В Третьяковской галерее открывается выставка "Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина"

А.Г. Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент
А.Г. Венецианов. На пашне. Весна. Первая половина 1820-х. Государственная Третьяковская галерея. Фрагмент

Выставка открыта с 30 сентября 2021 по 6 февраля 2022
Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус

Состав выставки: более 80 произведений живописи и графики, мультимедийная инсталляция

Собрания: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Тверская областная картинная галерея, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственный исторический музей и другие российские музеи

Куратор: Светлана Степанова

Государственная Третьяковская галерея открывает выставочный проект, посвященный классику русского искусства, одному из самых светлых и гармоничных мастеров эпохи романтизма — Алексею Гавриловичу Венецианову (1780-1847). Во времена крепостного права он открыл в русском крестьянстве и скромном пейзаже тверской земли особый мир, достойный уважения и любви, таящий в себе источник вдохновения и эстетических переживаний.

Осуществление выставочного проекта стало возможным благодаря поддержке платежной системы «Мир», Благотворительного фонда «Транссоюз» и Азамата Кумыкова.

На выставке «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», недавно завершившейся в Третьяковской галерее и открывающейся 1 октября в музее Альбертинум в Дрездене, Венецианов предстает в контексте европейского романтизма как один из ведущих мастеров, продемонстрировавших новые горизонты и изменивших отношение к обыденной реальности. В рамках международного проекта Третьяковская галерея представляет европейской публике жемчужину своего собрания — картину «На жатве. Лето» — произведение отечественного искусства, воплощающее одухотворенную формулу традиционного русского мира. Акцентируя такие важные ракурсы восприятия живописи Венецианова, как «пространство», «свет» и «тишина», мы предлагаем по-новому взглянуть на произведения мастера.

Увлеченный идеей воспитания молодых талантов из народа, Венецианов создал собственную художественную школу, ставшую ярким явлением в культурной жизни России. Поэтому наряду с произведениями мастера в экспозиции представлены работы его учеников: Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Фёдора Славянского, Григория Сороки и других. Собранные из разных музеев, они позволят зрителю увидеть, с какой классической ясностью и романтической одухотворенностью художники раскрывали душевную красоту и достоинство русского человека из народной среды — от обаятельных портретов детей и юных девушек до реалистических образов стариков и старух, носителей опыта и мудрости поколений.

Ключевым эпизодом на творческом пути Венецианова было знакомство с картиной французского художника Ф.М. Гране, изображающей интерьер капуцинского монастыря в Риме. По техническим причинам не удалось получить на выставку тот вариант полотна, с которым вступил в творческое соперничество русский живописец. Однако экспонируемое более позднее авторское повторение Гране позволяет увидеть «диалог» между картиной, поразившей Венецианова эффектом «натуральности» изображения сцены с монахами в интерьере, и полотном «Гумно», написанным в качестве эксперимента, но ставшим ярким воплощением идеи «оживотворения» предметов в пространстве разнонаправленными потоками света.

Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. В них на основе натурных впечатлений моделируется возвышенный мир крестьянских трудов, мир бытия, а не быта, созвучный народной песенной традиции, в которой мать-земля и женское материнство органично связывались с образом Богородицы.

Законы перспективы как важного инструмента для правдивой передачи натуры особенно волновали Венецианова. И не случайно одним из художественных открытий его учеников было изображение интерьеров. Создаваемые в качестве учебных заданий, многие из них стали подлинными жемчужинами отечественной живописи. Наполненные светом и воздухом, проникнутые неспешным ритмом протекавшей в них жизни, эти работы соединили в себе поэзию и правду, бытовую конкретность и дух эпохи ампира.

Особое место в экспозиции уделено образам «русской Венеры», созданным Венециановым на волне увлечения античностью и преклонением перед естественной красотой крестьянок.

Камерная выставка живописных и графических работ Венецианова и мастеров его школы настроит посетителей на созерцательный лад, позволит вчувствоваться в красоту и обаяние произведений, осмыслить заключенные в них «культурные коды» и прикоснуться к тайне художественной гармонии.

В экспозиции также представлена мультимедийная инсталляция, демонстрирующая рисунки друга Венецианова Капитона Алексеевича Зеленцова (1790 - 1845) к «Увеселительной азбуке» - уникальному изданию 1835 года, в котором каждая буква раскрывается в жанровых мотивах. На двадцати восьми листах разворачивается увлекательная картина жизни первой половины XIX века в виде природных объектов и архитектурных деталей, узнаваемых человеческих типажей и предметов повседневного обихода, представителей мира животных и птиц, музыкальных инструментов и принадлежностей ремесла. Влияние Венецианова сказалось в интересе к жанровости и народному быту, отразившимся в сочинении сценок и подборе деталей.

Специально к выставке подготовлены альбом-каталог, включающий более 120 произведений живописи и графики Венецианова и его учеников, и издание для детей, посвященное картине «На пашне. Весна».

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play