Сергей Шнуров засекретил свою выставку в музее Эрарта

Музей современного искусства ЭРАРТА

Сергей Шнуров. 'Рубашка'. 2005 год, х. м. Коллекция музея Эрарта
Сергей Шнуров. "Рубашка". 2005 год, х. м. Коллекция музея Эрарта

Выставка «Ретроспектива брендреализма»

09.02 – 09.04
18+

Эпатажный музыкант, философ и шоумен Сергей Шнуров решил до последнего держать в тайне информацию о своей выставке «Ретроспектива бренд-реализма», которая открывается 9 февраля 2017 года в музее современного искусства Эрарта. На выставке будут представлены картины и арт-объекты.

Художник сохраняет интригу об экспонатах, намекая лишь на объединяющую идею в названии экспозиции. Брендреализм - направление в искусстве, предметом которого являются не реальные объекты, а структура реальности, в которой они находятся. Брендреализм провозглашен  в 2007 году музыкантом и художником Сергеем Шнуровым. Ретроспектива отмечает десятилетие направления.

Согласно постулатам брендреализма, человек XXI века окружен не чистыми явлениями, а лишь продуктами-брендами, сгенерированными искусственно. Он одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах. Сам того не замечая, он выбирает их объектами своего поклонения. За знаниями он обращается к брендам научных школ и корпораций, за деталями - к бренду Википедии, за верой - к клерикальным институтам, за смыслом жизни - к телевизионным реалиям и каталогам новых товаров. Достойная работа и хорошее самочувствие достигаются с помощью использования тех или иных образовательных и оздоровительных брендов. В результате последняя модель модной марки становится предметом эмоционального вожделения, как священная книга или внеземной сан. Сами эмоции давно утратили непосредственность. Они черпаются из компьютерных игр и ТВ-шоу.

Жизнь перестала быть экзистенциальной проблемой. Сегодняшний человек идентифицирует с брендами не только успешность и благосостояние, но и все основные устремления своей жизни. "Жить" сводится сегодня к району проживания (бренд Купчино не предлагать), статусу подручных средств ("статусный" ли у тебя автомобиль?), к имеющимся во владении аксессуарам (седьмой айфон - хорошо, а вот с "Galaxy Note 7" вышла неувязка), и т. д. Есть ли для самоидентификации что-то помимо этого?

Чтобы появилось, необходимо остаться внутренне свободным. Или приобрести знания об иных, внеэмпирических ценностях. Выбирая в начале жизни между Кока-Колой и Пепси-Колой, а конце между Роллс-Ройсом и Бентли человек блуждает в зеркальном лабиринте, принимая искаженные отражения за реальность. Бог не выйдет из бутика! В XX веке именно об этом предупреждала структуралистская философия со всеми ее "мифологиями" и "обществами спектакля".

Современное искусство тоже стало частью общей теории брендов. Вдохновение и профессиональная работа с материалом есть лишь ничтожная составляющая арт-мира. Современный художник подстраивает своё творчество под бренд-образ потенциального покупателя своих работ: человека модного, обеспеченного, неглупого, остроумного, обладающего статусом, следящего за новинками. И старается соответствовать сразу всем этим его качествам. Само торжественно-сакральное понятие "творчество" обернулось сегодня очередным статусным брендом.

Брендреализм выбирает критическое отношение и к искусству, и к бренд-маркам как таковым, порождённым реалиями рекламных технологий. Сложившиеся сегодня упрощенные общественные клише он критикует как несостоятельные. "Слишком человеческие" слабости протестантски характеризуются брендреалистами как недостойные жизни духа. Они настойчиво провозглашают, что "быть не таким, как все", обладать уникальными продуктами - это ценности не исконные, а приобретённые человеком. Что они не раскрывают его внутренней сущности, удаляя от возможности осмысления структуры, лежащей в основе окружающей реальности.

Брендреализм строится на системном подходе. Он борется с рассеянностью сознания. В нем отсутствует болезненная сфокусированность на общественных дилеммах, таких как серьёзное/несерьезное, сакральное/профанное, рукодельное/роботизированное, реальное/виртуальное. Искусство брендреализма не должно быть красивым; не должно нести ни добра, ни зла; не обязано быть парадоксальным; не претендует на изысканную ироничность. Оно ничем никому не обязано и никому ничего не должно. Оно свободно как природа и созидающий человеческий дух, для которого заранее смешон любой надутый серьезностью постулат, а нечто, кажущееся полной чушью, вдруг может быть осмыслено как до предела серьезное. 

Возможна ли критическая свобода в условиях брендреализма, где любое означающее становится символом и как следствие брендом? С этим вопросом брендреализм входит в своё второе десятилетие.

Закрытый вернисаж персональной выставки Сергея Шнурова в музее современного искусства Эрарта пройдет 8 февраля. Для широкой публики экспозиция будет открыта с 9 февраля по 9 апреля 2017 года.

Отметим, что одну работу лидера группы «Ленинград» в музее Эрарта зрители могут увидеть уже сейчас. В постоянной коллекции уже несколько лет хранится работа Сергея Шнурова «Рубашка». На синем фоне живописец изобразил простую желтую рубашку с биркой модного дома D&G. Компанию «Рубашке» в зале с недавних пор составляют настоящие «лабутены».

Официальным партнером выставки выступает мобильный оператор Tele2.

 

***

Эрарта – крупнейший музей современного искусства в России, является частью обязательной программы знакомства с культурой России. В пятиэтажном здании площадью в 10000 кв.м. одно крыло отведено под постоянную экспозицию – крупнейшую частную коллекцию современного искусства в России, состоящую из 2300 работ более чем 250 художников со всех регионов страны. Еще два крыла отданы временным экспозициям, в которых ежегодно проходит более 50 выставок. В Эрарте все время кипит жизнь: практически каждый день в зале Эрарта Сцена проходят мероприятия различного формата (спектакли, концерты, кинопоказы, лекции, творческие вечера). За шесть лет существования музей Эрарта, по мнению популярного туристического портала TripAdvisor, вошел в десятку лучших музеев России, был неоднократно включен в список интересных достопримечательностей крупнейшего издания путеводителей в мире Lonely Planet, а также стал первым отечественным музеем современного искусства, представленным в проекте Google Art Project.

erarta.com

 

TELE2
Tele2 – оператор мобильной связи, который работает в России с 2003 года. После закрытия сделки по созданию нового федерального оператора мобильной связи путем интеграции Tele2 и сотовых активов «Ростелекома» компания работает в 65 регионах России, включая Москву и Московскую область. По итогам II квартала 2016 года абонентская база компании составила 38,9 миллиона пользователей. Продуктовый портфель Tele2 включает предложения как для физических лиц, так и для бизнеса. Частным и корпоративным клиентам Tele2 гарантирует низкие цены и высокое качество услуг, простоту в подключении и использовании, отличный уровень сервиса.

 

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play