«Неономады и автохтоны» - работы Андрея Есионова в Академии изящных искусств и рисунка во Флоренции

«Неономады и автохтоны». Работы Андрея Есионова

 

«Неономады и автохтоны»

Работы Андрея Есионова

Человечество движется в глазах русского акварелиста

Куратор Александр Боровский

5 марта - 28 апреля 2019 г.

 

ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ

Вторник, 5 марта, в 17:30

Выставочный зал
Академии изящных искусств и рисунка
Via Ricasoli n. 68 (угол площади Сан-Марко), Флоренция

С 5 марта по 28 апреля 2019 года Академия изящных искусств и рисунка представляет работы художника Андрея Есионова (Ташкент, 1963), мастера современного русского изобразительного искусства.

Выставка «Неономады и автохтоны», организованная под патронатом города Флоренции и региона Тоскана, задуманная в сотрудничестве с Российской академией художеств, курирует критик Александр Боровский, будет открыта для бесплатного входа в выставочный зал Академии изящных искусств и рисунка, на Via Ricasoli n. 68, во Флоренции.

Название выставки происходит от цикла работ «Неономады», анализа, посвященного структурному событию, происходящему во всем мире: человечеству в движении, от больших миграционных потоков к массовому туризму. Это явление видно не со стороны тех, кто путешествует или мигрирует, а с беспрецедентной точки зрения, от незнакомца, способного уловить нюансы и парадоксы этого потока. Выставка рассказывает об изменениях и противоречиях человечества, находящихся в постоянном движении, с помощью 42 работ, взятых из восьми различных серий акварелей, с помощью которых художник создает критическое, сюрреалистическое и резкое отражение вокруг сценария столичной современности и человечества в нём.

Выставка «Неономады и автохтоны» является одним из главных итальянских художественных событий 2019 года и станет первым этапом серии персональных выставок, направленных на популяризацию в Италии искусства, художественных исследований и поэтики Андрея Есионова. После Флоренции выставка продолжится в Риме, где в сентябре 2019 года работы художника будут экспонироваться в великолепной обстановке Музея Сан-Сальваторе в Лауро.

 

Выставка открыта с 5 марта по 28 апреля 2019 года в следующие часы:
Со вторника по субботу: с 10:00 до 13:00 и с 17:00 до 19:00. Воскресенье: с 10:00 до 13:00.
Закрыто в понедельник

Вход бесплатный

 

Биография
Есионов Андрей Кимович родился 30 ноября 1963 года в г. Ташкенте. В 1981 году закончил Республиканскую специализированную музыкально-художественную школу-интернат, квалификация по специальности художник-график. В том же году поступил в Ташкентский Государственный театрально-художественный институт им. А.Н.Островского, получил академическое образование на отделении станковой живописи. Состоит в Творческом Союзе Художников России (ТСХР), в Союзе Художников России (СХР). Академик РАХ. Награждён золотой медалью Российской Академии Художеств, серебряной медалью Творческого Союза Художников России, победитель Шестого Московского Международного фестиваля искусств «Традиции и современность» в направлении Живопись. Участник многочисленных национальных и международных выставок.

  1. Персональная выставка «Москва и москвичи» в залах Российской академии художеств. Москва, Пречистенка 21 (2013);
  2. Персональная выставка «Moscou et moscovites» в галерее Artspace Galleries-Art Galleries Europe, 78 avenue de Suffren, Париж (2013);
  3. Персональная выставка в рамках проведения в России года культуры, подготовленная Министерством регионального развития в галерее Министерства. Москва, Красная Пресня 3 (2014);
  4. Персональная выставка «От А до Я в пространстве художника» в залах Галереи искусств Зураба Церетели. Москва, Пречистенка, 19 (2014);
  5. Персональная выставка «Отражения в цветной воде» в Московском музее современного искусства (ММОМА). Москва, Гоголевский бульвар, 10 (2016);
  6. Персональная выставка «Отражение» в Государственном Русском музее, в Строгановском дворце. Санкт-Петербург, Невский проспект, 17 (2016);
  7. Персональная выставка «Искусство превращений» в Самарском художественном музее. Самара, ул. Куйбышева, 92 (июнь 2017 — июль 2017).
  8. Персональная выставка «Равновесие» в Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан. Казань, Казанский Кремль, Музейный комплекс «Хазинэ» (август 2017 — сентябрь 2017).
  9. Персональная выставка «Войти в реку дважды» в Государственном музее искусств Узбекистана. Ташкент, Проспект Амира Темура, 16 (октябрь 2017 - декабрь 2017).
  10. Персональная выставка «Neo-nomadi e Autoctoni» в выставочном зале Sala delle Esposizioni dell’Accademia delle Arti del Disegno Via Ricasoli 68, Firenze (март 2019 - апрель 2019).   

