История российского дизайна. Избранное. 1917-2022. Выставка в Новой Третьяковке
Варвара Степанова. Костюм спортивный «Прозодежда», 1920-е (реконструкция, 2020).
Московский музей дизайна
История российского дизайна. Избранное. 1917-2022
Выставка открыта с 7 декабря 2021 года по 27 ноября 2022
Западное крыло Новой Третьяковки, Крымский Вал, 10, 2 этаж, пространство Музея дизайна
Состав выставки: более 500 экспонатов
Собрания: Московский музей дизайна, Политехнический музей, Музей художественного текстиля и костюма Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина, Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «НАМИ», частные собрания
Кураторы: Александра Санькова, Ольга Дружинина
Московский музей дизайна, постоянный резидент в Западном крыле Новой Третьяковки, представляет первую масштабную экспозицию, исследующую отечественный дизайн за прошедшее столетие. В четырех разделах экспозиции (авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный дизайн, современный дизайн) представлены объекты, иллюстрирующие инновационные идеи дизайнеров, и изделия массового производства. Это макеты, эскизы, чертежи, реконструкции знаменитых невоплощенных проектов, концептуальные разработки из музейных и частных собраний. В течение 2022 года планируются три реэкспозиции проекта. Многие предметы, включенные в экспозицию, демонстрируются впервые.
«Выставка — результат десятилетней исследовательской работы, история дизайна ни разу не была показана так широко. Как правило, яркие эксперименты показывают вне контекста реальностей массового производства. Эта выставка определяет парадигму российского дизайна, рассказывает реальные истории о том, как и почему промышленные продукты выходили в том или ином дизайне, запускались в производство или оставались на стадии проектов. Мы нашли проекты и работы, которые никогда раньше не выставлялись в музеях, которые долгие годы хранились в семьях и в архивах советских НИИ, мы собрали фото- и видеохронику, создали десятки макетов так никогда и не осуществленных проектов. Все эти уникальные материалы вступают в диалог (стоят в паре) с предметами, которые штампуют на заводах миллионными тиражами», — говорит куратор выставки и директор Московского музея дизайна Александра Санькова.
Кураторы Александра Санькова и Ольга Дружинина проводят параллели между перспективными разработками советских и российских дизайнеров и продукцией массового производства. Во все времена дизайнеры стремились создать для человека идеальную предметную среду: красивую, удобную, безопасную. Часто их мечты разбивались о реальность — невозможность реализации. Практически все проекты художников-конструктивистов 1920-х так и остались экспериментами. В 1930-е годы дизайн массовой продукции был за рамками грандиозных планов и новых стилей; теоретические и методологические прорывы 1960-х, как правило, сохранились только на бумаге. Сегодня такие проекты называют концептуальными: они не предполагают немедленного воплощения, но показывают возможные решения проблем ближайшего и отдаленного будущего, прогнозируют, а иногда и определяют развитие проектной деятельности и технологий.
Например, в первой части экспозиции, посвященной авангарду, минималистичная кухня для дома Наркомфина, одного из самых известных памятников конструктивизма, противопоставляется простым деревянным табуретам. Реплика кухни была создана специально для выставки и показывается впервые. Среди экспериментальных работ 1930-х годов — оригинальные проекты интерьеров, мебели и осветительных приборов для редакции газеты «Правда», выполненные в Мастерской № 12 Моссовета, а рядом с ними представлена типовая кабинетная мебель той эпохи.
В разделе послевоенного дизайна зрители увидят 3D-макет малолитражного автомобиля «Белка», спроектированного В.А. Арямовым — его, как писал в то время журнал «Крокодил», замучили в «бюрократическом колесе» и так и не начали выпускать. Вместо «Белки» на улицах появился «Запорожец».
В последнем разделе, посвященном современности, кураторы показывают, не противопоставляя, два основных направления в актуальном российском дизайне — инновационные проекты и уже успешно реализованные. Так, концепт устройства для аромадезинфекции жилых пространств «Pop It», созданный дизайнером Павлом Волововым совместно с парфюмерной маркой «GREAT TROTTER// HMCM», превращает рутинное занятие в увлекательную игру. Рядом с ним — очиститель и обеззараживатель воздуха «TIOKRAFT», который выпускает Раменский приборостроительный завод.
«В названии выставки — слово «избранное». Мы выбирали экспонаты, наиболее ярко иллюстрирующие самые значительные этапы развития российского дизайна, примеры «хорошего дизайна», которых было немало и среди изделий массового промышленного производства. Кроме того, мы понимаем, что невозможно в рамках одной экспозиции рассказать обо всех сферах и направления российского дизайна за более чем сто лет. Поэтому показываем лишь небольшую, но важную часть его истории и оставляем возможность, регулярно меняя экспонаты, продолжить этот разговор», — говорит Ольга Дружинина, куратор выставки.
Партнером выставки стала кафедра музыкальной звукорежиссуры Российской академии музыки им. Гнесиных. Студенты 2 курса под руководством Марины Карпенко подготовили звуковое сопровождение выставки, которое позволит посетителям экспозиции глубже погрузиться в исторические периоды, соответствующие тематическим блокам выставки. Реализация выставочного проекта стала возможна благодаря гранту Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.