ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВОЧНОГО СЕЗОНА В ММОМА НА ПЕТРОВКЕ 25

МОММА

ММОМА открывает весенний выставочный сезон!

На 2 этаже особняка откроется выставка дуэта Виталия Комара и Александра Меламида, а на 3 этаже — ретроспектива поэта и художника Генриха Худякова.

 

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
BREUS Foundation
Московский музей современного искусства

KOMAR & MELAMID

KOMAR & MELAMID

Куратор Андрей Ерофеев
При участии Иосифа Бакштейна

Дизайн экспозиции
Ирина Корина
Илья Вознесенский

22.03 — 09.06.2019
ММОМА, Петровка 25

Московский музей современного искусства и Международный культурный фонд BREUS Foundation представляют выставку основоположников соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида. Проект станет их первой в России ретроспективой. В экспозицию включены работы, созданные художниками после своего объединения в творческий дуэт, который они именуют, по словам куратора выставки Андрея Ерофеева, «персонажем Komar & Melamid». Из них более 20 программных произведений предоставлены фондом  BREUS Foundation. Все сделанное авторами до 1972 года, когда возник их союз, и после 2003 года, когда он распался, не входит в рамки выставочного проекта в ММОМА.

«Komar & Melamid» по жанру напоминает сборник цитат — произведений и документов, извлеченных из ключевых и самых известных проектов художников. Например, знаменитая серия соц-арта, давшая жизнь одному из главных направлений российского искусства, показана публике впервые практически во всей полноте именно так, как она была собрана на московской квартирной выставке 1974 года. Часть крупных и многосоставных проектов, среди которых, например,  «Выбор народа» (1994-1995 гг.), представляющая любимые и нелюбимые картины разных наций и континентов, показаны на выставке в ММОМА эскизно, ограниченным количеством экспонатов. Сгруппированные по темам, эти фрагменты раскрывают общий смысл творческих усилий Komar & Melamid. Персонаж Komar & Melamid возник в искусстве, чтобы разрушить в СССР монополию соцреализма, в Западном мире — дискредитировать модернизм, и на обломках обеих ветвей искусства ХХ столетия наметить контуры нового интернационального стиля, отличительным свойством которого стала бы эстетическая и философская эклектика. Демонстрация этой программы стала  ядром концепции выставки, разработанной Андреем Ерофеевым при участии Иосифа Бакштейна.

Масштабная экспозиция в 16 залов, занимающая весь второй этаж музея на Петровке 25, поделена на два раздела — советский период деятельности художников и американский. Ее выразительный дизайн не случайно наводит зрителя на мысли о театре: «режиссеры экспозиции» Ирина Корина и Илья Вознесенский старались проявить в визуальном окружении произведений те исходные контексты, которые, оставляя в уме, обыгрывали в объектах Komar & Melamid. Инсталляционный подход в показе объектов призван облегчить восприятие современного зрителя, который сегодня, в 2019 году, далек  от реалий 1970-80-х годов или не знаком с ними.

Траектория осмотра выставки едина: она помогает зрителю не потеряться в лабиринте залов советского блока, отсылающих к клетушкам коммуналок, «красных уголков» и вещевых рынков Москвы прошлого столетия. Каждому залу соответствует отдельный проект, дополненный с искусствоведческой и философской точек зрения в брошюре-путеводителе. В первых залах раскрываются особенности творческого метода Komar & Melamid — программный эклектизм, установка на «плохое искусство», приверженность коммуникативной эстетике. Далее в экспозиции чередуются проекты, относящиеся к двум главным тематическим блокам всего творчества Komar & Melamid. Это работы с визуальными языками массовой коммуникации, с государственным стилем (серия «Ностальгический соцреализм», 1981-1983 гг.), с одной стороны, с китчем и низовой визуальной культурой, с другой. Игра с образами власти раскрывается как основной принцип соц-арта, а также в его многочисленных трансформациях и вариантах.

Своего рода транзитной зоной между двумя блоками является небольшой зал с работой «Transstate» (1977 г., из коллекции Центра Помпиду, Париж). Он отсылает к периоду ожидания Комаром и Меламидом разрешения на их выезд из СССР и повествует о выдуманном художниками государстве со своей Конституцией, Декларацией независимости и валютой — Транс-Стейт.

Второй тематический блок произведений Komar & Melamid связан с дискредитацией искусства модернизма (проект «Живопись слонов», 1995 г.; «Transstate»), пародированию его стилей, осмеянию порожденных им мифов и культа художника-гения, порождающего шлейф социальных махинаций и мистификаций. В этой критике, дополненной частичной реабилитацией неоакадемизма («Дискобол», 1983 г.; «Девушка перед зеркалом», 1981-1982 гг.), искусства тоталитарных диктатур и возвращением в культурный оборот правого консервативного дискурса относительно искусства, Komar & Melamid стали непосредственными предвестниками и участниками общемирового культурного феномена «постмодернизма».

