МАММ откроет 3 новые выставки 29 октября
Открытие 3 новых выставок
В РАМКАХ XIII МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ
"ФОТОБИЕННАЛЕ-2020"
29 октября
ЭММА УОТСОН. КАЛЕНДАРЬ PIRELLI 2020. ПАОЛО РОВЕРСИ. «В ПОИСКАХ ДЖУЛЬЕТТЫ»
КАЛЕНДАРЬ PIRELLI 2020
Паоло Роверси "В поисках Джульетты"
29 октября 2020 — 21 февраля 2021
В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку легендарного календаря Pirelli. Автором 47-го выпуска Календаря стал звездный итальянский фотограф Паоло Роверси. Наш музей показывал его работы на «Фотобиеннале-2010» и биеннале «Мода и стиль в фотографии-2015».
Размышляя над концепцией нового календаря Паоло Роверси искал простую и сильную историю о любви, неразрывно связанную с Италией. Идеальным воплощением этой идеи стала великая драма Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Съемки проходили в Вероне, на родине персонажей «Ромео и Джульетты», а также в Париже, в котором более 40 лет живет фотограф.
Главными героинями проекта стали звезды современного кино, музыки и искусства: Клэр Фой, Эмма Уотсон, Кристен Стюарт, Миа Гот, Крис Ли, Индиа Мур, Росалия, Стелла Роверси и Яра Шахиди.
«Я искал чистую душу, полную невинности, силы, красоты, нежности и смелости. Я увидел ее в глазах, жестах и словах Эммы и Яры, Индии и Миа. В улыбках и слезах Кристен и Клэр. В голосах и песнях Крис и Росалии и в невинности Стеллы. Потому что в каждой женщине скрыта Джульетта, и я никогда не перестану ее искать», – рассказывает Паоло Роверси.
Календарь отражает все этапы работы над проектом. Сначала Паоло Роверси фотографирует своих моделей в момент их прибытия на съемочную площадку, без макияжа и сценических костюмов. Параллельно ведется съемка, во время которой Роверси беседует с участницами проекта, пытаясь почувствовать и впоследствии передать на снимках их видение образа и представления о том, какой могла бы быть современная Джульетта. Затем модели надевают костюмы, на глазах у зрителя преображаясь в легендарную героиню драмы Шекспира. Паоло Роверси рассказывает историю, в которой сливаются реальность и вымысел, их границы теряют резкость, это остро чувствуется на снимках.
Календарь состоит из 132 страниц, включающих выдержки из «Ромео и Джульетты», рисунки и 58 цветных и черно-белых фотографий, на которых изображены главные героини и город Верона. На календаре отмечены даты рождения участниц проекта и ключевые даты жизни Джульетты: рождение, встреча с Ромео, свадьба, смерть…
Паоло Роверси, один из самых известных и востребованных fashion-фотографов современности, родился в Равенне (Италия) в 1947 году. Увлекся фотографией в детстве, во время семейного отдыха в Испании. Вернувшись домой, он немедленно оборудовал себе у себя в подвале фотолабораторию. Через некоторое время Паоло познакомился с фотографом Невио Натали, который стал его учителем и хорошим другом. В студии Натали Роверси получил необходимые профессиональные навыки, которые в 1970 году позволили ему начать сотрудничать с Associated Press. Свой первый репортаж Паоло Роверси сделал на похоронах Эзры Паунда в Венеции. Молодому фотографу часто заказывали портреты, поэтому в том же 1970 году он открыл в Равенне собственную портретную мастерскую, основными клиентами которой стали местные знаменитости и члены их семей.
В 1971 году Паоло Роверси познакомился с легендарным арт-директором ELLE Питером Кнаппом, и уже в ноябре 1973 года по его приглашению приехал в Париж, где живет и работает уже более 40 лет. В Париже через своих новых французских друзей, многие из которых вращались в журнальной и артистической среде, Паоло Роверси начал знакомство с миром моды. В 1974 году Роверси устроился помощником британского фэшн-фотографа Лоуренса Сэкмана. Сэкман отличался тяжелым характером, проучившись у него около девяти месяцев, Паоло Роверси отправился в свободное плавание и начал сотрудничать с ELLE, Depeche Mode и Marie Claire. В 1980-м году рекламная кампания для модного дома Christian Dior принесла ему всемирную известность. Работая над этим проектом, Паоло Роверси впервые использовал полароидные снимки формата 8х10 дюймов, что в дальнейшем стало его фирменным почерком.
Итальянский фотограф всегда предпочитал студийные съемки. В Париже он долгое время работал прямо в своей квартире, но в 1981 году Роверси нашел подходящую студию на улице Сен-Поль, 9, в которой работает до сих пор.
Паоло Роверси сотрудничает с крупнейшими мировыми журналами, модными дизайнерами и брендами. Сегодня он является одним из самых высокооплачиваемых и влиятельных мировых fashion-фотографов.
Артём Голощапов. Кадр из видео «Нелепое равновесие». 2019
Артём Голощапов "Нелепое равновесие"
В рамках программы «ШР в МАММ»
29 октября 2020 — 22 ноября 2020
Куратор: Мария Лаврова
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку «Нелепое равновесие» Артёма Голощапова, выпускника Школы Родченко, номинанта премии «Инновация» (2019) и премии им. Сергея Курёхина (2020).
