Памяти Герварта Вальдена: лекция и круглый стол в Еврейском музее и центре толерантности

7 и 14 декабря Еврейский музей и центр толерантности проведет мероприятия памяти Герварта Вальдена — одного из лидеров европейского авангарда начала ХХ века и основателя интернационального движения экспрессионистов.

Памяти Герварта Вальдена: лекция и круглый стол в Еврейском музее и центре толерантности

В 2021 году Еврейский музей и центр толерантности провел пресс-конференцию, посвященную выставке «Под знаком экспрессионизма. Выбор Герварта Вальдена». Осень 2023 года — год 110-летия первого немецкого «Осеннего салона», организованного Вальденом. По этому случаю в декабре в Еврейском музее и центре толерантности пройдут встречи памяти Герварта Вальдена. Мероприятия реализуются при поддержке компании «Северсталь».

Герварт Вальден (1879–1941) — основатель интернационального движения экспрессионистов, издатель популярного немецкого журнала «Штурм» (Der Sturm) и владелец одноименной берлинской галереи.

Нина Геташвили, «Экспрессионизм. Судьба движения. Памяти Г. Вальдена»

7 декабря, 19:30, кинозал нового пространства

Экспрессионизм, наряду с фовизмом, был первым направлением, родившимся в ХХ столетии. Оба они «объявились» в 1905 году. Но если сообщество французских «диких» распалось через два года, то немецкий экспрессионизм, распространившийся на все виды культуры (театр, музыка, кино, литература, архитектура, изобразительное искусство), продолжился и после Первой мировой войны, предлагая потрясенным зрителям самые различные изводы своих художественных исследований.

Наследием экспрессионизма вдохновлялись новаторы последующих поколений, однако судьбы его представителей были трагичны. Со времени прихода к власти национал-социалистов их творения получили политический и, по сути, медицинский диагноз «дегенератизма»; самим создателям «вырожденческого» искусства было запрещено заниматься творчеством, работы изымались, уничтожались. Также трагично сложился и жизненный путь яркого представителя направления Герварта Вальдена — писателя, художественного критика, художника, издателя и мецената, музыканта, композитора, эмигранта, погибшего в 1941 году в СССР. Эти события, как и судьба направления после войны, будут рассмотрены в лекции.

Лектор — Нина Геташвили, кандидат искусствоведения, почетный член Российской академии художеств, член правления Всероссийской Ассоциации искусствоведов (АИС), сопрезидент Международной Ассоциации художественных критиков (AICA), заслуженный работник Высшей школы РФ.

 

Круглый стол: «Куратор: странник / испытатель / дилетант?»

14 декабря, 19:30, кинозал нового пространства

Круглый стол посвящен памяти Герварта Вальдена, одного из самых страстных и одновременно загадочных просветителей в области авангарда 1910 – 1920-х годов. Издательство «Гараж» только что выпустило книгу Зинаиды Бонами о трагическом жизненном пути исследователя и продюсера нового искусства. Биография Вальдена связана с открытием главных имен стиля экспрессионизм, созданию сложной многогранной институциональной поддержке этого стиля. В 1910-е годы вальденовский Der Sturm был одновременно коммерческой и просветительской галереей, журналом, дискуссионным клубом, образовательным центром. Тем не менее Вальден представлял собой образ невероятно эрудированного романтического дилетанта, не имеющего, в отличие от его ретроградных оппонентов, академического образования в вопросах искусства. Возможно, это и помогло ему успешно достигать своих целей. Герварт Вальден был и трагическим странником, скитальцем, вынужденным перемещаться из страны в страну в самые трудные времена между первой и второй мировыми войнами. Эта тема создает вокруг его биографии таинственный ореол.

Зинаида Бонами назвала свой труд «Герварт Вальден — куратор нового искусства». В продолжение темы нам хотелось бы подумать о том, как пример жизни Вальдена, автодидакта, воодушевленного дилетанта, в чем-то авантюриста, помогает сегодня понять образ куратора-режиссера событий на территории искусства. К тому же в новой метареальности важна тема ускользания объекта искусства и тех, кто движется в направлении к этому объекту (художники, исследователи, режиссеры, кураторы). Оттого принципиальной становится и идея странствий (физического и метафорического) в складках мира.

Участники дискуссии:
Слава Нестеров, мультидисциплинарный художник, куратор, резидент художественной самоорганизации «ИП Виноградов».
Андрей Сельвестров, режиссер, продюсер, медиахудожник

Модератор — Сергей Хачатуров, историк искусства, куратор, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play