Проект Гёте-Института о цифровой грамотности на EMA Expo 2021

EXPERIMENTAL MUSIC AND ART (EMA) EXPO 2021

ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ
20.4–16.5.2021

МЕСТО
Образовательный центр ММОМА, Ермолаевский 17

КУРАТОР ПРОЕКТА
Глеб Глонти

КУРАТОР ВЫСТАВОЧНОЙ ЧАСТИ
Питер Кирн

КУРАТОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Анна Титовец

АРХИТЕКТУРНОЕ И ДИЗАЙН
РЕШЕНИЕ ПРОЕКТА
Архитектурное бюро Лоджик

Московский музей современного искусства и компания Kotä представляют проект, в котором 11 художников из Швейцарии, Германии, Аргентины и России изучают актуальные аспекты социальной повестки через язык звука, цифрового и технологического искусства. Выставка расположится на пяти этажах Образовательного центра ММОМА. Проект дополнит обширная публичная программа, где будут рассмотрены такие темы, как искусство новых медиа, альтернативные внеинституциональные инициативы и другие вопросы.

EMA Expo исследует медиа-арт, саунд арт, аудио-визуальное и цифровое искусство, в 2021 году проект объединил кураторов из России и Европы. Образовательный центр музея выступает в роли звукового поля и информационного пространства, а зритель станет частью процесса трансформации цифрового мира в мир физический, ограниченный стенами здания. Художественные объекты проекта — скульптура, диджитал-, саунд- и био-арт — присутствуют в пространстве ММОМА в форме как реального, так и виртуального воплощения.

В центре внимания выставки — соединение современного человека и технологий в моменте, который художники переосмысливают в своих работах. Непредсказуемость процессов, постоянно меняющиеся формы ощущения себя и восприятия времени сливаются в так называемую сверхтекучесть: подвижную, неоднородную, не замкнутую на самой себе. Технологии позволяют художникам развиваться быстрее, чем кризисы, с которыми сталкивается общество. По словам куратора выставки Питера Кирна, электронное медиаискусство уже прошло через фазы самоусиливающейся новизны, самореферентной иронии и даже ретромании. Теперь эти средства сливаются с культурным языком, мощным инструментом воздействия на изменения в обществе в целом.

Проект-исследование Бориса Шершенкова рассматривает процессы зарождения и развития первых представителей технобиологических форм жизни: зритель увидит образцы электрофлоры, собранные в различных районах Санкт-Петербурга, и сможет услышать электромагнитные проявления их жизнедеятельности. Работа Сары Кульман исследует различные аспекты предвзятости как непреодолимого явления, которое искажает восприятие информации и вносит дисбаланс в коллективное знание. Работа Imperfect Simulations Анны Титовец Intektra исследует понятие «времени» в современном «цифровом» мире. Отдельная линия художественного исследования опирается на теорию моделирования опасности (Threat Simulation Theory) финского психолога Антти Ревонсуо, в которой он выражал мысль, что сновидения не являются случайным побочным продуктом эволюции. Их первоначальной функцией могло быть воспроизведение и моделирование опасных ситуаций реальности, дающее дополнительный опыт. Бирке Лу изучает историю объяснений «млечного пути» и размышляет об умении отличать факты от вымысла. Работа в ММОМА станет продолжением исследования художницы об изучении человечеством млечного пути как объекта в пространстве. По итогу десяти выставочных проектов результат изучения будет опубликован в книге автора. Инсталляция «Местная власть» группы Aebersold x Handberg описывает город как живой организм, в котором происходят разные процессы между властью и горожанами. Лукас Гутьерес рассматривает процесс ожидания и самолюбования как постоянно развивающуюся форму существования человека в пространстве и времени. В работе Сергея Костырко алгоритмы компьютерного зрения, наблюдающего за живыми существами, формируют данные, которые затем используются для управления алгоритмической музыкальной композицией. Группа! Mediengruppe Bitnik разбирают отношения интеллектуальных личных помощников — мозга умного дома — с его непосредственным хозяином и то, как человек может полагаться на эти полуавтономные устройства. В основе работы Романа Головко лежит момент совпадения 4-х нот и соответствие обозначения их буквенной нотации 4-м буквам латинского алфавита, образующее слово C A G E (клетка). Аккорд из До—Ля—Соль—Ми создает массивное звуковое полотно, в котором звучит слово C—A—G—E и возникает ситуация коллективной художественной коммуникации. Михаил Мясоедов в своей работе размышляет о том, как медиа-арт технологии могут быть использованы для релаксации и переключения внимания человека от повседневного рутинного опыта.

