Новогодние праздники на выставке знаменитого ювелирного Дома

Пепельница серебряная в виде дельфина. кон. XIX -нач. XX вв.
Пепельница серебряная в виде дельфина. кон. XIX -нач. XX вв.
Серебро; литье, чеканка. Россия. Фирма Карла Фаберже.
Фотографы: А.М. Кокшаров, А.А. Пахомов, В.С. Теребенин, Л.Г. Хейфец.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Даты проведения: 15 декабря 2018 г. — 24 марта 2019 г.
Место проведения: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»

15 декабря в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» состоялось открытие масштабной выставки «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени». В экспозиции представлены более 400 экспонатов, многие из которых никогда не демонстрировались широкой публике. Проект объединяет произведения ювелирного дома Фаберже из коллекций российских и зарубежных музеев: Музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия), Государственного Эрмитажа, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного исторического музея, Всероссийского музея декоративноприкладного и народного искусства и Русского национального музея (Россия).

«Это первый столь масштабный проект, представляющий не просто отдельные предметы, а рассказывающий об истории развития дома Фаберже. Обширная экспозиция познакомит посетителей не только с драгоценными изделиями, но и с уникальными документами, знаменующими судьбоносные вехи в истории знаменитого бренда», — говорит куратор выставки, профессор, основатель первого в России частного музея (Русского национального музея) и Музея Фаберже в Баден- Бадене (Германия) Александр Иванов.

Идея представить цельный исторический ракурс отразится в концепции и архитектуре экспозиционного пространства. Посетителям предстоит проследить этапы развития знаменитого ювелирного дома — от появления и вплоть до заката, который тем не менее не стал концом эпохи Фаберже.

В числе ключевых экспонатов выставки — пасхальное императорское яйцо из карельской березы (1917 г.), последнее пасхальное яйцо, изготовленное и врученное царской семье фирмой Фаберже; пасхальное императорское яйцо «Созвездие цесаревича Алексея» (1917 г.), предназначавшееся в качестве подарка императрице Александре Федоровне на Пасху 1917 года; брошь «Бабочка» (1896 г.), подаренная императором Николаем II актрисе М.Н. Ермоловой.

Пепельница серебряная в виде дельфина. кон. XIX -нач. XX вв.
Брошь«Бабочка». 1895-1896. Россия, Фирма К. Фаберже. Музей Фаберже, Баден-Баден

Одним из открытий выставки стало яйцо 1904 года, украшенное шестью миниатюрами с портретами императора Николая II, его жены и дочерей. «В 1903 году, к 10-летию императорской свадьбы, было заказано одно из самых дорогих пасхальных яиц в истории Дома Фаберже. Но в конце 1903 года началась русско-японская война и, вероятно, Императорской семьей было принято решение не будоражить общественное сознание и не предавать широкой огласке подношение таких дорогих подарков. Яйцо 1904 года ранее не экспонировалось, так же как и знаменитое яйцо Ротшильда, подаренное Эрмитажу. Посетители выставки могут первыми увидеть его», - рассказывает куратор выставки Александр Иванов.

В числе обладателей изделий всемирно известной фирмы — правители Великобритании, Германии, Италии, Швеции, Нидерландов, Греции, Болгарии и других стран. Отличительной особенностью предприятия Фаберже было объединение двух в общем-то разных специализаций. С одной стороны, фирма создавала ювелирные украшения с драгоценными камнями, эмалями и так называемую галантерею: табакерки, бонбоньерки, портсигары. С другой стороны, не менее интенсивно работала над изготовлением серебряных изделий — столовых приборов, ваз, чаш, призовых кубков. Примечательно, что выставка в Истре отразит полный спектр направлений деятельности всемирно известной фирмы.

Помимо украшений и аксессуаров, в музее «Новый Иерусалим» можно увидеть хрустальную утварь, подарочные и интерьерные изделия. Самостоятельными разделами представлены драгоценная галантерея, жетоны, камнерезные изделия и работы фирмы Фаберже в годы Первой мировой войны. Также на экспозиции можно оценить и сопоставить манеру работы мастеров разных отделений фирмы: санкт-петербургского и московского. Особым пространством выставки стал царский зал, где продемонстрированы уникальные экземпляры царских подарков, знаменитые императорские пасхальные яйца, предметы из кабинета Его Императорского Величества, украшения членов императорской семьи.

Как объясняет директор музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов, «проведение выставки в Истре отнюдь не случайно. Прежде всего потому что Русская Палестина — место, исторически связанное с царской фамилией. В разные годы представители правящей династии Романовых благоволили здешним местам, даруя Ново-Иерусалимскому монастырю поистине роскошные вещи. Примеры этих вкладов сегодня представлены на нашей постоянной экспозиции. Бывал в Новом Иерусалиме и император Николай II, в годы правления которого ювелирная фирма переживала необычайный расцвет. На выставке посетители увидят некоторые предметы, изготовленные по заказу императора к важным событиям, государственным датам и по другим, подчас очень личным поводам».

В одном из залов воссоздан интерьер кабинета главного руководителя фирмы Карла Фаберже, где можно увидеть оригинальные письменные принадлежности производства дома Фаберже и телефон из кабинета мастера в доме на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. Отдельный зал посвящен мастерским фирмы Фаберже. Его центральной инсталляцией стал огромный стол, который демонстрирует стилизованный вариант рабочего стола ювелира, где показаны уникальные инструменты рубежа веков, оригинальные эскизы художников, по которым работали мастера. На интерактивных тач- панелях собрана информация и фотографии об особенностях ювелирных техник, прославивших непревзойденный бренд. Отдельное пространство организаторы отвели под зону мастер-классов и кинотеатр, где посетителей ждет фильм о его истории.

Помимо произведений непосредственно ювелирного дома Фаберже, выставка представляет работы современников великого мастера, подражавших или пытавшихся конкурировать с ним, — предметы фирм Болина, Сазикова, Овчинникова и Хлебникова.

Выставка «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» стала первым международным проектом музея «Новый Иерусалим», в котором в последние годы можно было увидеть работы величайших живописцев: Шишкина, Левитана, Айвазовского, Пикассо, Дюрера, Кустодиева, Фалька и других мастеров.

Руководитель проекта:
Дарья Сергеевна Милованова — заместитель генерального директора МВК «Новый Иерусалим»

Куратор проекта:
Александр Николаевич Иванов — профессор, основатель первого в России частного музея — Русского национального музея — и Музея Фаберже в городе Баден-Бадене (Германия)

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play