой создать портреты людей, переживших Холокост, и записать их воспоминания. Критериев для фото не было никаких: это мог быть цветной или черно-белый снимок, сделанный с любого ракурса.

Мировое фотосообщество откликнулось на просьбу: более 300 фотографов из 30 стран приняли участие в проекте. В их числе члены агентства Magnum Алек Сот, Жиль Пересc и Эли Рид, лауреаты World Press Photo Эд Каши и Джейн Эвелин Этвуд.

Каждый из них смог по-своему передать хрупкость и силу выживших женщин и мужчин. На фотографиях оказались Анита Ласкер-Вальфиш — виолончелистка, игравшая в женском оркестре в Освенциме, британский стрит-фотограф Дороти Бом, Лилиана Сегре — пожизненный сенатор Италии, чемпион-тяжелоатлет сэр Бен Хельфготт и оскароносный кинорежиссер Клод Лелуш.

Кураторами выставки в Еврейском музее стали Анна-Патрисия Кан, директор галереи CLAIRbyKahn в Цюрихе, член проекта «Лонка», куратор фотографических проектов Нина Гомиашвили и куратор Еврейского музея и центра толерантности Лия Чечик. Из международного проекта они отобрали больше 60 снимков.

В своем выборе кураторы стремились отразить эмоциональный диалог между фотографами и выжившими: «Мы являемся последним поколением, у которого есть исключительная возможность скрестить взгляды эпох и услышать личные воспоминания людей, переживших Холокост», — подчеркивают они.

«Лонка» продолжает пополняться новыми работами. Еврейский музей выступил в качестве партнера глобального проекта и пригласил к участию в нем российских фотографов. К «Лонке» присоединились Егор Заика, Ольга Изаксон, Мария Груздева и Анна Шмитько: они сделали портреты прошедших через Шоа россиян, в числе которых драматург Александр Гельман и театральный режиссер Кама Гинкас.

Инклюзивная программа музея осуществляется при поддержке Банка ВТБ

 

Инсталляция «Снегопад». Хаим Сокол

Инсталляция «Снегопад». Хаим Сокол

17 февраля — 15 апреля 2022

Выставка откроется в лобби музея 17 февраля 2022 года в один день с фотопроектом «The Lonka Project. Человек под номером». Инсталляция представляет собой настенную роспись с изображением птиц в зимнем лесу и «снегопад» из белых веревочных лестниц. По замыслу автора веревочные лестницы символизируют средство для побега или спасения. Лестницы в инсталляции связаны из нетканого полотна, которое часто используется для мытья полов.

«На немецком половая тряпка “Аufnehmer” от глагола “aufnehmen” — вбирать, впитывать. Еще этот глагол означает записывать звук. Очевидно, по аналогии с этим глаголом в иврите есть глагол לקלוט — “liklot”, который тоже образован от корня ק.ל.ט. — “kalat”, обозначающего впитывать, абсорбировать, принимать. Поэтому от этого корня образовано и слово מקלט — “miklat” — «убежище», — поясняет Хаим Сокол. — Однажды я подумал, что снег — это лучший монумент. Памятники ведь создаются для того, чтобы напоминать, — рассказывает о проекте Хаим Сокол, — а “напоминать” означает не только активировать нечто в памяти, но и вызывать подобия». 

Инсталляция «Снегопад» приглашает зрителя проследовать за ассоциациями автора: «Когда я смотрю на снег, я вспоминаю и представляю. Наверное, такой же снег, как сейчас за окном, был в январе 1944-го в окрестностях города Освенцим в Польше. Или зимой 1942-го в украинском лесу, где располагался партизанский отряд, в котором был мой отец. Черные птицы на белом снегу напоминают мне людей в ситуации фатальной невозможности спрятаться, скрыться, стать невидимыми. А еще они напоминают мне текст. Это досимволический текст. Его невозможно прочитать и понять. Его можно пережить. Поэтому я часто выхожу в сквер напротив моего дома и танцую с воронами» — так Хаим Сокол описывает свои ощущения. Изобрести собственную цепочку памяти и воспоминаний смогут и гости музея. 

Об авторе
Хаим Сокол создает графические и живописные произведения, инсталляции, скульптуры и видеоработы. В своем творчестве он обращается к теме отчуждения, изоляции и разрушенных связей в современном мире. Работая с архивными материалами и частными документами, художник открывает историю ХХ века сквозь призму частных судеб, исследует проблемы исторической памяти и современной социально-политической ситуации.

Его персональные выставки прошли в Государственной Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, ЦТИ «Фабрика», Stella Art Foundation, галереях «Триумф», Anna Nova.

Работы Хаима Сокола находятся в собраниях Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Мультимедиа Арт Музея, Государственного центра современного искусства, Музея современного искусства PERMM, Stella Art Foundation, Фонда Владимира Смирнова и Константина Сорокина, Collection of Loushy: Arts & Projects (Тель-Авив, Израиль).

Куратор: Данила Булатов.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play