Онлайн-лекции по нумизматике | ГМИИ им. А.С. Пушкина
Пушкинский музей в партнерстве с Музеем Международного нумизматического клуба запускает цикл онлайн-лекций, посвященных нумизматике, которые будут выходить на канале музея в YouTube по субботам в 13:00.
«Когда богатства обратились в прах...» (о монетных реформах в Римской империи I–III веков)
Античная цивилизация оставила нам, помимо выдающихся памятников искусства, шедевров литературы, философской и исторической мысли, и менее впечатляющие, на первый взгляд, артефакты.
Именно в Античности люди впервые сталкивались с теми вызовами в экономике, которые для их далеких потомков стали уже привычными. «Дефляция», «инфляция», «условная монета» — эти понятия зародились тысячелетия назад. Однако понимание того, как в древности люди воспринимали и решали те или иные экономические проблемы, во многом помогает нам и сегодня. Об этом рассказывает Сергей Коваленко, заведующий отделом нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель коллекции античных монет.
Античные монеты и медальерное искусство
Диалоги со временем
С 11 марта
«Значит, очень вероятно, что древние приложили весь свой труд и все старание, которое могли, чтобы оставить потомкам воспоминания о добродетелях, величии и их вещах, не имея в течение жизни ни другой цели, ни другой заботы, чем слава», — писал в XVI веке антикварий Себастьяно Эриццо. Он изучал нумизматические памятники и был одним из тех, кто видел в них инструмент борьбы со временем.
Как римские монеты и медали повлияли на развитие медальерного искусства? Каким образом они позволили сохранить память о людях и событиях разных поколений на протяжении веков и тысячелетий? Об этом расскажет Юлия Краснобаева, ведущий научный сотрудник отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель западноевропейской нумизматической коллекции.
Особенности императорского портрета на русских медалях XVIII век – начала XX века
С 18 марта
Традиция помещения портретов на монетах существовала на Руси еще в допетровскую эпоху. Они могли изображать как правителя (например, псковского князя Довмонта), так и небесного покровителя страны — святого Георгия. Однако традиции реалистичного портрета на монетах в России, в отличие от европейских стран, не существовало.
На рубеже XVII и XVIII веков в здесь зарождалось медальерное искусство и складывались основные типы медальных портретов. Об истории развития этого искусства, а также о некоторых особенностях императорского портрета на русских медалях расскажет Ульяна Волкова, старший научный сотрудник отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель коллекций отечественных монет и медалей, слепков с резных камней и медалей.
Партнер отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина — Музей Международного нумизматического клуба.