Выставка А.И. Верхоланцева «Грёзы и символы» в Российской академии художеств
Даты проведения: 20 апреля – 9 мая 2022
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка,21)
Российская академия художеств представляет ретроспективную выставку произведений Заслуженногохудожника РФ и академика РАХ Михаила Михайловича Верхоланцева «Грезы и символы», посвященную его 85-летию. В экспозиции представлено более шестидесяти графических и живописных работ, большинство из которых московский зритель увидит впервые.
Михаил Верхоланцев - личность уникальная и одаренная, - гравёр, живописец, дизайнер, эссеист и учёный,певец и музыкант. Он, исповедующий эстетику позднего Возрождения и маньеризма, сам кажется пришельцем из Ренессанса, но не эпохи спокойной и тихой гармонии Рафаэля и Леонардо, а периода именно позднего творчества страстных и мощных Микеланджело и Тициана.В своих произведениях автор передает странное сновидение, загадочное воспоминание о давно ушедших веках, атакже часто обращает свой взор к искусству символизма.
«Все символисты от Уильяма Морриса до Скрябина и Брюсова свято верили, что наступит Золотой век, что будет государство тотального Искусства, трудящиеся обретут счастье, а Красота станет насущно необходима.Пюви де Шаванн, Поль Верлен, Айседора Дункан, Морис Дени, ФердинадХодлер, Клод Дюбюсси исонмы русских символистовдавно ушли от нас, но их мысли и мечты остались на земле, как райский лес, дающий планете кислород и надежду» - поясняет Михаил Михайлович.
Произведения художника поражают образностью и неожиданным пластическим языком. Он не возьмется за резец или кисть, если мотив, давно уже спетый многими, не даст ему счастливый случай вновь погрузиться в чудесный мистический сон. Рисунок, решительный, острый, который доминирует в гравюрах, сохраняется и в живописи. В своих работах Михаил Верхоланцевследует традициям плоскостной живописи, где цвет работает на декоративную организацию плоскости. Живописные полотна автора –чаще всего расшифровки его миниатюрных гравюр, они очень декоративны и напоминают картоны для гобеленов. Его герои живут в среде, сотканной из растений, архитектурных пейзажей и бескрайнего неба.
Художника преследуют несколько тем, так или иначе связанных с музыкой; все они содержат для него тайный символический смысл. Искусствовед И. Иванов так характеризует эту особенность творчества автора:
«Музыкальный компонент в искусстве Михаила Верхоланцева наиболее выраженный – и биографически и стилистически. Художник изучал народный мелос, увлекался античным музицированием и музыкальным авангардом ХХ века, интересовался аутентичными инструментами, даже овладел игрой на лютне, кроме того пел на клиросе. Эти многообразные музыкальные интересы сложились в соответствующие мотивы его изобразительного творчества, проникнув даже в характер пластики».
Сюжет, литературная фабула для мастера всего лишь предлог для решениявнутренних, заветных, чисто пластических задач. Изощренная пластика и удивительная музыкальность – таково впечатление от произведений Михаила Верхоланцева.
М.М. Верхоланцев родился в Москве в 1937 году в семье художников. В 1961 году окончил отделение художественной обработки дерева и проектирования мебели МВХПУ, однако еще в студенческие годы увлекся гравюрой на дереве и книжной иллюстрацией. В 1960-е годы работал дизайнером в учебно-производственных и научно-исследовательских мастерских МВХПУ, преподавал на отделении промграфики, позже перешел в журнал «РТ», участвовал в создании детского звукового журнала «Колобок», журналов «Спутник кинозрителя», «Семья и школа». Совместно с группой студентов в 1964 сделал цикл портретов театральных деятелей и занавес для Театра на Таганке. В 1965 издательство «Знание» выпустило первую книгу с иллюстрациями Верхоланцева. В дальнейшем он сотрудничал со многими отечественными издательствами: «Детская литература», «Молодая гвардия», «Московский рабочий», «Наука», «Прогресс», «Радуга» и проч., - а также с рядом зарубежных издательских домов.