Живет и работает в Москве.

Работы художника находятся в коллекциях государственных музеев: Московском музее современного искусства (ММО- МА, город Москва), Государственном Русском музее (город Санкт-Петербург), Самарском художественном музее (город Самара), Государственном музее изобразительных искусств республики Татарстан (город Казань), Государственном музее искусств Узбекистана (город Ташкент).

 

Куратор Александр Боровский:

Андрей Есионов – художник, в последние годы завоевавший широкое признание в России. Выставка в Академии искусств и рисунка во Флоренции  - в ряду серьёзных музейных экспозиций, которые открывают мастера западному зрителю. Но, прежде чем характеризовать феномен Есионова-художника, хотелось бы хотя бы в общих чертах раскрыть итальянской аудитории феномен Есионова – современника важнейших событий 1990-х -2000-х гг., изменивших историю страны, в которой он родился. Думаю, этот биографический нарратив будет способствовать пониманию его творчества.

А. Есионов – уроженец Ташкента, столицы Узбекистана, жемчужины тогдашнего Советского Востока. Родившийся в1963-м, он рос и учился в многонациональном городе с древней историей, в ситуации, когда русско-узбекские связи носили очень крепкий характер – и культурные, и социальные, и семейные, родственные. Специфическая визуальность, пряный аромат, особая ориентальная атмосфера отложились в сознании Андрея навсегда. Он и после распада СССР сохранил все связи со средой, в которой вырос. Есионов получил серьёзное художественное образование : учился в Республиканской специализированной художественной школе, в 1990-м закончил живописное отделение Ташкентского государственного театрально-художественного института им. А.Н. Островского. В Институте был сильный состав преподавателей, высоко ценилась русская академическая школа. Дальнейшие события помешали «нормальному», последовательному развитию арт-карьеры. Узбекистан стал суверенным государством, по всей территории бывшего СССР развивалось предпринимательство, пребывавшее ранее под государственным прессингом, утверждались рыночные отношения, менялось общественное сознание. Процесс был непростым, болезненным, связанным как с экономическим подъёмом, но и с обнищанием целых страт населения. Но таковы были реалии капитализации новой России и бывших республик СССР. Честное предпринимательство, особенно масштабное, не опирающееся на бюрократический или криминальный ресурс, требовало от бизнесмена не только способностей, но особой энергии, упертости, рисковости, словом, определенного масштаба личности. Есионов, переехавший в это время в Москву, в этой высококонкурентной среде вырос в крупного бизнесмена. Собственно, сама возможность такой карьеры была обусловлена новейшей историей России. А вот становление Есионова-художника проходило как раз вопреки тогдашнему поведенческому мейнстриму: в общественном мнении в послесоветской России бизнес-успех является мерилом состоявшейся личности. А тут крупный бизнесмен после солидного перерыва возвращается в искусство, видит в нем дело своей жизни. Для этого был нужен характер и упорство не меньшие, чем для ведения большого бизнеса. Кстати, и как художник Есионов сразу же пошел против мейн-стрима. Дело в том, что в этот период российское искусство много сил отдавало тому, чтобы войти в контекст мирового художественного процесса как в институционном, так и в творческом планах. Были освоены все методы и установки актуального искусства, на этот тренд были настроены и соответствующие институции, призванные репрезентировать арт-процесс и осуществлять продвижение определенных художников. Есионов же возник «ниоткуда» и «внесистемно», продвигал себя сам. Музейный мир обратил на него внимание тогда, когда художник заявил о себе во весь голос. Но это касается институционной стороны. В творческом плане он так же проявил самостоятельность. Дело в том, что в период, когда он появился на арт-сцене, реалистическая традиция воспринималась арт-критикой как консервативная, едва ли не маргинальная. Есионов же с самого начала мыслил в реалистической парадигме, мечтал вернуть реалистическому видению свежесть и актуальность. Это была амбициозная и сложная задача. Но почему художник в период, когда для искусства открылось всё многообразие современных концептуальных направлений и практик, поставил перед собой именно её? Думаю, здесь имеет смысл вернуться к годам становления. Есионов, как уже говорилось, рос в ориентальной среде, миражной, чрезвычайно активной в цветовом отношении. Это касается и природы, и архитектурного декора – цветной изразцовой майолики, раскраски потолков и резьбы по алебастру, традиционных среднеазиатских промыслов – ковров, вышивок и тканей – шелков, бархатов, набоек.

