Открывается выставка Андрея Есионов в Российской академии художества

Выставка Андрея Есионов в Российской академии художества

Введение

Александр Рожин

Название персональной выставки произведений Андрея Есионова «Портрет художника...», не случайно. Существует известное представление о том, как видит себя сам художник и как себя позиционирует, и то, как его воспринимает зритель, критика.

Автопортрет — жанр сложный и субъективный, в нем всегда присутствует элемент идеали зации и гипертрофии. Другое дело, когда мнение о художнике, его имидживый рейтинг слага ется из мнений профессиональных искусствоведов, критиков, галеристов. В случае с экспози цией работ Андрея Есионова, о котором немало высказывались авторитетные представители художественной культуры разных стран и эстетических предпочтений, оказалось, что они поч ти единодушны в анализе и оценке творческого потенциала московского мастера живописи и графики. В совокупности разнородные вербальные отзывы сложились в многогранную оцен ку и личности, и искусства художника, иными словами — в его достаточно объективный портрет.

Так, российские, французские, итальянские, английские критики, возможно, сами того не ведая, сформировали мозаичный, подобный пазлу, портрет автора выставки, а его «автопорт рет» составляют произведения, представленные в экспозиции. Таким образом, у публики появ ляется возможность сопоставить реальное и воображаемое.

Портрету в широком смысле издавна предавалось особое значение. Он входил в круг интересов людей разных профессий, в первую очередь, конечно, деятелей культуры. До статочно вспомнить повесть Н. В. Гоголя «Портрет» или же «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайлда, можно перечитать их, тогда многое будет представляться каждому из нас в ином свете. Совокупность профессиональных критериев, как то: гармония пропорций, перспекти ва, игра света и тени, колористическая партитура — образуют прокрустово ложе, в которое должно укладываться понятие профессиональной культуры. Всем этим признакам безуслов но отвечает творчество Андрея Есионова, вместе с тем оно вмещает в себя куда больший спектр признаков большого искусства, определяемых автором данных строк, как «аксиома личности» самого художника. Видимо, поэтому столь велико пространство между эпитетами в адрес Андрея Есионова от вербального всплеска эмоций у замечательного итальянского живописца, академика Флорентийской академии Андреа Гранки: «Виртуоз третьего тысяче летия» до взвешенного анализа президента Флорентийской академии художеств Кристины Ачидини: «...по существу, пространство, которое отвел для себя Есионов, — это пространство свободы, где он освобожден от обязательств и ритуалов и может себе позволить окунуться без оглядки — тут подспорьем ему служит великолепная техника — в многолюдный океан иконографии мира».

Все это позволяет нам рассматривать и ощущать не просто отдельные произведения ху дожника в контексте авторской манеры и образного мышления, а в процессе развития его одухотворенного таланта, иными словами, эволюции творчества мастера, его воображения и фантазии, и ассоциативного восприятия реальности.

Подтверждением всему ранее написанному была экспозиция произведений Есионова в семи храмах Вечного города на семи холмах, и наконец в четвертом Риме — Москве в залах Российской академии художеств, которая всегда была эталоном уровня профессиональной культуры, духовности, мастерства и содержательности искусства. Искусство изначально обла дает особой необъяснимой сакральностью, что присуще и лучшим работам Андрея Есионова, он не ограничивает себя канонами и формами, всегда выходя на простор своего воображе ния. Возможно, одним из стимулов подобного воздействия на художника является амбивалент ность натуры и характера мастера. Будучи художником широкого жанрового и философского диапазона, он не имеет приоритетов в этом плане, поскольку в каждой работе видит продол жение предыдущих.

Его акварели и картины реалистичны, однако в них мы находим и метафоричность, и сим воличность, и даже сюрреалистические мотивы.

Достигая очередного горизонта в творчестве, как некой вершины, он открывает для себя следующий, тем самым стимулируя воображение знатоков, любителей и ценителей подлинного искусства.

Рисунки и этюды с натуры, сюжеты и персонажи, сценки и типажи в сознании автора транс формируются, превращаясь в сочиненные им самим назидательные новеллы, максимы и афо ризмы, всегда имеющие своеобразный подтекст.

Сознательно не анализируя отдельные произведения, представленные в экспозиции, сле дуя самой идее ее автора, предоставляем простор для ассоциаций зрителя, который является не просто созерцателем, а сотворцом художника. Андрей Есионов никогда не останавливается на достигнутом, строго избирательно воплощая свои замыслы всегда оставляет место для со мнений в праведности запечатленного, хотя он живет следуя своему призванию, но по зако нам, говоря словами А. С. Пушкина, «самим над собой поставленным». 

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play