Центр современной культуры «Гараж» представляет: Вторая международная конференция «Решительный музей»

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАРАЖ»
ПРЕДСТАВЛЯЕТ

«РЕШИТЕЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

The reflexive museum: responsive spaces for publics, ideas, and art
Вторая международная конференция Центра «Гараж»
20–21 марта 2014 года

Конференция «Решительный музей» посвящена вопросам необходимости создания новых моделей культурных институций. Каким должен быть музей современного искусства сегодня? Хранилищем опыта или платформой для художественных экспериментов? Насколько музей должен реагировать на вызовы времени? Может ли музей как институция культуры быть вне окружающей его социально-политической ситуации? Одинакова ли ответственность и этика государственных и частных музеев?

Слово «музей» происходит из греческого языка и дословно означает «храм муз». Возникнув в одном из древнейших языков международного общения, сегодня слово «музей» понимается и используется по-разному в разных языках, отражая практику явления.

Название конференции на английском языке звучит как The reflexive museum: responsive spaces for publics, ideas, and art. В силу ряда причин в русском языке слово «музей» по-прежнему связано со своими корнями и часто ассоциируется с однозначной функцией консервирования истории, в связи с чем подобрать эквивалент английским определениям «reflexive» и «responsive» в контексте музейной практики было непросто. Если в европейской и американской традициях музейного дела применительно к музею допустимы употребления слов «успешный», «эффективный», «гибкий», «думающий», то в русском языке сегодня музей больше «влиятельный», чем «дружелюбный», больше «степенный», чем «динамичный» или «реагирующий».

В названии Второй международной конференции «Гараж» использует эпитет «решительный», подчеркивая свои задачи: во-первых, рискнуть и пригласить российское музейное сообщество увидеть в музее множество различных возможностей развития, а во-вторых, деятельно вспомнить завет представителей русского авангарда – создателей первой революционной модели музея, который «является собирающим все виды действующего, видоизменяющегося в современности искусства и оформляется для того, чтобы ими действовать на жизнь» («Музей художественной культуры», К. Малевич).

Обращаясь к мировым практикам и анализируя изменения в современной культуре, ведущие международные и российские специалисты, руководители музеев, кураторы и искусствоведы поделятся своим опытом и обсудят ряд важных вопросов в рамках программы лекций и дискуссий конференции «Решительный музей».

Программа конференции «Решительный музей»:

20 марта: вход свободный, по предварительной регистрации. Для регистрации необходимо заполнить заявку (скачать) и отправить ее по электронной почте на адрес m.sarycheva@garageccc.com до 14 марта 2014 года.

21 марта: презентация книги Клэр Бишоп «Радикальная музеология, или Так ли уж современны музеи современного искусства» в рамках совместной издательской программы Центра современной культуры «Гараж» и издательства Ad Marginem.

Беседа Клэр Бишоп с Анастасией Митюшиной (руководитель образовательного отдела Центра «Гараж»). Вход свободный.

Расписание конференции Вы можете уточнить на сайте www.garageccc.com.

Участники конференции «Решительный музей»: Зденка Бадовинац, директор Moderna galerija, Любляна; Клэр Бишоп, критик и теоретик современного искусства, профессор Городского университета Нью-Йорка, Нью-Йорк; Мария Гоф, профессор факультета истории искусства и архитектуры Гарвардского университета, Кембридж; Массимилиано Джиони, директор выставочных программ Нового музея, Нью-Йорк; Екатерина Головатюк, главный архитектор бюро ОМА, Роттердам; Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; Джек Персекян, директор и главный куратор Палестинского музея, Бирзейт; Кристиан Рэттмайер, ассистент куратора отдела графики Нью-Йоркского музея современного искусства, Нью-Йорк; Наталья Самойленко, директор музея-заповедника «Царицыно», Москва; Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Министерства культуры Российской Федерации, Москва; Доминик Уилздон, куратор образовательных и общественных программ Музея современного искусства Сан-Франциско, адъюнкт-профессор Калифорнийского колледжа искусств, Сан-Франциско; Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства, Москва.

Вход свободный, по предварительной регистрации.

Для регистрации необходимо заполнить заявку (скачать) и отправить ее по электронной почте на адрес m.sarycheva@garageccc.com до 14 марта 2014 года.

Количество мест ограничено.

Дополнительную информацию о мероприятии Вы можете получить по телефону: + 7 (495) 645-05-20.

Конференция проходит  при поддержке Дирекции образовательных программ Департамента культуры г. Москвы

 

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАРАЖ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
КНИГУ КЛЭР БИШОП «РАДИКАЛЬНАЯ МУЗЕОЛОГИЯ, ИЛИ ТАК ЛИ УЖ СОВРЕМЕННЫ МУЗЕИ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»

Книга Клэр Бишоп «Радикальная музеология, или Так ли уж современны музеи современного искусства» впервые опубликована на русском языке в рамках совместной издательской программы Центра современной культуры «Гараж» и издательства Ad Marginem (тираж 2700 экземпляров, 96 стр., цена в книжном магазине Центра «Гараж» 250 руб.).
Презентация книги пройдет в рамках конференции «Решительный музей», в ней примут участие автор Клэр Бишоп и руководитель образовательного отдела Центра «Гараж» Анастасия Митюшина. В ходе беседы они обсудят не только выход книги, но и карьеру Бишоп – специалиста мирового класса, наблюдательного арт-критика, умеющого анализировать и описывать живой выставочный процесс.