Думается, тяга к сфокусированной оптике, к тому, чтобы ухватить натурное впечатление твёрдой рукой была для молодого художника в Ташкенте чем-то вроде самоидентификации, приобщением к русской реалистической традиции.

«Отложенный старт» художника в начале 2010-х гг. был очень мощным. Как личность он был закален годами предпринимательской деятельности в отнюдь не щадящих, рисковых условиях. Он сразу же взял быка за рога : в своих тематических картинах высказывался по самым острым бытийным вопросам, как портретист приглашал позировать известнейших в стране интеллектуалов – Президента М.Горбачева, Владимира Войновича, Петра Тодоровского, Эльдара Рязанова, Анатолия Карпова и др. И они соглашались – таков был напор и убежденность автора; более того, многие модели его портретов стали близкими друзьями художника.

Своеобразно и ярко проявил себя Есионов в акварели. Здесь необходимо некое отступление. Акварель – техника традиционная, есть и современные акварелисты, так сказать, узкой специализации, хранители исполнительского начала, виртуозы акварельной кисти. Для Есионова моменты маэстрии, - размывки, резерважи, письмо по мокрому и пр. – чрезвычайно важны. Если, по аналогии со спортом, пользоваться термином обязательная программа, то он, несомненно, набрал бы высшие баллы. Но технические, виртуозные аспекты акварели для Есионова – не главное. Он понимает акварель по-современному, как медию – то есть отрефлексировав те содержательные моменты, которые доступны только ей. Я бы определил то, что Есионову нужно от акварели, как избирательность. Современная визуальность универсальна и всепроникающа, технические средства воспроизведения, цифровые в частности, обладают беспрецедентным качеством разрешения. Вместе с тем изображения, поставляемые этими средствами, носят типологичный, эмоционально ровный характер. Ни экзотичность, ни яркость изображения не царапают зрителя, эффект дежа вю преследует его как раз в силу глобализации картинки мира (исключение составляют драматические картинки репортажного свойства, когда сам предмет изображения своей непредсказуемостью «пробивает» этот экран насмотренности). Всё это относится и к отображающему искусству – видовому, фиксирующему, продуцирующему визуальную типологию. Она подчинена тем же законам глобализации визуального. Есионову удаётся преодолеть эту инерцию восприятия. Добиться той степени избирательности, когда изобразительный мотив ухвачен в своей высшей характерности, концентрированности. Я бы назвал изобразительность Есионова питательной, – она не иллюстративно- повествовательна, но содержит витамины нарратива, стимулирует вкус к вопрошанию, аппетит к потенциальному развитию событий. При том – сами мотивы могут быть неприхотливыми, видовыми, даже туристски–открыточными.

Всё это в высшей степени характерно для представленной на выставке серии «Неонамады и автохтоны». Есионов с его опытом жизни в двух культурах, очень остро воспринимает разделяющую современный мир проблематику своих и чужих. Избирательность видения позволяет ему, сохраняя характерную ухваченность национального типажа, жестикуляции, реалий повседневной жизни, активизировать какие-то объединяющие нарративные ресурсы. Это ресурсы простой человечности, взаимопонимания. И всё это - без дидактики : акварель как медия, в исполнении Есионова, говорит сама за себя.

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play