Выставка «Александр Джикия. 40 лет в строю» в Российской академии художеств
А.Р. Джикия. Гром небесный. 2010
Жесть, эмаль. 40х60. Собственность автора
Сроки экспонирования: 23 августа – 10 сентября 2023 года
Место экспонирования: Выставочные залы Российской академии художеств (Пречистенка, 21)
Российская академия художеств и Крокин галерея представляют выставочный проект «40 лет в строю» известного московского графика, члена-корреспондента РАХ Александра Роллановича Джикии. В экспозиции, развёрнутой в девяти академических залах, представлены более 100 графических произведений, инсталляции и объекты из наиболее знаковых серий.
А.Р. Джикия. Дядя Гоги потерялся. 2001
Бумага, тушь, карандаш. 30х40. Собственность автора
По замыслу кураторов, выставка демонстрирует сложное сочетание автономных высказываний, переосмысленных автором в едином смысловом пространстве. Перед зрителем раскрывается парадоксальное по своему содержанию и пластическому решению искусство с уникальным авторским восприятием действительности. Название проекта отсылает к 1983 году, когда Джикия впервые показал своё произведение публике. Тогда, во время учёбы в Московском архитектурном институте, он принял участие в выставке, представив свою работу «Махание зайцем», ставшую, по мнению самого художника, своеобразным логотипом его творческой деятельности того времени, а, может, и всего его творчества. Автор вспоминает об этом периоде так: «Летом 1982 года я сделал много рисунков на тему “Прощание с детством”. Собственно, такого названия не было, была именно тема. У меня когда-то имелся большой плюшевый заяц. Им-то и машет “лирический герой”, символически прощаясь с детством». Подобно большинству художников, Джикия долгое время искал себя, своё творческое «я», активно путешествуя по странам и континентам. Он родился в Тбилиси, жил в Европе, работал в Северной Америке и Турции, где преподавал основы дизайна и архитектуры в столичном Университете Билкент. Важной темой искусства автора стала минойская и древнегреческая культура, с которой мастер познакомился в университетской библиотеке, по праву считающейся одной из лучших в Турции. В течение нескольких лет он исследовал репродукции древнегреческих вазописей и крито-микенских печатей, копируя и интерпретируя их. График признаётся, что ощущал себя переводчиком, обнаружившим древнюю непрочитанную библиотеку, который спешит перевести самое для себя интересное на современный язык. В интервью 2009 года Джикия рассказывал: «Я на самом деле вжился в мир микенских печатей, я дружил со львами, драконами, грифонами и собаками, и я восхищался удивительными микенскими мужчинами, прыгающими через быков, и женщинами, несущими змей и кормящими грудью грифонов и львов. За пару лет я нарисовал больше 300 рисунков на тему крито-микенских печатей. Мне казалось, что я на самом деле понимаю художников, творивших больше 3000 лет назад, и что, может быть, я был одним из них». Среди излюбленных мотивов, к интерпретациям которых он обращается, важное место занимает миф о Минотавре, близкий многим художникам – достаточно вспомнить Пикассо и Борхеса. В работах Джикии разделение реальности на действительность и вымысел достаточно условно, а легенды, сны и поэзия неотделимы друг от друга. Ему удаётся погрузиться в таинственный мир ушедшей эпохи, забытой цивилизации и отобразить его через призму своего оригинального художественного видения.
А.Р. Джикия. Железные руки мои. 1988
Калька, тушь, фломастер. 30х40. Собственность автора
График пробует себя и в области книжной иллюстрации - в 2021 году он показал серию по мотивам раннего издания сказки «Конёк-Горбунок» 1830-х годов. Опираясь на стилистически разнообразный материал того времени, художник воссоздал в своих иллюстрациях некоторые детали быта и характерных персонажей. О вдохновивших его изображениях Джикия говорит так: «Они несут в себе характер древнейшего, архаического искусства, орнаменталистики и наполнены лучезарным жизнелюбием, которого так не хватает в наше время». Он преобразовал народные мотивы в современные произведения с помощью прорезанных чёрно-белых силуэтов, в некоторых случаях сознательно искажая и дополняя авторскими деталями, но стараясь не утратить настроения оригинальных работ. Мастер экспериментирует с техникой, обращаясь не только к привычной для него бумаге, но и к другим материалам. Используя металл, дерево и зеркала он создаёт инсталляции, фиксирующие его идеи в объёмной форме. Этому навыку трёхмерного мышления, по признанию самого художника, способствовало архитектурное образование и углублённое изучение начертательной геометрии. Некоторые его фигуративные объекты и инсталляции будут представлены публике в рамках академического проекта. Произведения Александра Джикии всегда узнаваемы, несмотря на разнообразие тем, форм и техник, к которым он обращается. Его творчество невозможно причислить к какому-либо из существующих течений или направлений современного искусства, он – художник, идущий особым путем. Он аутентичен, и, возможно, является одним из немногих, стоящих у истоков новой культурной парадигмы.