Заключительным аккордом соц-арта на выставке является последний совместный проект Komar & Melamid «Монументальная пропаганда» (1992 г.), в котором неутомимые борцы с идеологическими памятниками встают на их защиту в атмосфере разгула вандализма, разыгравшегося после распада СССР.

Посещение выставки «Komar & Melamid» станет еще увлекательней для тех посетителей, кто не представляет свою жизнь без музыки. Специально к выставке ММОМА совместно с Яндекс.Музыка разработали и составили плейлист  коллективного автора Комара и Меламида. В нем найдутся отсылки как к произведениям и акциям художников, так и к конкретным периодам и эпизодам из их жизни. Послушать плейлист «Komar & Melamid» можно на основной странице Яндекс. Музыка и в приложении.

В рамках серии научно-популярных монографий  о современных российских художниках «НОВЫЕ КЛАССИКИ» издательского проекта BREUS Publishing к выставке будет издана монография о творческом дуэте Komar & Melamid, написанная искусствоведом и куратором Кириллом Светляковым. Книгу можно будет приобрести в книжном магазине музея  ММОМА ART BOOK SHOP.

Ретроспектива продолжит программу Московского музея современного искусства по проведению выставок ключевых отечественных авторов. В рамках проекта пройдут образовательные мероприятия, экскурсионные туры Расписание можно посмотреть на сайте mmoma.ru

О художниках:
Виталий Комар (род. 1943, Москва) и Александр Меламид (род. 1945, Москва) знакомятся во время учебы в Строгановском художественно-дизайнерском училище (МВХПУ) в начале 1960-х. Их первая совместная выставка «Ретроспективизм» состоялась в 1967 году в кафе «Синяя птица» в Москве. Позже, в 1972 году, художники придумывают и разрабатывают концепцию нового направления в искусстве — соц-арт. В 1974 становятся участниками знаменитой «Бульдозерной выставки». Первая зарубежная выставка Комара и Меламида, «Цвет — великая сила», проходит в галерее Рональда Фельдмана (1976, Нью-Йорк), через год после которой художники получают разрешение на выезд из СССР и через Израиль переезжают в США. 1980-90-е годы — период расцвета и признания авторов за рубежом. В частных галереях и музеях проходят выставки с участием Комара и Меламида, а их произведения приобретают, в частности, нью-йоркский MoMA, музей Метрополитан, Музей американского искусства Уитни. В 1999 году Комар и Меламид участвуют в Венецианской биеннале, экспонируя живопись слонов и «фотографии Микки» в павильоне России. В 2003 году проект Комар и Меламид перестает существовать.

О кураторах:
Андрей Ерофеев (род. 1956, Париж) окончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ в 1978 году. Кандидат искусствоведения (диссертация «Художественное объединение „Мир Искусства“ и русская культура начала XX века», 1984). Историк искусства, куратор. Работал архитектором, научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником в ЦНИИ теории и истории архитектуры в секторах истории русской и советской архитектуры (ВНИИТАГ). Руководил сектором новейших течений в Государственном историко-архитектурном, художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно». За это время собрал коллекцию современного («нон-конформистского») русско-советского искусства, насчитывающую более 2-х тысяч произведений. С 2002 по 2008 год — заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи.

Иосиф Бакштейн (род. 1945, Москва) — искусствовед, художественный критик, куратор более 30 выставок, в том числе «Баня» (1988; мужское отделение Сандуновских бань, Москва), «ИсKUNSTво: Москва—Берлин» (1988; Западный Берлин, ФРГ), «Between Spring and Summer. Soviet Art in the Era of Late Communism» (1990-1991; Такома, Бостон, Де Муанес, США), «Выставка в Бутырской тюрьме» (1992; Бутырская тюрьма, Москва). Автор более 70 публикаций. Директор Института проблем современного искусства с 1991 г., член-корреспондент Российской Академии художеств, куратор российского павильона Венецианской биеннале (1999), с 2007 по 2016 гг. — комиссар Московской международной биеннале современного искусства.