Проект «Нелепое равновесие» возник в 2019 году, еще до начала распространении COVID-19, однако оказался удивительно пророческим в контексте пандемии, когда мир захлестнула волна конспирологических теорий о происхождении коронавируса. Главным источником их распространения стали социальные сети: Telegram- и Youtube-каналы, Instagram-блоги и другие соцмедиа, производящие медиавирусы в эпоху постправды. «Заражая» пользователей непроверенной или заведомо недостоверной информацией, они способствовали нарастающей панике. Паранойя в обществе достигла такой степени, что ЮНЕСКО и Всемирная организация здравоохранения объявили о возникновении «массовой инфодемии» — параллельной пандемии опасной дезинформации и слухов в виде теорий заговоров, которая представляет непосредственную угрозу для человечества. Как и герой «Нелепого равновесия», приверженцы конспирологий обнажают болевые точки современного общества: страх слежки и потери свободы, недоверие к властным структурам, чувство незащищенности перед вмешательством государства в повседневную жизнь и боязнь тотального контроля с его стороны.
Работа Артёма Голощапова посвящена состоянию не артикулированной, но нарастающей тревоги, связанной с непредсказуемостью развития интернет-платформ. По словам художника, «за последние 10 лет мы получили столько же знаний, сколько за все предыдущее время, достигли максимального уровня комфорта, но абсолютно не умеем прогнозировать свое будущее и возможные риски. В то же время за комфорт приходится непропорционально много платить — своими данными и приватностью. Непрозрачность сетевых механизмов распределения благ и контроля (surveillance capitalism или „капитализм слежки“) приводит к массовым когнитивным искажениям и фрагментарному восприятию мира, радикальным проявлением которых является конспирология».
Артём Голощапов родился в 1987 году в Санкт-Петербурге, живет и работает в Москве. В 2017 году окончил Школу Родченко (мастерская «Видеоарт» под руководством Кирилла Преображенского), выпускник Санкт-Петербургского государственного университета. Работает на стыке видеоарта и экспериментального кино, сохраняя интерес к таким медиа, как живопись, фотография и тотальная инсталляция. Визуальный язык Голощапова — порождение клиповой культуры нового поколения с его фрагментарным восприятием действительности, где онлайн-платформы Youtube, TikTok и интернет-мемы пришли на смену нарративному телевидению. Участник выставок «В тумане войны» (галерея «Ходынка», Москва, 2019); «Удав, проглотивший слона» (галерея «25 кадр», Москва, 2018); «Смотрители за смотрящими» (персональный проект на площадке СТАРТ в ЦСИ «Винзавод», Москва, 2018); «Восьмой уровень» (ЦСИ «Винзавод», Москва, 2017); «Обратный просмотр» (галерея «На Шаболовке», Москва, 2016) и др.
Ксения Цыкунова. Из проекта Youtubiful. 2018–2019. Собрание MAMM.
Ксения Цыкунова "Ютьюбифул"
В рамках программы «ШР в МАММ»
29 октября 2020 — 22 ноября 2020
Куратор: Мария Лаврова
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет проект «Ютьюбифул» современного фотографа Ксении Цыкуновой, выпускницы Школы Родченко.
В своей дипломной работе художница анализирует феномен платформы Youtube и видеоблогинга, который за несколько лет из способа коммуникации превратился во влиятельную индустрию, трансформировавшую наше привычное представление о приватном и публичном пространствах. Сегодня в Youtube насчитывается около двух миллиардов зарегистрированных пользователей, ежедневно на сайте просматривают более миллиарда часов видео, а интернет переполнен объявлениями о курсах видеоблогеров для взрослых и детей от 6 лет. Количество контента растет по экспоненте, и мы часто воспринимаем его как информационный шум, заменяя настоящее общение и эмпатию привычным скроллингом ленты. Человек в контексте big data (больших данных) приравнивается к числу — лайку, аккаунту или транзакции.
Художница решила остановить информационный поток, нажать на паузу и уделить человеку на экране больше внимания. В инсталляции «Ютьюбифул» представлены скриншоты из видеороликов, с авторами которых Цыкунова предлагает вступить в зрительный диалог. В большинстве своем это не топовые блогеры с миллионами просмотров — кумиры своего поколения, — а обычные молодые люди, которые не боятся быть искренними и делиться своими переживаниями. Цыкунова исследует тонкую грань между вожделенной свободой самовыражения и необходимостью создания провокационного контента ради большего количества просмотров и комментариев. Зависимость от реакций аудитории приводит к тому, что уже ни зритель, ни сам видеблогер не могут с уверенностью отличить неподдельные эмоции от проявлений напускной искренности.
«Ровно в тот момент, когда органичное желание высказаться превращается в обязанность регулярно производить контент и удивлять подписчиков, свобода трансформируется в несвободу, и утопия оборачивается антиутопией», — считает художница.
Ксения Цыкунова родилась в 1987 году в Москве. В 2019 году окончила Школу Родченко (мастерская «Непосредственная фотография» под руководством Игоря Мухина). Выпускница Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (географический факультет). В своей художественной практике работает с фотографией и интернет-ресурсами, изучая влияние новых технологий на поведенческие модели молодежи. Основные интересы художницы — саморепрезентация индивида в социальных сетях, преимущественно в Youtube, проблематика интимного и публичного, тема психологических границ и гендерной идентичности. Участница выставок «Легко ли быть молодым» (Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2020); «Youtubiful. Gender journey» (Atelier am Eck, Дюссельдорф, 2019); Innervisions (Центр фотографий братьев Люмьер, 2016); «Серебряная камера» (ЦВЗ «Манеж», Москва, 2015) и др. В 2013 году заняла второе место на фестивале уличной фотографии в Майами.