Первая зарубежная выставка русского авангардиста Ивана Клюна в Салониках (Греция)

Иван Клюн. Супрематизм, 1917. Фрагмент. Живопись
Иван Клюн. Супрематизм, 1917. Фрагмент. Живопись.
Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (MOMus, Салоники, Греция)

Иван Клюн
Трансцендентные пейзажи. Летающие скульптуры. Световые сферы

Выставка открыта с 2 июля по 19 сентября 2021
MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Салоники, Греция)

 

MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки, Салоники, Греция, представляет первую зарубежную выставку произведений русского авангардиста Ивана Клюна — «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи. Летающие скульптуры. Световые сферы», которая пройдет с 2 июля по 19 сентября 2021 года. Выставка Ивана Клюна в Салониках проходит одновременно с выставкой «Иван Кудряшов. К 125-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее, 32 предмета для которой предоставил Музей искусства модернизма.

Выставка Ивана Клюна, в основу которой легли произведения и архивные материалы из MOMus — Музея искусства модернизма — коллекции Костаки, расскажет о творческом пути русского авангардиста, живописца, скульптора, теоретика искусства и педагога, оставившего след во всех новаторских художественных направлениях своего времени, включая неоимпрессионизм, символизм, кубофутуризм и беспредметное искусство.

Иван Клюн (Иван Васильевич Клюн, настоящая фамилия Клюнков, 1873, д. Большие горки — 1943, Москва) начал создавать беспредметные композиции еще в 1914 году. Он входил в созданное Казимиром Малевичем объединение художников-авангардистов «Супремус», однако предложил собственное видение супрематизма. В начале 1920-х он обстоятельно изучал стихии формы, света и цвета и разработал свой личный метод, теорию света и движения в пространстве, воплотившуюся в построенной на сферических формах беспредметной живописи. За его непродолжительной преподавательской деятельностью в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) последовала многолетняя исследовательско-экспериментальная работа.

В 1934 году, когда соцреализм был провозглашен официальным и единственно возможным художественным методом, Клюн заявил о своем возвращении к реалистической живописи, но ему было очень сложно приспособиться к новым условиям, к нему все реже поступали заказы, и в конце концов его исключили из Всероссийского кооперативного союза работников изобразительных искусств.

Мария Цанцаноглу, директор MOMus — Музея искусства модернизма — коллекции Костаки, куратор выставки, сказала: «Иван Клюн — один из ключевых представителей первой волны русского авангарда, обладатель самобытной художественной манеры, сторонник методологического подхода к новаторским течениям и направлениям начала XX века. Он был близким другом Казимира Малевича и поэтому долго пребывал в его тени. Настоящая выставка призвана исправить эту несправедливость. Клюн был одаренный живописец, чьи теории цвета и света в 1910-х годах оказали влияние не только на самого Малевича, но и на беспредметное искусство в целом».

В коллекции Костаки Музея искусства модернизма MOMus собраны 383 графические и живописные работы Ивана Клюна, а также уникальные архивные материалы: письма, рукописи, литографии, учебные материалы и т. д. В архиве музея также представлены важные подготовительные рисунки Ивана Клюна, благодаря которым можно составить представление о некоторых утраченных работах.

Первая персональная выставка Ивана Клюна, представившая его работы из коллекции Георгия Костаки, прошла в 1972 году в Ленинградском институте ядерной физики им. Б.П. Константинова, Доме культуры Института атомной энергии имени И. В. Курчатова (ныне НИЦ «Курчатовский институт»). Вторая — в 1999 году в Третьяковской галерее, которая впервые включала произведения живописи, графики и редкую в творчестве художника скульптуру из Музея живописной культуры, прижизненные поступления и дар Георгия Костаки. MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Салоники, Греция) представляет первую зарубежную персоналию Ивана Клюна.

Выставку Ивана Клюна посетит генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Она подчеркнула значимость сотрудничества двух музеев, объединенных коллекцией Георгия Дионисовича Костаки, которая имеет уже свою историю и огромный потенциал для дальнейшего и всестороннего развития. «Это важный шаг для продвижения феномена русского авангарда на Западе, — в преддверии открытия выставки сказала Зельфира Трегулова. — Третьяковскую галерею и Музей искусства модернизма объединяет общность коллекции Костаки. Все выставки из коллекции Георгия Костаки для нас чрезвычайно важны. Коллекционер обладал исключительным художественным чутьем, и среди собранных им вещей есть картины, которые стали визитными карточками ряда художников».

MOMus и Государственная Третьяковская галерея давно и тесно сотрудничают. Экспонаты из Музея искусства модернизма украшали такие выставки, как: «Эль Лисицкий. El Lissitzky» — первая масштабная ретроспектива Эль Лисицкого в России в 2017-2018 годах, «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» 2019-2020 года, выставка самых ярких представителей авангарда, впервые в музейной практике представившая реконструкцию экспозиции московского Музея живописной культуры.

С 18 мая по 22 августа 2021 года в Третьяковской галерее проходит выставка работ Ивана Кудряшова — живописца, графика, супрематиста, крупнейшего представителя космизма в искусстве прошлого века и главного идейного сподвижника Клюна в середине 1920-х годов. 32 предмета для выставки предоставил Музей искусства модернизма.

