Выставка-исследование финской художественной среды "ВМЕСТЕ, ОБОЗНАЧАЮ" | ММОМА

ВМЕСТЕ, ОБОЗНАЧАЮ

выставка-исследование финской художественной среды

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 30 НОЯБРЯ, 2021 — 16 ЯНВАРЯ, 2022
АДРЕС: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ММОМА, ЕРМОЛАЕВСКИЙ ПЕРЕУЛОК, 17

Выставка-исследование финской художественной среды ВМЕСТЕ, ОБОЗНАЧАЮ
Маарит Мустонен, Поэмы, 2016, ксерокопии

ПУБЛИЧНАЯ ПРОГРАММА К ВЫСТАВКЕ «ВМЕСТЕ, ОБОЗНАЧАЮ»

Куратор: Маргарита Осепян

Московский музей современного искусства при поддержке Посольства Финляндии в Москве и Института Финляндии в Санкт-Петербурге, представляет выставку «вместе, обозначаю», в которой представлены работы 11 финских художников, собранные в исследовательской поездке в Финляндию. Работы объединены в концептуальную целостность посредством путевых заметок куратора и исследует природу языка как систему знаков, технологию, формирующую реальность. Выставку дополняет публичная программа, в которой пройдут встречи с самими художниками, дискуссия о языке с антропологических позиций, беседа с финской самоорганизованной художественной платформой и лекция от куратора коллекции Музея современного искусства Киасма.

Название выставки «вместе, обозначаю» отсылает к значению латинского слова connotatio, которое в дословном переводе звучит как совместное обозначение. Языковая матрица определяет коллективные этические принципы, эстетические вкусы и интерпретацию мира в целом. За каждым языком, будь то язык романской группы или индоиранской, финский или русский, язык модернизма или постмодерна, язык художественной среды или цифровых технологий стоит своя особенная реальность. Язык — это совокупность имен, кодов, владение которыми позволяет наделять смыслом сумму различных значений, выстраивать концептуальный континуум.

В каждом конкретном художественном знаке, художественном объекте возможно распознать несколько наслаивающихся друг на друга смысловых значений — личных, национальных, субкультурных и глобальных. Куратор же, считывая эти значения, расшифровывает и выстраивает высказывание с определенными акцентами, обращая внимание на специфические смысловые коды.

Объединяющей основой итогового выбора художников и работ стало намерение интерпретировать выбранные работы именно через язык как систему знаков, создающую описательные нарративы, облекающую наблюдаемое в организованную специфическую реальность.

Работы финских художников в экспозиции организованы в условные блоки, комментирующие четыре основных столпа языка: смысл, власть, восприятие и свидетельствование.

«Поэмы» Маарит Мустонен, «Язык С»Туомаса А. Лайтинен, «Почувствовал лунный свет на своих ногах » Яни Рушица и «Сломанные струны» Максимилиана Латва указывают на различие между значением и смыслом. В этих работах можно заметить замещение языка концептуального языком чувственного восприятия, звуком, движением, знаками, которые невозможно объединить в смысловую целостность, но посредством которых возможно передать нечто - настроение, состояние - на уровне сигнал-прием исключительно в настоящем времени.

Работы Нуутти Коскинена «Спящий Сатурн», Пилви Такала «Поклонник» и Яни Рушица «Смена сцен в шести движениях» повествуют о неверных толкованиях, обусловленности культурными различиями, о языке как политической силе, о личной потребности в управлении и манипулировании другими через язык.

Выставка-исследование финской художественной среды ВМЕСТЕ, ОБОЗНАЧАЮ
Нуутти Коскинен, Спящий Сатурн, 2012, анимация

Работы Минны Лонгстрём «Растаять» и Катри Кайнулайнен и Максимилиана Латва «Анасырма» исследуют аспекты восприятия — память, сновидение, психический бессознательный пласт, где язык выступает контуром для произвольно и непоследовательно возникающих образов.

Выставка-исследование финской художественной среды ВМЕСТЕ, ОБОЗНАЧАЮ
Минна Лангстром, Растаять, 2014, видео инсталляция

В рисунках Маркуса Луиро, в инсталляции Ханны Марно “Живой бездействующий» и в работе Анны Эстарриола «Перформанс для камня» проступает проблематика свидетельствования, где воспринимающий субъект либо утрачивает свою идентичность, либо переходит в статус неодушевленного предмета.

Структура экспозиции задумана как противопоставление объективного и субъективного. Объективное представлено произведениями искусства с пояснениями от самих художников, а субъективное выражено через сопутствующие кураторские тексты в виде путевых заметок, в которых интерпретация порой не совпадает и даже кардинально меняет смысл работ, вопрошая о сути языка и его влиянии на реальность.

Особая благодарность программе Connecting Points (Finish-Russian Exchange) за помощь в организации исследовательской поездки.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play