Презентация фонда художника Константина Кузнецова в Государственном институте искусствознания

Государственный институт искусствознания и Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова

Константин Кузнецов: возвращение в контекст

22 и 23 апреля 2019 года

Константин Кузнецов: возвращение в контекст

Государственный институт искусствознания и Фонд содействия сохранению творческого наследия художника Константина Павловича Кузнецова представит научно-просветительскую программу, посвященную творчеству выдающегося художника русского художественного зарубежья, вновь открываемого ныне благодаря усилиям собирателей и исследователей искусства XX века.

22 апреля в 15.00 в Государственном институте искусствознания состоится презентация фонда художника Константина Кузнецова. Организация ведет свою деятельность в Москве с 2015 года. Фондом будет представлена книга «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» – первое издание о художнике на русском языке. В рамках презентации впервые в России будет показана экспозиция произведений Константина Кузнецова 1900–1930-х годов.

В презентации примут участие: Наталия Сиповская (директор Государственного института искусствознания), Алексей Петухов (старший научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина), Дмитрий Мордвинцев (руководитель студии графического дизайна ABCdesign), Константин Ещеркин (директор Фонда Константина Кузнецова), Екатерина Усова (автор исследования, заместитель директора Фонда Константина Кузнецова по научной работе) и др.

Сбор гостей 14.30 – 15.00
Адрес: ГИИ 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5

23 апреля с 12.00 до 18.00 – круглый стол «Константин Кузнецов: возвращение в контекст»

Круглый стол посвящен творчеству Константина Кузнецова, уроженца Нижегородской губернии, с 1900-о года осевшего в Париже и ставшего с начала 1900-х годов постоянным экспонентом известных парижских салонов (Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых). Тематика круглого стола: творчество художника в контексте французского искусства первой трети XX века и новое открытие его наследия для российской публики.

С докладами выступят специалисты из Музея изящных искусств Понт-Авена, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Государственного Эрмитажа, НИИ Российской Академии Художеств, Государственного института искусствознания, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и других ведущих научных и музейных организаций.
Творчество Константина Кузнецова (1863–1936) принадлежит как отечественному, так и общеевропейскому контексту. Художник происходил из России, однако жил и работал в Париже, в центре артистической богемы, на Монпарнасе. Его картины экспонировались на отечественных и зарубежных выставках рядом с произведениями В.В. Кандинского, В.Э. Борисова-Мусатова, М.Ф. Ларионова, А. Матисса, М. Дени, П. Боннара. Он получил художественное образование в частной академии Фернана Кормона, учителя А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога, Л. Анкетена, Э. Бернара, и добился признания в европейской выставочной среде. Он много писал, был обласкан французской критикой и публикой: один из немногих русских художников, он был принят в престижный салон Société Nationale des Beaux-Arts, ежегодно принимал участие в салоне Независимых и Осеннем салоне, являлся предметом пристального внимания известных критиков – Франсуа Тьебо-Сиссона, Роже Маркса, Гийома Аполлинера, Александра Бенуа.

Наследие Константина Кузнецова демонстрирует исключительную историческую ситуацию. Собрание художника начала прошлого века сохранилось в целостном виде – так, как если бы только что вышло из его мастерской. Причиной тому является уникальная судьба самого автора: Кузнецов происходил из богатой купеческой семьи и, переехав во Францию, долгое время располагал средствами, которые позволяли ему не продавать свои работы. Он не желал сотрудничать с галеристами и, по воспоминаниям дочери, даже отказался заключить контракт с прославленным галеристом Амбруазом Волларом. Когда Константин Павлович Кузнецов в 1936 году ушел из жизни, в его ателье на рю Буассонад в Париже остались почти все его картины.

Сегодня произведения Константина Кузнецова представлены в музеях мирового уровня: Музее Орсе и Музее Карнавале в Париже, в Музее изящных искусств Понт-Авена, Музее Эжена Будена в Онфлёре, Музее изящных искусств Кемпера, Художественном музее Гааги, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. И лишь недавно уникальная коллекция работ художника вернулась в Россию.

Наследие мастера было открыто российскими искусствоведами во Франции, где оно хранилось у потомков художника. Собрание произведений, насчитывающее более 300 живописных и более 100 графических работ, в настоящее время передано Фонду Константина Кузнецова,созданному для сохранения и изучения его наследия. Организация основана коллекционером и предпринимателем Андреем Щербининым.

В настоящее время привезенные в Москву холсты исследуются и реставрируются. Их сохранность уникальна, на каждой из картин остались авторские пометы, выставочные ярлыки, номера парижских салонов.

Сегодня произведения художника регулярно участвуют в музейных проектах во Франции, и тем не менее его имя остается мало знакомым российскому зрителю. По мнению представителей Фонда, для этого мастера, которого французы называли «одним из нас», настало время вернуться в контекст отечественного искусствознания.

 

Информация об издании

Издание «Константин Кузнецов: русский, который один из нас» – результат нескольких лет изучения картин художника и поисков редких материалов в архивах России и Франции (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород – родина Кузнецова, Национальный архив Франции). Среди самых интересных находок – переписка Константина Кузнецова и Борисова-Мусатова, обнаруженная в отделе рукописей Государственного Русского музея.

При подготовке издания исследователи опирались на каталог-архив, составленный внучкой художника Моник Вивье-Брантом. Он позволяет установить название, место создания, датировку и историю большинства работ Кузнецова.

Автор исследования – сотрудник Фонда, кандидат искусствоведения, специалист по зарубежному искусству XIX – начала XX века Екатерина Усова. Вступительная статья к изданию написана Алексеем Петуховым, старшим научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранителем коллекции нового французского искусства.

Книга о Кузнецове подготовлена студией графического дизайна ABCdesign.
ISBN 978-5-4330-0092-6

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play