Открывается выставка Андрея Есионов в Российской академии художества
Введение
Александр Рожин
Название персональной выставки произведений Андрея Есионова «Портрет художника...», не случайно. Существует известное представление о том, как видит себя сам художник и как себя позиционирует, и то, как его воспринимает зритель, критика.
Автопортрет — жанр сложный и субъективный, в нем всегда присутствует элемент идеали зации и гипертрофии. Другое дело, когда мнение о художнике, его имидживый рейтинг слага ется из мнений профессиональных искусствоведов, критиков, галеристов. В случае с экспози цией работ Андрея Есионова, о котором немало высказывались авторитетные представители художественной культуры разных стран и эстетических предпочтений, оказалось, что они поч ти единодушны в анализе и оценке творческого потенциала московского мастера живописи и графики. В совокупности разнородные вербальные отзывы сложились в многогранную оцен ку и личности, и искусства художника, иными словами — в его достаточно объективный портрет.
Так, российские, французские, итальянские, английские критики, возможно, сами того не ведая, сформировали мозаичный, подобный пазлу, портрет автора выставки, а его «автопорт рет» составляют произведения, представленные в экспозиции. Таким образом, у публики появ ляется возможность сопоставить реальное и воображаемое.
Портрету в широком смысле издавна предавалось особое значение. Он входил в круг интересов людей разных профессий, в первую очередь, конечно, деятелей культуры. До статочно вспомнить повесть Н. В. Гоголя «Портрет» или же «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайлда, можно перечитать их, тогда многое будет представляться каждому из нас в ином свете. Совокупность профессиональных критериев, как то: гармония пропорций, перспекти ва, игра света и тени, колористическая партитура — образуют прокрустово ложе, в которое должно укладываться понятие профессиональной культуры. Всем этим признакам безуслов но отвечает творчество Андрея Есионова, вместе с тем оно вмещает в себя куда больший спектр признаков большого искусства, определяемых автором данных строк, как «аксиома личности» самого художника. Видимо, поэтому столь велико пространство между эпитетами в адрес Андрея Есионова от вербального всплеска эмоций у замечательного итальянского живописца, академика Флорентийской академии Андреа Гранки: «Виртуоз третьего тысяче летия» до взвешенного анализа президента Флорентийской академии художеств Кристины Ачидини: «...по существу, пространство, которое отвел для себя Есионов, — это пространство свободы, где он освобожден от обязательств и ритуалов и может себе позволить окунуться без оглядки — тут подспорьем ему служит великолепная техника — в многолюдный океан иконографии мира».
Все это позволяет нам рассматривать и ощущать не просто отдельные произведения ху дожника в контексте авторской манеры и образного мышления, а в процессе развития его одухотворенного таланта, иными словами, эволюции творчества мастера, его воображения и фантазии, и ассоциативного восприятия реальности.
Подтверждением всему ранее написанному была экспозиция произведений Есионова в семи храмах Вечного города на семи холмах, и наконец в четвертом Риме — Москве в залах Российской академии художеств, которая всегда была эталоном уровня профессиональной культуры, духовности, мастерства и содержательности искусства. Искусство изначально обла дает особой необъяснимой сакральностью, что присуще и лучшим работам Андрея Есионова, он не ограничивает себя канонами и формами, всегда выходя на простор своего воображе ния. Возможно, одним из стимулов подобного воздействия на художника является амбивалент ность натуры и характера мастера. Будучи художником широкого жанрового и философского диапазона, он не имеет приоритетов в этом плане, поскольку в каждой работе видит продол жение предыдущих.
Его акварели и картины реалистичны, однако в них мы находим и метафоричность, и сим воличность, и даже сюрреалистические мотивы.
Достигая очередного горизонта в творчестве, как некой вершины, он открывает для себя следующий, тем самым стимулируя воображение знатоков, любителей и ценителей подлинного искусства.
Рисунки и этюды с натуры, сюжеты и персонажи, сценки и типажи в сознании автора транс формируются, превращаясь в сочиненные им самим назидательные новеллы, максимы и афо ризмы, всегда имеющие своеобразный подтекст.
Сознательно не анализируя отдельные произведения, представленные в экспозиции, сле дуя самой идее ее автора, предоставляем простор для ассоциаций зрителя, который является не просто созерцателем, а сотворцом художника. Андрей Есионов никогда не останавливается на достигнутом, строго избирательно воплощая свои замыслы всегда оставляет место для со мнений в праведности запечатленного, хотя он живет следуя своему призванию, но по зако нам, говоря словами А. С. Пушкина, «самим над собой поставленным».