Художник хорошо известен на международной арт-сцене.Он представлял российское искусство накрупнейших международных выставкахи биеннале графикии награжденпремиями, медалями в России (2002, 2004, 2008, 2016, 2019, 2021), Италии (1975, 1991), Дании (1981), Турции (2003, 2010), Польше (1973, 1975), Австрии (2004), Китае (2008, 2013), Швейцарии (2010), Дании (1981), Бельгии (1982), Италии (1975, 1991), Австрии(2004),Турции (2003, 2010), Швейцарии (2010),Китае (2008, 2013). В 2016 на XXVIВсемирном конгрессе Международной Федерации экслибрисных обществ и общенационального общества графики присуждена Гран-при, г. Вологда. В 2019 году М.М, Верхоланцев удостоен Гран-при международной триеннале печатной графики г. Уфа.В 2020 годуудостоен Главной, специальной премией «За вкладв мировую гравюру» намеждународной триенналепечатной графикиг. Екатеринбурге.
Работы М.М.Верхоланцева хранятся в зарубежных музеях и частных коллекциях: Финляндии, Чехии, Англии, Бельгии, Германии, Эстонии, Голландии, Франции, Австрии, Турции,Аргентины, Португалии, Словении, Дании, Польши, Испании, Италии.
Художник обладает глубокими научными знаниями в области изобразительного искусства, особенно теории и технических методов в гравюре и графики, его статьи об искусстве, об истории и технике ксилографии многократно публиковались. Высокий уровеньискусства художникаимногогранная научно – творческая деятельностьопределяет уровеньсовременного искусства.
В ЗЕРКАЛЕ ТВОРЧЕСТВА
Техника гравюры на дереве требует педантичной скрупулёзности и технологической дисциплины. Казалось бы, такая методология в работе, способная убить любой горячий темперамент художника, сообщает эстампам дух какой-то холодной выхолощенности. Нет же, этого не происходит. Стоит колоссально увеличить оттиск любой торцовой ксилографии, как на зрителя хлынут лучи всех тех восторгов, которые сквозь увеличительное стекло согревали душу гравёра»
М. М. Верхоланцев, «Книга и ксилография»
Михаил Михайлович родился в 1937 году, в семье интеллигенции с глубокими корнями. Предки художника по материнской стороне — прапрадед Василий Николаевич и прадед Николай Васильевич Баснины — были коллекционерами и замечательными знатоками гравюры, бабушка Анна Николаевна Баснина-Верхоланцева была ученицей М.А. Врубеля, мама художника — Нина Васильевна училась у И. И. Машкова (кроме того, была она поэтессой, драматургом и педагогом). В домашней библиотеке Верхоланцевых довольно большую часть занимали книги по искусству и журналы, содержащие прекрасные подборки иллюстраций живописи и гравюры. Любовь к искусству и понимание красоты заложены были в будущем художнике генетически и продолжали формироваться в детстве и юности. Очень рано определились и его художественные ориентиры. Возможно, на формирование их повлияло знакомство с творчеством флорентийца последней трети кватроченто Антонио Поллайоло, впрочем, очень может быть, что самому характеру Михаила Верхоланцева уже тогда созвучно было позднее кватроченто с его сильными, подчас драматическими сюжетами и образами. Так или иначе, но именно гравюру Поллайоло «Битва десяти обнаженных воинов» выбрал для раннего своего копирования юный художник. Экспрессия движений и внутренняя сила образов, особая декоративность, обеспеченная в листе флорентийца тщательной проработкой фона — пусть иначе, но эти качества станут слагаемыми художественного языка и в творчестве Верхоланцева-мастера.
В 1961, завершив образование в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское, а с 2009 — Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова), Верхоланцев до 1966 года остается в нем преподавать, а с 1966 продолжит карьеру — сначала в качестве художника журнала «Радио и телевидение», а затем — дизайнера и иллюстратора книги, сотрудничая почти со всеми тогдашними издательствами.
Период 1960-70-х для русской (советской) печатной графики был временем особым — никогда еще, пожалуй, в истории отечественной культуры станковая гравюра не была столь политизирована. «Романтика рабочих будней», «Новостройки», «Образы советских рабочих и колхозников» — тематика, которой был очерчен круг проблем графики тех лет, не просто не привлекала Верхоланцева, но была категорически противоположна и его эстетическому вкусу, и его художественным устремлениям. В общий контекст «актуальной графики», ставшей «рупором времени», он не вписывался: цельный и свободолюбивый характер художника не терпел диктата политических мифологем в искусстве. Вероятно, поэтому иллюстрация и дизайн печатного издания, не только обеспечивавшие ему заработок, но и не входившие в противоречия с его мироощущением, станут для него основной областью применения таланта гравёра-ксилографа. Станковая же гравюра создавалась им в оставшееся от книжной графики время и чаще была очерчена кругом миниатюр экслибрисного направления — так он избегал необходимости «идти в ногу со временем.