Международный культурный фонд BREUS FOUNDATION: институция, миссией которой является поддержка и продвижение российского современного искусства в России и за рубежом. В состав Фонда входят:
BREUS collection — значительное собрание российского современного искусства второй половины XX — первой половины XXI веков. В коллекции Фонда знаковые произведения Эрика Булатова, Бориса Орлова, Григория Брускина, Виталия Комара и Александра Меламида, Михаила Рогинского, Ивана Чуйкова, Виктора Пивоварова, Олега Васильева и многих других выдающихся русских художников. Собрание Фонда активно используется для различных выставочных проектов.
Издательская программа BREUS Publishing специализируется на издании монографий о современных российских художниках и книг по истории и теории современного российского искусства. Важной частью издательской программы является серия монографий «НОВЫЕ КЛАССИКИ», посвященная наиболее значимым российским художникам настоящего времени, которые уже сегодня могут быть названы «новыми классиками». В серии вышли книги: «Борис Орлов», «Эрик Булатов», «Михаил Рогинский», «Виктор Пивоваров». К выставке в ММОМА выходит монография «Комар и Меламид», готовится к изданию книга о творчестве Ильи и Эмилии Кабаковых.
Премия Кандинского — независимая российская премия в области современного искусства, учреждена в 2007 году.  Миссия Премии — выявление новых интересных проектов, талантливых и перспективных художников, поддержка и развитие их творческого потенциала, укрепление позиций российского современного искусства в стране и за рубежом. Премия является одним из основных камертонов, определяющих тенденции развития художественного  процесса в России, а также оказывает значительное влияние на его культурно-эстетическое содержание. В рамках сотрудничества ММОМА и Премии осенью 2019 года в ММОМА на Петровке пройдет выставка номинантов 12-й Премии Кандинского и церемония награждения победителей.

Подробнее

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
TABAKMAN COLLECTION
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

JUMBO LOVE© ГЕНРИХ ХУДЯКОВ

JUMBO LOVE© ГЕНРИХ ХУДЯКОВ
Генрих Худяков. Магазин Pearl. 1985-2014. Холст, коллаж

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
22 МАРТА - 19 МАЯ 2019

АДРЕС:
ММОМА, ПЕТРОВКА, 25

КУРАТОР:
ВИТАЛИЙ ПАЦЮКОВ

ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ:
ДОНСТА НТИН ЛАРИН

Московсзий музей современного искусства совместно с Tabakman collection представляют первую в России персональную выставку Генриха Худякова (1930 - 2019) «Jumbo Love© Генрих Худяков». Ретроспектива наполнена разнообразными свидетельствами творчествахудожника: объектами, авторскими книгами, перформативными практиками, видеоинтервью, документами и фотографиями, созданными им в течение всей жизни. Выставка в ММОМА станет путешествием по маршруту, состоящему вз художественных актов, произведений и событий, имеющих ключевое значений в судьбе Генриха Худякова.

Свои творческие эксперименты Генрих Худяков начал еще в СССР, когдс в 11959 году, заканчивая филологический факультет Ленинградского университета, он стал теоретически осмыслять свои визуальные поиски в исследованиях словесности. Отрезанные от официальных каналов публикаций, его рукописные напечатанные на машинке тексты существовали в самиздате за пределами советской печати как уникальные книги, в которых социальный запрет превращался а творческнй акт.

С 1974 году художник эмигрирует из СССР в США, где работает в области визуально-смысловой культуры и экспериментальной поэзии, объединяя разные виды искусств. Атмосфера нью-йоркской художественной сцены 70-х годов, главную роль в которой определяли движения Cast Village, воздала естественную почву для дальнейшей еволюции творчества Генриха Худякова. Соединившая в себе битников, перформансистов и рокеров, энергию Флуксуса, открывшая таких знаменитостеа как Джефф Кунс, Кит Хакинг и Мишель Баския, она стала невероятио близкой художнику.

Постепенно в технологии художника появились «найденные объекты» с улиц Нью-Йорка, которые он использовал при создании пиджаков, рубашек, галстуков, обуви, ставших образными «манифестами» его идеального мира. В работах Генриха Худякова бытовые вещи обретали новую поверхность, кожу, фактуру, созданную из бутылочных крышек, фольги, наклеек, стразов, коктейльных трубочек, губок и мягких игрушек, и превращались в драгоценные артефакты нашего времени, открывая новую подлинность и новое зрение.

Выставка демонстрирует историю жизни поэта и художника, соединяя в единое целое и одновременно снимая различия между такими явлениями, как перформанс и визуально-поэтическая речь, эксперимент и полнота традиции, поп-арт объект и свободная абстракция. Особое место в проекте занимают видеоинтервью и записи чтения Генрихом собственных стихов, в которых реализуется новая форма художественного высказывания - акустический перформанс. Парадоксальная речь Генриха рифмовалась с хриплым голосом Боба Дилана и с манифестами Аллона Гинзберга, призывавшего читать Шелли и Эмили Дикинсон.

Свобода формы, которая является основой мировидения художника, означает для Генриха Худякова, прежде всего, духовную свободу человека, открываемую в созданных им пластических формулах. Эти формулы, приближеннсе к языку пиктографии, и погруженные в пластический текст, перестают быть изображениями какого-то объекта - они сами становятся объектами, содержащими собственную энергию и собственную волю к творчеству. Сегодня эту поэтическую систему координат можно рассматривать как манифест, драматургию и итог парадоксальной жизни Генриха Худякова.

Специально к открытию проекта выпущен одноименный каталог на двух языках.
Проект осуществлен при поддержке Emerging Arts Foundation.

Подробнее

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play