Также в рамках EMA Expo будет реализован проект Гёте-Института «Data CTRL Centre», направленный на популяризацию медиаграмотности и защиты персональных данных в интернете. Проект включает в себя онлайн- и офлайн-выставку, разработанную и подготовленную «Tactical Tech» (Берлин) и «Куншт» (Киев).

Одна из задач проекта — создать среду, стимулирующую развитие совместных художественных, научных и технологических исследований в области звукового и технологического искусства. В рамках выставки пройдет серия офлайн и онлайн встреч, а также дискуссии с приглашенными кураторами, художниками и экспертами на такие темы, как потенциал активизма и социальных изменений через искусство новых медиа, художественные стратегии медиаискусства и окружающая среда, альтернативные внеинституциональные инициативы и другие вопросы.

EMA Expo 2021 станет продолжением многолетнего сотрудничества MMOMA и Kotä. В 2016 году музей поддержал запуск фестиваля EMA Expo и провел одно из событий публичной программы на своей выставочной площадке. Позднее, в 2018 году, компания Kota в числе первых партнеров только что открывшегося Образовательного центра ММОМА, провела открытую публичную программу второго фестиваля EMA Expo. В течение года здесь проходили встречи, лекции, мастер-классы, круглые столы, на которых обсуждались актуальные вопросы экспериментальной музыкальной сцены, звуковой экологии, технологий создания звука и многое другое.

ХУДОЖНИКИ ПРОЕКТА
Aebersold x Handberg
!Mediengruppe Bitnik
Роман Головко
Лукас Гутьерес
Сергей Костырко
Сара Кульманн
Бирке Лу
Михаил Мясоедов
Анна Титовец Intektra
Борис Шершенков

О КУРАТОРАХ

ГЛЕБ ГЛОНТИ
Куратор и генеральный продюсер компании Kotä и фестиваля EMA Expo.

ПИТЕР КИРН
Независимый куратор и художник, работает с ведущими фестивалями прогрессивного искусства и музыки CTM MUTEK и SONAR+D, а также создает платформу для обмена опытом для художников.

АННА ТИТОВЕЦ
Медиахудожник, куратор в области цифровых и новых медиа. Основатель и программный директор фестиваля аудиовизуальных экспериментов и медиаискусства Plums Fest, в прошлом куратор фестиваля Pixels Fest (Екатеринбург), приглашенный куратор фестиваля Ars Electronica (Австрия, Линц), сокуратор фестиваля науки, искусства и технологий «Политех» и множества других фестивалей, образовательных программ и выставок в России и Европе. В данный момент работает в качестве куратора и креативного директора над экспозицией нового Музея Криптографии.

О KOTÄ
Kotä — компания, осуществляющая проекты в сфере искусства, музыкальное издательство и лаборатория звуковых исследований.
С 2011 года Kotä курирует и развивает инновационные проекты в сфере звукового, композиторского и цифрового искусства, организуя выставки, образовательные программы и воркшопы, музыкальные мероприятия в различных городах России и Европы.
Патрон EMA Expo. Программа EMA Expo из года в год посвящена современному междисциплинарному диалогу искусств и актуальным темам социальной повестки. Проводится с 2016 года.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play