"Образ - Знак – Символ", Н. Войскунская о проекте "К СВОБОДЕ!" (посвящение Рудольфу Нурееву)

Сам не ведая как,
Ты слетел без раздумья,
Знак любви и безумья...

Марина Цветаева, 1913

Сделать свое тело таким же чутким и звенящим,
как дерево старого страдивариуса, достигнуть того,
чтобы оно стало все целиком одним музыкальным инструментом,
звучащим внутренними гармониями, -вот идеальная цель искусства танца.

Максимилиан Волошин, 1911

Образ - Знак – Символ

Проект «Метод Нуриева» живописца Александра Чаловского и художника-аниматика Пьера-Эммануэля Шатилье соединил Россию - страну, где родился Нуреев, и Францию - страну, где он закончил свои славные дни...

Возвращение или, точнее, обращение к образу Рудольфа Нуреева оказалось непростым - ведь советский 1961 год довольно далеко отстоит от современной российской действительности (сразу бросается в глаза разночтение фамилии: солистом Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова - ныне Мариинского - был Нуриев, а мировую известность он получил как Нуреев). За немногими отрадными исключениями, уже нескольким поколениям имя «Нуреев» ни о чем не говорит и не вызывает никаких ассоциаций... Тем более значителен и значим международный проект двух художников, вдохновившихся образом «гения танца» Рудольфа Нуреева: «гения» - genius - в изначальном смысле слова, ибо гений -это дух, присущий каждому человеку, дословно же гений - это «рождающий», «творящий»...

Хотя образ Нуреева столь далеко (или, в масштабе истории искусств, столь недалеко) отстоит от нас, трудно отрицать связанный с ним эмоциональный заряд, который имеет свойство длиться уже не одно десятилетие...

Именно эмоциональным воздействием личности и судьбы великого артиста объясняется стремление участников проекта «Метод Нуриева» соприкоснуться с образом великого мага и волшебника танца, с его подвижной субстанцией, в которой духовное и физическое неразрывно связаны между собой. Кажется, именно о Рудольфе Нурееве писал в своем эссе «О смысле танца» Максимилиан Волошин: «Танец - это такой же священный экстаз тела, как молитва - экстаз души. Поэтому танец в своей сущности самое высокое и самое древнее из всех искусств. Оно выше музыки, оно выше поэзии, потому что в танце вне посредства слова и вне посредства инструмента человек сам становится инструментом, песнью и творцом, и все его тело звучит, как тембр голоса».

Рудольф Нуреев - символ человека, творящего бессмертное искусство Танца. Профессиональный балет - это часть древней мировой стихии ритмического движения. Так, тот же Максимилиан Волошин говорил, что «балет существует только для глаз. В балете танцующий сознает себя... лишь в жесте, лишь на поверхности тела». Рудольф Нуреев тем и велик, что он сделал свое тело бесконечно послушным инструментом и привнес в балет Танец как естество, как единственный способ (для него, конечно, поэтому ему и нет равных!) творческой раскованности и свободы...

Нуреев нашел новый способ выражения художественной истины, он раздвинул рамки классического балета не отказом от строгих веками отточенных жестов и па, а тем, что движения - суть выученный рисунок движения - он исполнял как бы изнутри себя, причем столь естественно, что публика, в который раз смотревшая, скажем, «Жизель», воспринимала происходящее не как дежавю, а как нечто абсолютно новое в эмоциональном плане.  Нуреев «стегал» зрительскую аудиторию, как стегают, не жалея, коней, стегал до тех пор, пока публика не достигала высшего эстетического экстаза... (Факт есть факт - был случай, когда Марго Фонтейн и его вызывали 89 раз!) Вслед за Вацлавом Нижинским Нуреев доказал, что у страсти и красоты нет предела.

В основе проекта «Метод Нуриева» (куратор Ольга Леонова) - ОБРАЗ Нуреева, а сам проект - это балансирование от знака к символу и обратно. Чтобы родился СИМВОЛ, нужен ЗНАК, а чтобы стать символом, человек должен совершить некий знаковый Поступок, нечто такое, что можно рассматривать как знаковое событие в его судьбе... и затем всю свою жизнь человек должен посвятить тому, ради чего совершался Поступок. Нурееву удалось в полной мере реализовать свою творческую мощь и использовать добытую «в прыжке на Запад» свободу... Он стал «великим Н.» по праву - за один год он давал столько спектаклей, сколько за всю свою карьеру другой «великий Н.» - Вацлав Нижинский!

Рудольф Нуреев стал символом балета ХХ века. Можно добавить: русского балета; для всего мира он стал Руди, а весь мир заболел Рудиманией! Руди - поистине великого Н. - хоронил весь Париж и вся Франция...

Поступок - символическое событие, перевернувшее творческую жизнь Рудольфа Нуреева, - убедительно воссоздает Пьер-Эммануэль Шатилье. «Священный экстаз» ставших каноническими жестов и па гениального танцовщика талантливо воплощает в своих полотнах Александр Чаловский.

Оба художника восприняли этот проект как вызов, оба нашли в себе ту меру таланта и мастерства, которая позволила им достойно и убедительно не только воссоздать образ Рудольфа Нуреева, но и передать зрителям всю притягательную силу магического и дерзкого гения Танца.

Натэлла Войскунская
Арт-директор галереи АСТИ

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play