Два Ивана, два беспредметника — Клюн и Кудряшов — выставлялись вместе в одном зале и вызвали самую ожесточенную критику на первой выставке ОСТа в 1925 году. Так же рядом висят полотна Клюна и на выставке Кудряшова в Москве. Их общение в эти годы крайне важно для обоих. Кудряшов принадлежал к более молодому поколению художников, искренне откликнувшемуся на революционные преобразования. Для него только 1919-1921 годы стали началом невероятного творческого эксперимента, развивавшего художественные концепции его учителей во 2-х Г осударственных свободных художественных мастерских (ГСХМ) — Казимира Малевича и Натана Певзнера.

Музеи осуществляют научно-исследовательский обмен, проводят совместные работы в области изучения творческого наследия Георгия Костаки. В планах развивать сотрудничество в области реставрационных работ произведений авангарда.

В 2019 году в постоянной экспозиции Новой Третьяковки открылся именной зал, посвященный Г еоргию Костаки. Часть дара Костаки по-прежнему украшает персональные залы Филонова, Татлина и нового зала «беспредметного искусства».

Обе выставки — Ивана Кудряшова в Г осударственной Третьяковской галерее и Ивана Клюна в MOMus — Музее искусства модернизма — коллекции Костаки — вводят творчество крупных, но малоизученных мастеров русского авангарда в широкий контекст искусства ХХ века. Наследие этих художников сохранено и стало доступно публике во многом благодаря вниманию к ним крупнейшего коллекционера и знатока искусства русского авангарда Г еоргия Дионисовича Костаки.

Выставка «Иван Клюн. Трансцендентные пейзажи. Летающие скульптуры. Световые сферы» проходит при поддержке Heritage Art Foundation, Москва, попечительского совета Музея искусства модернизма MOMus и Фонда «Общество Малевича», Нью-Йорк.

Куратором выставки в Салониках выступила директор MOMus — Музея искусства модернизма — коллекции Костаки Мария Цанцаноглу, которая также отредактировала каталог выставки в сотрудничестве с главным хранителем музея Ангелики Харисту.

Мастерская скульптуры кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства факультета изящных искусств Университета Аристотеля в Салониках под руководством профессора скульптуры Ариса Кацилакиса организовала в рамках выставки реконструкции «летающих скульптур» Ивана Клюна и творческие мастерские с участием студентов третьего курса.

Работы для выставки также предоставили коллекционеры Ирина Правкина и Ивета и Тамаз Манашеровы.

Тексты для двуязычного каталога на английском и греческом написали искусствоведы Кристина Лоддер, Андрей Сарабьянов, Виктория Шиндлер, Мария Костаки и Мария Тимина.

Выставка проходит при поддержке:
Heritage Art Foundation, Москва Фонд «Общество Малевича», Нью-Йорк
Попечительский совет MOMus — Музей искусства модернизма — коллекция Костаки (Кристина Краснянская (президент), Константин и Виктория Янаковы, Андрей Чеглаков)

Цитаты:

Андреас Такие, председатель правления MOMus, сказал:

«Коллекция Костаки в Музее искусства модернизма MOMus не нуждается в представлении. Это крупнейшая и наиболее полная коллекция работ прославленных русских авангардистов за пределами России, уникальное с точки зрения его художественной и исторической ценности собрание, которым мы обязаны чуткой и проницательной натуре великого коллекционера Георгия Костаки. Ценность этого собрания заключается в том, что оно охватывает несколько десятилетий и являет собой в том числе замечательную летопись эволюции творчества и теоретических взглядов в рамках тех эстетических течений, которые сыграли столь важную роль в формировании нашего современного восприятия искусства и его роли в обществе. Большой вклад в эволюцию этих художественных направлений внес виднейший представитель русского авангарда Иван Клюн. Его творческий путь прошел через все основные направления в искусстве конца XIX — первого десятилетия XX века, от символизма, кубофутуризма и супрематизма до работ, основанных на его личной теории цвета и света».

Мария Цанцаноглу, директор MOMus — Музея искусства модернизма — коллекции Костаки, сказала:

«Иван Клюн — один из ключевых представителей первой волны русского авангарда, обладатель самобытной художественной манеры, сторонник методологического подхода к новаторским течениям и направлениям начала XX века. Он был близким другом Казимира Малевича и поэтому долго пребывал в его тени. Настоящая выставка призвана исправить эту несправедливость. Клюн был одаренный живописец, чьи теории цвета и света в 1910-х годах оказали влияние не только на самого Малевича, но и на беспредметное искусство в целом.
Клюн создал первые «мобили» в истории искусства ХХ века и рассматривал скульптуру как продолжение живописи, ее выход в третье измерение. Благодаря его работам и сочинениям мы можем осознать ту роль, которую сыграл русский авангард в развитии изобразительного искусства ХХ столетия. В коллекции Костаки Музея искусства модернизма MOMus представлено почти 400 работ Ивана Клюна, собраны уникальные архивные материалы. Это первая международная выставка Клюна, и я уверена, что она поможет открыть зрителю этого великого художника и экспериментатора».

Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи:

«Сотрудничество Государственной Третьяковской галереи и Музея искусства модернизма — коллекции Костаки, объединенных коллекцией Георгия Дионисовича Костаки, которая имеет уже свою историю и огромный потенциал для дальнейшего и всестороннего развития, чрезвычайно актуально сегодня. Это важный шаг для продвижения феномена русского авангарда на Западе, — подчеркнула Зельфира Трегулова. — Третьяковскую галерею и Музей искусства модернизма объединяет общность коллекции Костаки. Все выставки из коллекции Георгия Костаки для нас чрезвычайно важны. Коллекционер обладал исключительным художественным чутьем, и среди собранных им вещей есть картины, которые стали визитными карточками ряда художников».

Кристина Краснянская, президент попечительского совета:

«В преддверии открытия выставки Ивана Клюна я бы хотела подвести промежуточный итог работы попечительского совета музея, в который в прошлом году вошли Константин и Виктория Янаковы — коллекционеры и меценаты с греческими корнями. Новая стратегия развития MOMus, разработанная попечительским советом, направлена на укрепление роли Государственного музея современного искусства в Салониках как крупнейшего центра русского авангарда за пределами России. В этом году мы создаем благотворительный Фонд друзей Музея искусства модернизма — коллекции Костаки. Все собранные средства пойдут на развитие научно-исследовательской работы, образовательные и просветительские программы музея».

Константин и Виктория Янаковы, члены попечительского совета:

«Мы видим свою роль именно в объединении усилий двух музеев и двух стран по продвижению феномена русского авангарда на Западе и очень рады тому, что руководство Третьяковской галереи и музея Костаки положительно восприняло наши предложения и идеи. Благодаря совместной работе торжественное открытие выставки Ивана Клюна в 2021 году впервые посетит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, а также сотрудники ГТГ, проявившие искреннюю заинтересованность в сотрудничестве двух музеев, между которыми по воле великого коллекционера Георгия Дионисовича Костаки было разделено крупнейшее собрание русского авангарда. В 2019 году зал, посвященный Костаки, открылся в Новой Третьяковке».

Андрей Чеглаков, коллекционер и член попечительского совета музея, перед открытием выставки сказал:

«Посмотрите, какой любопытный зигзаг сюжета: бросив вызов аполлиническому, работы русских авангардистов, пропутешествовав три четверти века, нашли свою гавань в самом лоне эстетики белокурых атлетических богов и золотого сечения. Это ли не прекрасный повод еще раз прикоснуться взглядом к этим шедеврам, осознать, что будущее, о котором мы грезим, было явью для тех, кто творил Красоту, даже думая, что бросает ей вызов?»

 

Дополнительная информация:

Георгий Костаки «Мой авангард. Воспоминания коллекционера». — М.: Модус Граффити, 1993

С большим трудом отыскал я и несколько работ Клюна, которые тут же приобрел. С ним тоже было очень трудно. Многие его работы пропали. У Клюна был дом в Сокольниках. Когда началась война, эвакуация, ему пришлось оставить этот дом, как рассказывали, битком набитый работами художника. Знакомая актриса, снимавшая там же комнату, не стала эвакуироваться и осталась. Клюн попросил ее присмотреть за картинами. Часть работ хранилась на террасе. Доступное место для мальчишек из соседних домов! Они часто забирались туда и таскали работы. Таким образом пропали многие вещи. И у самого Клюна по пути из Москвы тоже случилась большая неприятность. Он взял с собой в эвакуацию большой пакет и положил его в мешок. Там была вся переписка Клюна с Малевичем и много рисунков Малевича. На одном из полустанков, когда Клюн пошел за кипятком, воры украли этот мешок. Думали, наверное, что там продукты. И этот драгоценный материал бесследно исчез... Позже мне все-таки удалось познакомиться с одной из дочерей Клюна. У нее хранилось совсем немного работ, но она мне их уступила и дала вдобавок бесплатно несколько рисунков, гуашей, сказав: «Это мне не нужно, но вам, может быть, пригодится». И при этом сообщила адрес своей сестры, к которой я тут же отправился. Ее коллекция оказалась богаче. И почти все мне удалось приобрести. Позже я получил еще несколько адресов и купил еще несколько Клюнов. Таким образом у меня образовалось большое собрание этого художника.

Иван Клюн, отрывок из автобиографии «Мой путь в искусстве», глава 18 «Свет как новая реальность», 1941-1942, архив Костаки

Распыление супрематических форм и формы предметов вывело меня на путь сферических изображений: все плавало и распылялось в воздушной сфере, переливалось разными гармоничными цветами; однако порой врывалась и конкретная форма. А это в свою очередь привело к передаче света и теней, которые также изображались одним или многими цветами.
Ведь свет в природе существует как реальность. Он может быть синий, красный, зеленый и так далее; а по форме круглый, овальный, треугольный и других форм. Эти формы и цвета могут быть сложными, перетекать один в другой или взаимно сливаться.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play