Его обширные знания выплескивались в темах мифологии, литературы, истории, музыки, а сила характера и мироощущение — в страстной и мощной экспрессии образов. Экспозиция выставки «Гравюра и книга» отчетливо демонстрирует эти качества и саму направленность искусства Михаила Верхоланцева.
Его работы — образец печатного графического искусства. Из всех видов изобразительной культуры именно печатная графика наиболее требовательна к исполнительскому мастерству, которое не только свидетельствует об опыте художника, но подчас становится одним из слагаемых эстетики графического листа. Гравюры Верхоланцева — своего рода декларация высокой культуры печатной графики. Они мастерски безупречны по исполнению. В своем творчестве он настоящий перфекционист! Штрих в его гравюрах не просто отточен — он невероятно легок и тонок для ксилографии, что обеспечивает особую, драгоценную серебристость индивидуального, неповторимого «верхоланцевского» почерка. Рисунок обладает напором, уверенностью. Композиции столь выверено-точны, что даже при изменении их масштаба (а он довольно часто переводит свои гравюры на язык крупноформатной живописи) они не теряют своего характера, как это иногда случается с произведениями многих художников. Более того — у Верхоланцева они лишь обретают в живописи торжественную мощь!
Довольно значительную часть экспозиции занимает книжная графика. Верхоланцев не просто иллюстрирует литературное произведение, он воспринимает книгу как объект целостного дизайна, в котором художнику важно все — от шрифта и заставки до шмуцтитула и иллюстрации. С трепетом и восторгом он рассуждает об искусстве шрифта и о том ушедшем в историю времени, когда «... книги печатались с деревянных форм, где весь шрифт был вырезан рядом с изображением на одной доске. Подобные формы дошли до наших дней в виде досок для печатных пряников, или в виде деревенских форм для отливки пасхи, или в виде досок — орнаментов для ситцевой набойки. Встречаются даже духовные книги, отпечатанные с цельных досок в XIX веке. Как только Гуттенберг изобрёл подвижной шрифт, так художники стали трудиться над начертанием все новых и новых гарнитур. Книжные дизайнеры хорошо знают имена этих шрифтовиков и книгоиздателей. Каждая литера алфавита, нарисованная, а потом награвированная, была большим триумфом в жизни художника!» (М.М. Верхоланцев «Книга и ксилография»). В награвированные им в 1985 году для издательства «Мир» инициалы вложено столько любви и великого труда, что каждый из инициалов стал маленьким миниатюрным шедевром гравюры.
Особое место в экспозиции занимают листы книги художника «Добродетели и пороки» (2011- 2013 гг.). Ставшая отражением не только теологических концепций, но и философского осмысления самим художником мира и человечества с его страстями, поступками, выбором между светом и мраком, эта серия была выполнена мастером в технике продольной ксилографии. В них, вместо привычного «верхоланцевского» серебристого штриха, доминирует контраст черного и белого, что придало работам особое драматическое, сюжетное прочтение, иную — весомую торжественность и внутреннюю экспрессию..
Гравюра — не единственная область творчества художника. Живописец, дизайнер, автор картонов к гобеленам, эссеист, певец и музыкант (мандола, мандолина, лютня), он, иногда кажется человеком, живущим вне времени. Личность уникальная и одаренная, Михаил Верхоланцев — до сих пор (!) исповедующий эстетику позднего Возрождения и маньеризма — сам кажется пришельцем из Ренессанса, но не эпохи спокойной и тихой гармонии Рафаэля и Леонардо, а периода именно позднего творчества страстных и мощных Микеланджело и Тициана. При этом, он все же — наш современник: насмешник и отчаянный смельчак, посмевший в период политического диктата остаться самим собой, свободным, независимым художником, имеющим поразительной широты кругозор, глубокие знания человеческой культуры и аналитический ум.
Ирина Оськина,
искусствовед,
заслуженный деятель искусств РФ
заслуженный деятель искусств РБ