Северный Травелог: художники Швеции в Московском музее современного искусства

Северный Травелог: художники Швеции в Московском музее современного искусства

Приглашенные художники: Матс Адельман и Ильва Вестерлунд, Мерич Альгюн, Петра Бауэр, Гунилла Клингберг, Маттс Лейдерстам, Оливия Плендер, Салад Хилоуле.
Кураторы программы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян, Мария Линд
Даты: 2022-2023 гг.

Московский музей современного искусства и Посольство Швеции в России представляют программу персональных экспозиций восьми художников, которые живут и работают в Швеции. Каждый проект будет состоять из одной инсталляции или цельной серии работ в новой авторской интерпретации, учитывающей пространство музея и российский культурно-исторический контекст. Выставки будут проходить в течение года на разных площадках MMOMA, в том числе в Образовательном центре и Музее Вадима Сидура – в экспозиционных залах и неожиданных локациях.

Оглядываясь на богатую традицию записок иностранных путешественников о России, кураторы программы предлагают художникам, выросшим в Швеции или приехавшим в эту скандинавскую страну в сознательном возрасте, побывать в Москве, показать свои работы в непривычном окружении, поделиться возникшими наблюдениями и комментариями. В сегодняшнем мире, когда границы (в разном значении этого понятия) вновь актуализируются, передвижения между странами крайне затруднены, глобальное медийное поле множит призывы к разделению, а люди изолированы в социальных сетях и цифровых мирах «постправды», особенно ценным – пусть и слегка старомодным – кажется настоящее творческое путешествие вдоль северных широт с запада на восток. Хочется надеяться, что рождающийся в этом живом опыте диалог, при определенных взаимных усилиях, позволит посмотреть на собеседника без предубеждения и экзотизации, приблизит к пониманию другого, а в конечном счете и себя самого.

Сюжеты, над которыми размышляют художники программы, непосредственно связаны с их жизнью в Швеции, но обнаруживают при этом любопытные параллели с российской действительностью. Не только на уровне географии и климата, где «север», «снег» или «Балтийское море» выступают общими знаменателями, но в том, что касается городской повседневности модернистских спальных районов, социалистического наследия и ценностей социального государства, истории изгнаний и миграции, наконец, вполне общечеловеческих тревог и надежд. И если благодаря этим выставкам-встречам (безотносительно их привязки к современной досуговой индустрии или культурной дипломатии) обе стороны смогут задуматься о тонких, противоречивых связях между природными ландшафтами, художественными устремлениями и коллективным воображением, если благодаря перекрестному восприятию возникнет эмоциональный отклик, то путешествия участников программы на самолетах из Швеции в Россию и обратно окажутся ненапрасными.

 

Матс Адельман и Ильва Вестерлунд. Пустошь грёз

Матс Адельман и Ильва Вестерлунд. Пустошь грёз

11 февраля – 13 марта 2022
Образовательный центр MMOMA (Ермолаевский пер., 17)
4 этаж, Пространство Б

Куратор: Анастасия Нефедова

Первой выставкой программы станет «Пустошь грез» Ильвы Вестерлунд и Матса Адельмана – художественный проект по изучению природной среды поля Ерва в пригороде Стокгольма. С 2016 года художники проводят наблюдения или, пользуясь их собственным термином, полевые экскурсии, исследуя птиц, биотопы, водные объекты и следы человеческой жизнедеятельности в данной местности. Результатом их размышлений становятся произведения, в которых сосуществование человеческих и нечеловеческих акторов признается неотъемлемым фактором сегодняшней действительности, а встреча природных и культурных феноменов порождает возможные альтернативы.

Поле Ерва представляет уникальный пример биоразнообразия, находящийся при этом в непосредственной близости к городу. Одним из центральных объектов на выставке является настенный рисунок Вестерлунд «Говори, ручей». В нём она создает пространство «взаимопроникновения», основанного на текучести, вибрации и зыбкости агентов, идей, фантазий, чувств и времени. Уход от прямого высказывания является общей чертой в произведениях художников. В скульптурах и акварелях, составляющих серии «Исследование птиц в акварели» и «Исследования птиц в дереве», Адельман не пытается каталогизировать и предъявить доминирующие знание о наблюдаемых особях. В его подходе присутствует желание встретиться с «неизведанным» и запечатлеть этот опыт. Проблематика описания и интерпретации подобной встречи рассматриваются в фильме «Анабиоз», снятом художником на камеру Super 8.

 

Оливия Плендер. Комтемотта

Оливия Плендер. Комтемотта

26 февраля – 3 апреля 2022
Образовательный центр MMOMA (Ермолаевский пер., 17)
2 этаж, библиотека

Кураторы: Андрей Егоров, Анна Арутюнян, Мария Линд

Продолжит программу проект Оливии Плендер «Комтемотта» – посвящение Женской школе гражданских прав в усадьбе Фогельстад на юго-востоке Швеции в лене Сёдерманланд. Экспозиция разместится в Библиотеке, вестибюле и на лестницах Образовательного центра MMOMA.
 
Школа Фогельстад – уникальное учреждение, открытое сто лет назад, в 1921 г., сразу после того, как шведские женщины получили право голосовать и быть избранными в парламент. Это был смелый педагогический эксперимент, призванный научить студенток их новой общественной роли – «быть гражданами» и принимать посильное участие в политической жизни. Различные элементы инсталляции Оливии Плендер в Образовательном центре MMOMA основаны на ролевой игре, которая была разработана в Школе Фогельстад и предполагала решение различных политических и социальных задач-ситуаций в вымышленном городе под названием Комтемотта (Kom Te Måtta). Выставку дополняют архивные фотографии Школы Фогельстад.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play