САЛЬВАДОР ДАЛИ И МЕДИА. ОТКРЫТИЕ В ММОМА. 29 ОКТЯБРЯ, ГОГОЛЕВСКИЙ 10

ОТКРЫТИЕ
29 ОКТЯБРЯ, 2014, СРЕДА, 19:00

ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ
30 ОКТЯБРЯ, 2014 – 1 ФЕВРАЛЯ, 2015

КУРАТОР
АЛЕНА ДОЛЕЦКАЯ

ММОМА,
ГОГОЛЕВСКИЙ 10

Московский музей современного искусства совместно с Фондом «Гала-Сальвадор Дали, Фигерас» представляют выставку «Сальвадор Дали и медиа». Впервые в России работы одного из самых известных провокаторов в искусстве ХХ века будут представлены сквозь призму медиа. Партнером выставки стал испанский ювелирный дом Carrera y Carrera, который представит в одном из залов Гоголевского 10 спецпроект – фантазию на тему того, как бы выглядел сейчас результат совместной работы для глянцевых изданий Carrera y Carrera и Дали.

Традиционно работы Сальвадора Дали в медиа делят на периоды, напрямую связанные с геополитической ситуацией в мире. Однако выставка в ММОМА не будет построена по хронологическому принципу. Зритель сам выбирает последовательность осмотра экспозиции. Концептуально выставка будет поделена на два блока, неразрывно связанных друг с другом. Первый, Дали за работой: обложки и статьи для Vogue, GQ, TV Guide, Newsweek, Town&Country, This Week magazine и многих других изданий представят Дали как иллюстратора и арт-директора, писателя и редактора. Каждая новая роль художника будет рассказана в залах ММОМА. Второй – мир образов, ставших неотъемлемой частью эпохи «четвертой власти», в которой творил художник. Гигантское яйцо, женские ножки в чулках Bryans, губы и, конечно, знаменитые витиеватые усы создадут уникальное пространство безумного мира Дали. Но сюрреализм будет прерван рациональным залом, без которого невозможно представить себе работу гения с медиа. Цифры в мире художника сопровождали его с первых «проб»: будь то тираж издания, для которого он писал, количество его обложек или размер гонорара для одного из крупнейших издательских домов.

Творчество Дали в средствах массовой информации неразрывно связано с художественными образами автора. Его иллюстраторская деятельность не была случайным или временным увлечением, она составляла одну из основ не только его работы, но и всей далинианы, которая продолжается и сегодня. Момент творческого становления художника и первого этапа его карьеры пришелся на посткризисный период, первую пятилетку и «Новый курс» Франклино Делано Рузвельта. Политическая ситуация в мире определила время «умных» журналов (L’Amic de les arts («Друг искусств»), Gaseta de les Arts («Газета искусств»), «Минотавр»), в которых Дали выступал активным теоретиком. Во вторую половину тридцатых годов расцвело общество потребления, с ним пришел глянец, тогда же появились и многотиражки. В поисках сенсации и те, и другие обращались к художнику за помощью, он, в свою очередь, активно эксплуатировал свой образ, легко перевоплощаясь в сотрудника средств массовой информации, будь то иллюстратор или редактор, а иногда и в самого издателя. Дали повторял одни и те же эксцентричные темы, особенно очевидным это становится в 1934 году на страницах 60-миллионного еженедельника American Weekly короля прессы Уильяма Хёрста. Уникальность работ Дали и медиа заключалась в его удивительной способности общаться с читателями на уровне понятных символов, которые, в свою очередь, делали любую кампанию Дали успешной, будь то реклама «Изотты», или губной помады Chen Yu. В 1939 году, когда теория «сюрреалистического объекта» уже захватила мир, Сальвадор Дали заключает контракт с Conde Nast, тогда же женские головы-букеты окончательно войдут в набор художественных образов автора. Серия знаменитых шелковых чулок рекламы Bryans была опубликована годом позже. Десятки женских ног указывают то в небо, то в землю, где-то они превращаются в крылья пегасов, двоятся симметричными арками, двусмысленно выглядывают из-за кресел. В первые годы Второй мировой войны Дали оформит разворот 42 номера журнала Click на темы сновидений, моды в стиле сюрреализма.

Дали-художник стал живой легендой спустя всего десять лет: первые годы послевоенного десятилетия воплотило в жизнь идею всеобщей мобилизации, рынок лишился прежних законов, став зоной свободной торговли. Именно в это время Дали стал уделять особое внимание средствам массовой информации как наиболее лояльному для экспериментов пространству. Подтверждением тому стал первый номер журнала Dali News. Monarch of the Dalies, имитация известной газеты Daily News в четырехстраничном таблоидном формате на восемь колонок с громадными заголовками, вышел в 1945 году к открытию выставки Дали в галерее Бину в Нью-Йорке.

Тесное и продолжительное сотрудничество Дали с журналами и газетами было лишь частично освещено на знаменательной выставке 2004 года «Дали. Массовая культура», прошедшей в мадридском Национальном музее современного искусства имени королевы Софии в рамках празднования столетия со дня рождения великого испанского художника. В этом году мир празднует 110-й юбилей со дня рождения великого художника.

WWW.MMOMA.RU

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play