Дата проведения: 6 марта, 19:30
Место проведения: Образовательный центр «Гараж»

В своей книге Клэр Бишоп по-новому трактует «современность» в современном искусстве и анализирует кураторские практики, определяющие роль музея в общественной жизни. Это эссе – манифест пониманию «современности» как подхода и метода интерпретации событий, а не хронологической характеристики. По мнению Бишоп, сегодня музей современного искусства становится средой для экспериментирования с пониманием настоящего и переосмысления будущего с этих позиций.

Для иллюстрации своих выводов Бишоп выбрала три очень непохожих музея: Музей Ван Аббе в Эйндховене, Музей королевы Софии в Мадриде и Музей современного искусства Metelkova в Любляне. Все они нашли альтернативные решения проблемы сокращения бюджета, провели переоценку своей работы, категорий искусства, которое они сохраняют, и возможностей  своего зрителя. Новые потребности привели к изменениям принципов экспонирования постоянной коллекции, планированию новых приобретений и образовательной программы. Эти музеи небезупречны, их недостатки становятся очевидными именно при сравнении, однако все три предлагают убедительные альтернативы господствующей мантре «чем больше, тем лучше, а чем лучше, тем богаче». Музей Ван Аббе демонстрирует механику выставки как способ обретения исторического самосознания, Музей королевы Софии сочетает разные медиа в своей коллекции, построенной на логике переосмысления колониальной истории Испании, а Музей современного искусства Metelkova артикулирует исторический процесс, интерпретация которого пока отсутствует.

Сегодня музей современного искусства, по мнению Бишоп, не может ограничивать себя ролью площадки для нарциссического филантропизма. Как коллективное выражение того, что мы считаем важным в культуре, музей становится архивом общественного сознания и берет на себя функцию исторического проводника для зрителя, помогая ему понять настоящее через осознание прошлого.

Иллюстрации к книге выполнены художником Даном Пержовски. 

Клер Бишоп (р.1971) – американский историк искусства, критик и куратор, живет в Нью-Йорке. Постоянный редактор журналов Artforum и October. Курировала выставку Double Agent в Институте современного искусства в Лондоне (2008). «Радикальная музеология» вышла в издательстве Koenig Books в Великобритании в 2013 году, на русском языке публикуется впервые. ДругиекнигиКлэртакжепосвященысовременномуискусству – Installation Art (2005) и Artificial Hells: Participatory Art and the Politics of Spectatorship (2012).

Дан Пержовски – художник, соединяющий техники рисунка, мультипликации и граффити. Работы Пержовски, как правило, являются политическим комментарием современных ему событий в культуре. Пержовски был редактором журнала Revista 22, который способствовал развитию гражданского общества в Румынии, представлял Румынию на Венецианской биеннале 1999 года. Многие свои рисунки Пержовски издавал серийно в виде бесплатных газет и маленьких книг, среди них – Mad Cow, Bird Flu, Global Village (2007), Postmodern Ex-Communist (2007) и Recession (2010). Живет и работает в Бухаресте.

СОВМЕСТНАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА ЦЕНТРА СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАРАЖ» И ИЗДАТЕЛЬСТВА AD MARGINEM запущена в мае 2012 года. Цель программы – дать российским читателям возможность читать на русском лучшие книги о современной культуре, опубликованные в Европе и США за последние полвека. В серию входят книги о современном искусстве и архитектуре, фотографии и новых медиа, кинематографе и театре, социологии и маркетинге культуры.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «ГАРАЖ» – независимая культурная платформа для развития нового мышления. Обширная выставочная программа зарубежных и российских художников, научно-исследовательская деятельность, образовательная и издательская программы Центра «Гараж» формируют качественную среду для общественного диалога, создания новых идей и проектов. Институция, основанная в 2008 году Дарьей Жуковой в Москве с целью развития и популяризации современной культуры, обладает уникальным научным архивом, посвященным истории современного российского искусства, занимается разработкой и внедрением инновационных методик детского и семейного образования, поддержкой профессионалов в сфере искусства и культуры. Центр «Гараж» создает фундамент для экспериментальных проектов – выставок, дискуссий, образовательных мероприятий.
В мае 2012 года стартовала совместная издательская программа Центра и издательства Ad Marginem, в рамках которой публикуются важнейшие книги о современном искусстве, архитектуре, новых медиа, фотографии, театре, кинематографе, социологии и маркетинге культуры. В октябре 2012 года Центр переехал из здания Бахметьевского автобусного гаража в Парк Горького. Во временном павильоне Центра «Гараж», построенном по проекту архитектора Шигеру Бана, размещены выставочный зал, кафе и книжный магазин.
Центр современной культуры «Гараж» – некоммерческий проект Фонда развития и поддержки искусства «Айрис».

ФОНД РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИСКУССТВА «АЙРИС» (Iris Foundation) – некоммерческая организация, основанная Дарьей Жуковой в 2008 году для продвижения и развития современной культуры. Благотворительный фонд «Айрис» поддерживает деятельность «Гаража» в России и во всем мире.

Деятельность Центра современной культуры «Гараж» осуществляется при поддержке генерального партнера MasterCard и официального автомобильного партнера Audi.

Источник: www.garageccc.com

Скачать приложение
«Журнал Третьяковская галерея»

Загрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в App StoreЗагрузить приложение журнала «Третьяковская галерея» в Google play