ММОМА x ТЕРРИТОРИЯ | ЖОЗЕФ НАДЖ И ТЕАТР POST

Мнемозина. Жозеф Надж

в рамках фестиваля «Территория»

Mnémosyne © Blandine Soulage
Mnémosyne © Blandine Soulage

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: Образовательный центр ММОМА (Ермолаевский переулок, 17)
ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 06.10-10.10.21
 
Московский музей современного искусство и XVI Международный фестиваль-школа современного театра «Территория» представляют перформативный фотопроект французского хореографа Жозефа Наджа «Мнемозина».
 
Спустя 30 лет после создания своего первого спектакля новатор в области современного танца Жозеф Надж объединил фотографию и театральное искусство, воплотив в этих привычных для себя жанрах память своего особого мира. Впервые проект был показан на Лионской биеннале танца в 2018 году, но позднее был поставлен на паузу в связи с мировой пандемией. Проект «Мнемозина» сложно назвать новым витком или возвращением к корням в творчестве Жозефа Наджа, это уникальное и обособленное произведение, ставшее отражением всей жизни и памяти автора.

Перформанс, который зритель наблюдает в интимной обстановке блэк-бокса, Жозеф Надж исполняет сам, рассказывая личную историю своего творческого пути языком танца. Рассказ продолжается и в фотографиях: на каждом из более чем 100 снимков окружающей экспозиции зафиксированы воспоминания, источники вдохновения, ассоциации художника. Автор работает с парадоксальным контрастом двух жанров – в то время, как спектакль безвозвратно проходит, подобно жизни, фотографии артефактов, натюрморты останавливают движение и время, напоминая о смерти. Рождение фотоизображения и его последовательные этапы – от постановки мизансцены, в том числе подготовки декораций и атрибутов, расстановки и поз персонажей, до съемки и затем проявки – иными словами,  переход от театральной пространственной композиции к двухмерной фотографии и есть главная сюжетная линия и тема проекта, в основе которого лежит личная история. При этом зритель увидит аллюзии памяти, остановки, фиксации времени и в динамике самого танца.

Mnémosyne © Blandine Soulage
Mnémosyne © Blandine Soulage

Задействовав эти знания и опыт, проект «Мнемозина» обращается также к вопросу о гносеологической функции фотографии, ее значении для философии и эстетики и влиянии на изменение представлений о мире, истории и в частности истории искусства, проводя ассоциацию с теоретическими трудами искусствоведа Аби Варбурга.

 

Жозеф Надж – французский танцовщик и хореограф венгерского происхождения, также известен как медиа художник, фотограф, скульптор и режиссер. Одна из выдающихся фигур современного французского танца. В начале 80-х годов после окончания факультета истории искусств Будапештского университета приехал в Париж, где посещал курс пантомимы, знакомился с искусством единоборства тайцзи, танцем буто и миром современного танца, исполняя партии в постановках Сидони Рошон, Марка Томпкинса, Катрин Диверрэс и Франсуа Веррэ.

С тех пор Жозеф Надж поставил более 30 спектаклей и посетил с гастролями 50 стран, в том числе Россию. Дважды лауреат премии «Золотая маска» в категории «Лучший иностранный спектакль года».

С 1995 по 2017 год Жозеф Надж возглавлял Национальный центр хореографии в Орлеане. В 2004 году в Зале парижского Парка Ля Вилетт прошла большая выставка-ретроспектива художника, на которой были представлены спектакли, фильмы, а также рисунки и фотографии Наджа. В 2006 году был приглашенным художественным руководителем Авиньонского театрального фестиваля, в рамках которого он представил премьеру спектакля «Asobu» в знаменитом дворе Папского дворца.

В 2008 году на фестивале «Территория» состоялись показы спектакля Жозефа Наджа «Антракт» по мотивам китайской «Книги перемен». Переплетая различные отсылки и символы и балансируя между традицией и современностью, он обращается к самой сути человеческой личности.

Как композиционный строй, так и тематика его самых ранних фоторабот неотделимы от его сценических постановок. Они служат подготовкой, продолжением и комментарием к творческому процессу хореографа.  С начала 2000-х гг, Жозеф Надж погружается в новые пластические эксперименты, которые, хотя и развивают ряд мотивов его хореографии, тем не менее являют собой самобытный мир, отличный от его сценических композиций, прежде всего, отсутствием образа человека. Сейчас автор вернулся к скульптурной пластике и фотоискусству как основной сфере своего художественного поиска.

При поддержке Французского Института при Посольстве Франции в Москве

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play